Методические приемы хозяйственно-бытового труда в средней группе.
консультация (средняя группа)

Гайсина Айгуль Римовна

 Консультация для воспитателей по организации трудовой деятельности с дошкольниками в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, включая хозяйственно-бытовой труд, систематически начинает осуществляться со второй младшей группы.

В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и прежде, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4—5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения дают одному ребенку или небольшой группе (2-3 ребенка).  

 Наряду с этим  имеет место и коллективные поручения, объединение нескольких ребят в общем труде. Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых.

 Например, говорю Аязу и Роме, что решила доверить им важное дело, которое нужно выполнить  аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительными материалами;  «Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок! У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать». Пока дети занимаются уборкой,  обращаю внимание всех присутствующих на то, как они трудятся («Как приятно смотреть на ребят, когда они работают дружно »). Выполняя подобное поручение, дети начинают понимать общественную необходимость своей работы, учатся ответственно подходить к делу.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником, воспитателем. Например, сгребаю сухие листья, а дети переносят их в кучу, или на прогулке  обращаю внимание детей на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагаю очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику. («Вот удивится дядя Хамза, когда увидит, как мы ему помогли!»). Ребята с удовольствием очищают вместе   снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. В работе можно использовать следующие методы: показ, объяснение, указания, напоминание. Можно провести беседы по типу «Для чего нужны дежурные», игру «Кто правильно накроет на стол», важно обращать внимание на правильную сервировку стола в ходе сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери » . Дежурства начинают носить более самостоятельный характер. Ддовожу до сознания детей, что дежурство — это обязанность каждого перед всеми.  Даю объективную оценку труда детей: застенчивого малыша подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше.

Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Сначала детей знакомят с порядком хранения пособий. В первые дни пособия расставляю вместе с дежурным, затем детей приучаю делать это самостоятельно.

Так же организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Совместно с детьми занимаемся уборкой в игровых зонах по пятницам, ремонтом книг в книжном уголке по необходимости. Важно учить детей в процессе труда спокойно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно реагировать на них, оказывать помощь друг другу.

Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру. При этом важно как учитывать желание ребенка, так и привлечь пассивных детей. Дети следят за порядком в игровых зонах, в книжном уголке. Когда необходимо навести порядок в группе, можно давать индивидуальные поручения для каждой игровой зоны. Например, Милана наведи порядок в кукольном уголке, Артем расставь машины в гараже и т. д.

 С целью повышения активности и интереса к трудовой деятельности использую метод поощрения. Известно, что похвала стимулирует к выполнению очередного задания с еще большим старанием. Удачи ребенка в трудовой деятельности  отмечаю в присутствии всех детей. Ребенку полезно и приятно ощущать себя значимым, умелым. Например, («Посмотрите, как Тимофей хорошо убрал игрушки!»).

Эффективны и игровые приемы работы с детьми. Например, к ребятам приходит кукла Аня и просит помочь ей сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т. д.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше понимает общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.

В процессе детского труда необходимо решать вопросы нравственного воспитания, формировать навыки положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников  («Нам с Ирой  нравится, как Ильназ и Денис расставили машины в гараже . Правда, девочки?»). Необходимо постоянно обращать внимание детей на их сверстников ( «Залина справедливая и добрая девочка, она заметила, что Лере одной трудно убирать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие друзья» ).

Также нужно помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна длиться более 10 минут. Например, видя, что похвала взрослых чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, он возбужден, раскраснелся, у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить ребенка на игру либо дать ему какое-либо индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например, попросить позвать кого-нибудь из сверстников.

Работу по организации трудового воспитания важно осуществлять в тесном сотрудничестве с семьей. Родителям сообщать об успешном выполнении ребенком трудовых поручений, дежурства. Можно поинтересоваться, какую помощь оказывает ребенок маме и папе.

Таким образом, в ходе трудовой деятельности дети овладевают конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, у них формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, соблюдать определенные правила поведения. Дети овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу, образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хозяйственно – бытовой труд в средней группе

Хозяйственно – бытовой труд в средней группеЦель:Формировать  положительное  отношение  к труду у детей дошкольного возраста.Задачи:·        Воспитыва...

Хозяйственно-бытовой труд в средней группе «Поможем бабушке Федоре»

1.     Умение ставить и мотивировать цель.Ø  формировать умение видеть необходимость работы и ставить ее цель по собственной инициативе,Ø  действовать под влиянием общест...

Конспект проведения хозяйственно-бытового труда в средней группе «Стирка кукольного белья».

Учить трудиться сообща в определенной последовательности. Воспитывать аккуратность. Уважение к труду взрослых....

Методические приемы хозяйственно-бытового труда в средней группе.

Консультация для воспитателей по организации трудовой деятельности с дошкольниками в средней группе...