Тренинг для педагогов «Приятное общение»
материал на тему

Маркова Галина Николаевна

Цель: формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_21.12.2016g.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Приятное общение»

                                                                                   

                                                                                              Составила

                                                                                              Педагог-психолог  

                                                                                              Маркова Г.Н.

                                                                                              МДОУ д/сад № 53 «Солнышко»

г. Новоалександровск   21.12.2016 г.

Цель: формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Ритуал приветствия

Ведущий: Уважаемые коллеги я рада вас приветствовать на нашем тренинге «Приятное общение» и хочу пожелать Вам «Доброго дня».

Интенсивные преобразования системы дошкольного образования в наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования к квалификации. Сегодня воспитатель должен показывать не только высокий профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми, так и со взрослыми (коллегами, администрацией, родителями), т.е. владеть коммуникативными умениями. От них зависит и результат – воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка.  На сегодняшнем нашем занятии будет своего рода обмен опытом взаимодействия, продолжим знакомство с приемами доброжелательного общения, их развитие и совершенствование.

Один час настоящей работы придает человеку больше сил, чем месяц жалоб на жизнь.
                                                                                                                                Бэроу

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом.

                                                                            Ф. Ларошфуко, французский писатель

1.Упражнение «Подари  другу хорошее настроение»

Ведущий: Я предлагаю вам  выбрать для себя воздушный шар. (Педагоги разбирают шары). Ведущий: Если у кого-то не очень хорошее настроение, то мы сейчас его быстро исправим. Давайте нарисуем на наших шариках радостное выражение лица. (Рисуют радость фломастерами).

Ведущий: Вот теперь мы все в хорошем настроении. Давайте же поделимся им – подарим свой шарик соседу поделимся  с ним своей радостью. (Педагоги дарят друг другу шарики).

 2. Упражнение «Улыбка»

Цель: познакомить педагогов с приемами доброжелательного общения.

Ведущий: Обратите внимание на то, что вы рисовали на шариках, когда хотели передать чувство радости? (Улыбку).

Ведущий: Улыбка является одним из психологических приемов расположения людей к себе. Человек с улыбкой на лице хорошо воспринимается людьми. Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Улыбка – лучшее из природных средств,  против неприятностей. Улыбка способна формировать притяжение. А вы умеете улыбаться?

Можете и сейчас улыбнуться тому, кто смотрит на вас из зеркала. Этот человек заслуживает, чтобы ему улыбнулись. (Педагоги улыбаются). Улыбка уменьшает сопротивление возражения в споре, разговоре. Человек с улыбкой вызывает меньше возражений, чем когда его встречают без приятного выражения лица. Улыбкой вы никогда не ухудшите ваши отношения. А это уже плюс! Теперь улыбнемся друг другу, поделимся своей улыбкой! (Педагоги улыбаются друг другу). Что мы чувствуем, видя улыбку на лице другого человека (собеседника, соседа)? Да, улыбка создает позитивный внутренний настрой на общение.

3. Упражнение - рассуждение «Диалог»

Во время этого упражнения мы обсудим  правила построения эффективного общения так сказать  «Правило трех плюсов»

Цель: практическое использование психологических приемов общения для достижения поставленной цели. 

Общаясь с собеседником, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.  Основа отношения к нам человека закладывается в первые  15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд т.е.  расположить к себе собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов».

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника и комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Как вы думаете, с помощью каких приемов можно захватить инициативу в разговоре? (Используя переключение внимания; резкую смену темы разговора; не давать долго говорить партнеру; задавать контрвопросы; сохранять эмоциональную устойчивость и т.д)

Ведущий: Во время общения люди могут преследовать свои цели, например, соглашаться или не соглашаться с собеседником, высказывая свою точку зрения, или попросту переводить разговор на интересующую его тему. Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения.

4. Упражнение «Глухой, слепой, немой»

Цель: обратить внимание педагогов на невербальные способы передачи информации.

Для конструктивного общения немаловажное значение имеет и невербальная информация. Приглашаются три добровольца, которые получают роли «глухого», «слепого», «немого». «Слепому» завязывают глаза или надевают очки, «глухому» – наушники, «немому» – марлевая повязка.

Участникам дается задание

1.договориться о встрече в каком-либо месте в определенное время.

2. договориться о покраске забора в определенный цвет,

3. о покупке чего-либо в магазине, о выборе подарка на день рождения,

4.о том во что будете одеты вечером.

После выполнения упражнения необходимо провести обсуждение со всеми участниками тех трудностей, которые возникли у добровольцев, и вариантов их преодоления.

5.Раскрашивание "Мандалы".  

 Что это такое? В чем ее сила? И как нарисовать мандалу?  Само слово "Мандала" в переводе означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар и т.д. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Дело в том, что во время создания изображения, человек погружается в медитацию – «окунание» в подсознание. Это необходимо для того, чтобы суметь разобраться в собственных мыслях, понять окружающих людей и природу, обрести гармонию. Поэтому во время раскрашивания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения, способ изобразить состояние собственной души в круге. Самомотивация и позитивный настрой, как показывает практика, являются двумя важными составляющими любого начинания  Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо - начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие. Про мандалы можно долго говорить, но лучше просто взять и нарисовать.

Инструкция: Перед вами цветные карандаши можете приступать к творчеству. При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать. В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны.

1.На листе бумаги нарисуйте круг – можно просто положить тарелку и обвести ее. Внутри изобразите линии и узоры, символы и знаки, фигуры и орнаменты. Не задумывайтесь – позвольте руке двигаться свободно. Просто заполняйте пространство внутри круга, давая эмоциям управлять вашими движениями.

2.После того как закончите, посмотрите, какие цвета использовали. Попробуйте понять, какое чувство или эмоцию отражает тот или иной оттенок.

