Сообщение на педсовет.
статья (подготовительная группа) на тему

Сообщение на педсовет на тему " Совершенствование развитие речи с применением игровых технологий". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять  рассказ по сюжетным картинам.

Методические рекомендации к выполнению этой задачи в общем плане  сводятся к следующему:

  1. Картина вносится  на рассмотрение детям вначале занятия. Она не показывается детям заранее.
  2. Воспитателем готовятся вопросы к детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
  3. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине.
  4. На занятии всей группой детей выслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
  5. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо-плохо».

По опыту других педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного занятия в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. А такой вид работы должен проводиться, и давать положительные результаты!

На этом основании позволю себе усомниться в том, что:

1) действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы;

2) нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине;

3) верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов.

Традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно решить задачи накопления словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составления собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 минут). Рассказы детей фактически являются вариантами образца воспитателя. У детей теряется  интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ и находятся в пассивной роли слушателя.

Совсем не решается задача формирования у ребенка обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как ребенок не понимает, по каким правилам он строится.

И в то же время, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь составлять рассказы по картине.

И я используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ.

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером.  Система ТРИЗ – педагогика в России развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно -мыслящих  личностей, умеющих решать проблемы.

Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, именно поэтому важно не упустить этот период. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.

Основной целью использования ТРИЗ-  технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения .

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена  для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.

В нашей группе я использую следующие методы ТРИЗ – технологии:

  • обучение детей творческому рассказыванию по картине;
  • обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;
  • методика формирования у дошкольников классификационных навыков;
  • обучение детей приемам фантазирования.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончанию каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок, совершенного мыслительного действия.

Содержание этапов.

Этап 1. Перечисление объектов на картине.

Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор.

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.

Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.

Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени.

Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.

Этап 1. Определите объекты на картине

Цель:

  • Учить детей определять состав картины, выявлять объекты и их схематизировать.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
  • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).

Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами

Цель:

  • Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.
  • Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».
  • Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).

Этап 3.Составьте сравнение, загадку или метафору  по картине

Цель:

  • Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
  • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Этап 4. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств

Цель:

  • Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
  • Учить детей узнавать эмблемы  этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
  • Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Этап 5. Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины

Цель:

  • Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
  • Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».

Этап 6. Определите  местонахождение объекта на картине

Цель:

  • Учить детей пространственной ориентировке  на картине.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: плоскостная «Да – Нет», «Ожившая картина».

Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя  разные точки зрения

Цель:

  • Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
  • Учить составлять речевую зарисовку от  имени какого-либо объекта на картине.
  • Учить узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
  • Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени

Цель:

  • Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
  • Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –  после того…).

Этап 9.  Найдите смысловые характеристики картины

Цель:

  • Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
  • Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
  • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине.

Цель:

  • Закрепить знание этапов составления рассказа по картине.
  • Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине.

Дидактические  игры и приемы :

  • Игры с подзорной трубой.
  • Ожившие картинки.
  • " Да - нет"
  • " Кто о чем говорит?"
  • К нам в гости пришел волшебник - «Я ощущаю запах»,  «Я ощущаю лицом и руками», «Я пробую на вкус»
  • «Что было, что будет?

Информация для педагогов.

Воспитатель заранее составляет и записывает собственный рассказ по данной картине на пределе своих речевых возможностей. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По объему рассказ должен быть не более чем на 2-3 мин.

Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости. На занятие приглашаются взрослые по количеству детей в группе. Это может быть обслуживающий персонал, родители, педагоги.

В начале занятия предлагается детям рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить «секреты» эмблем.

Воспитатель в качестве подарка картине предлагает детям составить свои рассказы и рассказать их взрослым.

Работа идет в паре: взрослый – ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге.

При необходимости рекомендуется повторить вводные слова, которые могут использоваться в начале текста: «Я смотрю на картину и …», в заключение рассказа « Я бы назвал эту картину так…».

После детских рассказов воспитатель предлагает присутствующим свой собственный рассказ по картине. Педагог читает его выразительно и не анализирует текст рассказа.

По окончанию занятия картина «уходит» в другую группу. Детские рассказы собираются в отдельную папку.

Педагог имеет возможность проанализировать рассказ каждого ребенка и построить индивидуальную работу по обогащению связной речи дошкольника в последующем.

( Прилагается схема по составлению рассказов)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                                                «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67»                                                                                                                                                             ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сообщение на педагогический совет на тему : " Составление описательных рассказов с помощью технологии ТРИЗ"

Составила воспитатель  : Хохлова Елена

Александровна

1 квалификационной категории

Энгельс

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

Сообщение на педсовете На тему: «Игра - как самостоятельная деятельность».

Сообщение на педсовете На тему:«Игра - как самостоятельная деятельность»....

сообщение на педсовете "Причины речевых нарушений"

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...

Сообщение к педсовету.

Тема: « Театр картинок»....

Сообщение к педсовету "Взаимодейтсвие специалистов ДОУ по развитию речи детей"

В сообщении отражено, как в нашем ДОУ происходит взаимодействие специалистов и воспитателей в работе над развитием грамматически правильной и связной речи детей....

сообщение к педсовету

Структура описательного рассказывания, его виды.                     ...