консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"
консультация по развитию речи

Дерябина Людмила Алексеевна

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Консультация для педагогов

Тема:

«Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования»

Подготовила воспитатель:

Дерябина Людмила Алексеевна

2020 г

Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

 Наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления и интеллектуальных способностей на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

•        владение речью как средством общения и культуры;

•        обогащение активного словаря;

•        развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

•        развитие речевого творчества;

•        развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

•        знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, на практике доказано, что чем больше ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении технологии:

  • Проектная деятельность
  • Моделирование

Проектная деятельность

Метод проектов, позволяет решать комплекс задач, одна из которых – развитие речи.

Реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов:

  • специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты);
  • интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям;
  • межпредметные интегрированные проекты.

Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над творческим развитием речи детей в рамках любого меж предметного проекта.

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Волшебные камни» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему: «Сказочный мир театра», «Путешествие по родному краю».

Таким образом, для интеллектуально – творческого речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Моделирование

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Широкое применение в обучении детей получила такая технология, как моделирование (как знаково-символическая деятельность). В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия. На непрерывно образовательной деятельности по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Методы моделирования:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять творческие рассказы. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего непрерывно образовательного процесса. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.

Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной творческой речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. 

Использование в работе с детьми таких технологий, как проектирование и моделирование способствует интеллектуально – творческому речевому развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников через технологию ТРИЗ

В данной статье раскрывается проблема низкого уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Раскравается содержание созданного проекта по использованию технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкол...

Потенциал современной образовательной технологии проектирования и моделирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Конспект НОД "Поможем вернуть ёлочек в лес"

Цель: Развитие  связной  речи  детей. Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.)....

Презентация "Развитие познавательной инициативы дошкольников через технологию проектирования и систему эффективного сетевого взаимодействия»

В материале представлена  информация об организации взаимодействия детского сада с сетевым сообществом....

Развитие технического и творческого потенциала у детей с ОВЗ через технологию ТИКО-моделирования.

Использование технологии  «ТИКО- моделирование» обусловлено важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребёнка необход...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....