3.Запишите на другой стороне листа все, что пришло в голову.

4.Еще раз посмотрите на рисунок. Глубоко вдохните и можете порвать его на мелкие кусочки, символически отпуская негативные эмоции. Очень возможно, что вам станет легче.

5.Можно, наоборот, запечатлеть в круге состояние радости и гармонии и сделать этот рисунок своеобразным талисманом, способным поддержать в трудную минуту. Рисуйте свободно, выбирайте цвета, которые приятны. Можете включить любимую музыку.

Создавайте в круге такое изображение, которое будет напоминать о состоянии радости и вдохновения. Когда закончите, «побудьте» с мандалой еще пару минут, внимательно рассмотрите ее, соотнесите цвета и формы со своими эмоциями. Напишите на обратной стороне бумаги слова, которые могут служить для вас источником энергии и гармонии. Такую мандалу можно повесить на стену рядом с рабочим столом или в любом другом месте, где сможете ее видеть достаточно часто.Если изображать целую серию мандал на определенную тему, то можно увидеть, как меняется ситуация и вы в ней. Считается, что если рисовать в течение 21 дня, то та область жизни или ситуация, на тему которой вы творите, начнет меняться.

Вывод: Раскрашивая Мандалу не беспокоились о том что достаточно ли у нас художественных способностей для реализации  намерений.  

 6. В конце занятия проводится релаксационное упражнение «Храм тишины».

Ведущий: Известная мудрость гласит: «Доброе слово и кошке приятно», а человеку – тем более. Иногда удачно сказанное доброе слово способно поднять другому человеку настроение, развеять дурные мысли или просто вызвать улыбку! Но даже от хорошего приятного  общения тоже иногда хочется отдохнуть. А сейчас присядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит спокойная музыка). Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки. Обратите внимание на витрины магазинов... булочную... цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо… Вы подойдете и поприветствуете этого человека… Или пройдете мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице… (Музыка становится тише.) Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице… Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки. (Музыка выключается.) Вы подходите и трогаете деревянные двери, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной… (Некоторое время педагоги находятся в тишине.) Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу… Откройте глаза. Как вы себя чувствуете теперь? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

7.Рефлексия  «Всё у меня в руках!»

Цель рефлексии: осознание себя и своих действий, обобщение результатов проделанной работы; обратная связь с участниками.

На доску прикрепляется плакат с изображением ладони.

Большой палец – «Какие выводы вы для себя сделали? »,

Указательный –«Над чем вы задумались?»,  

Средний – «Что нужно развивать на будущее?»,

Безымянный – «Ваши впечатления о …. »,

Мизинец – «Ваши пожелания…».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы

Ритуал прощания.

Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Список литературы:

1.Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 144 с

2. Журнал «Школьный психолог».

3.Журнал «Ребенок в детском саду».

4.Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.

5.http://www.trepsy.net

6.http://azps.ru

         Красный – очень «сильный» по энергетике цвет. Он передает собой: силу,          решительность, действие и смелость. Этот цвет в  говорит о животворном потенциале, реализации желаемого

  • Розовый – цвет, который отображает человеческую доброту, он так же «дарит» ласку и чувство любви
  • Желтый – цвет, говорящий о радости и счастье. Он носит в себе «теплую» энергетику. Своей лучезарностью он исцеляет, вдохновляет и помогает получить желаемое
  • Золотой – этот цвет представляет собой богатство, жизнерадостность, удовольствие и жизненную мудрость
  • Зеленый – цвет естественности, чувственности, гармонии и внутреннего развития. Этот цвет окунает человека в медитацию и дарит спокойствие. Он способен дать ощущение уравновешенности организму
  • Синий (темный) – цвет спокойствия и цвет духовности. Это очень серьезный цвет, который дарит легкость душе и покой
  • Синий (светлый) – дарит спокойствие нервной системе человека, дружелюбность и понимание с окружающими
  • Фиолетовый – цвет, дарующий вдохновение и способный «очищать» энергетику человека от всего негативного. Этот цвет необходим для того, чтобы в случае необходимости «удалить» все возможные препятствия на пути к желаемому
  • Коричневый – цвет, который представляет собой землю. Земля – неотъемлемая часть человека, которая дает человеку урожай, носит человека и дает ему силы. Поэтому данный цвет передает собой смысл «практичности» и «защиту»
  • Голубой – цвет бесконечности, цвет глубокого океана и чистого неба. В некотором смысле, этот цвет отображает собой материнство, а значит «женское начало». Голубой несет значение сострадания, понимания и помощи
  • Оранжевый – позитивный цвет, который представляет собой жизнерадостность, жизненную силу и свободу
  • Бирюзовый – цвет «защиты» для своего обладателя. Этот цвет так же несет в себе смысл стремления, исцеления и гармонии
  • Черный – это цвет тьмы. В мандалах черный цвет присутствует лишь в контурах, но в некоторых рисунках может занимать много места и тогда мандала несет в себе смысл «страха», «смерти» и «пустоты»
  • Белый – цвет чистоты и исцеления, этот цвет защищает своего обладателя от негатива и помогает мыслить, а так же чувствовать
  • Серый – цвет равновесия и балансирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Искусство общения"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контак­тами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зави­сит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родит...

Сценарий тренинга "Характеристики оптимального педагогического общения по материалам ФГОС"

Тренинг построен так, чтобы педагоги участвующие в нем задумались о том, какие требования предъявляет современный образовательных стандарт к общению с детьми....

Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...

Тренинг для родителей: Стили общения в семье.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, обществен...

Тренинг для педагогов "Этикет общения с воспитанниками"

Тренинг  предназначен для педагогов и воспитателей ДОО на тему "Этикет общения с воспитанниками"....