План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Рзаханова Диана Идаятовна

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_zanyatie_po_shahmatam.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Сравнительная сила фигур»

План-конспект урока №2

по программе И. Г. Сухина «Шахматы - школе»

Работа выполнена:

Рзаханова Диана Идаятовна

МАДОУ ДСКВ «Солнышко» воспитатель

Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска,  значки-смайлики.

Ход занятия

Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин,  вы наверное часто бывали в магазинах. А какие бывают магазины?
(ответы детей)
А мы с вами отправимся в не простой, обыкновенный: продуктовый или хозяйственный магазин, мы отправимся в шахматный магазин, в этом  магазине можно купить шахматные фигуры, но чтобы их купить, надо знать их ценность. Давайте послушаем наших друзей динозавриков, они нам расскажут о ценности фигур. ( Дети слушают фрагмент игры «Динозавры учат шахматам» и выполняют практическое задание)
Итак друзья, вы узнали, о ценности фигур в нашем магазине и за единицу измерения мы будем считать один «смайлик».
Пешка стоит один смайлик.
Конь и слон три смайлика.
Ладья пять смайликов.
Ферзь девять смайликов.
Чтобы заработать «смайлики», для приобретения шахматных фигур, вам нужно выполнить  мои задания, за каждый правильный ответ , вы получаете смайлик.

1. Задание. Шахматные загадки. За каждый правильный ответ, вы получаете «смайлик».

Шахматные загадки
1.     Один раз  погибает, а два раза  родится.  (Пешка)

2.     Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
           (Слон)

3.     Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
                                          (Конь)
5.  Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как  зовут,   не скажу.
                     (Ладья)
4.     Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
                                           (Король)
5.     Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и   вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
                                     (Ферзь)
6.     Не люди, не звери, не часы, а ходят?
                                      (шахматные фигуры)
7.     Какой король не умеет говорить?
                                     (шахматный)
8.     На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
2. Задание . Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ , вы получите один смайлик.)
1.     Как ходит пешка?  (только вперед)
2.     Как бьёт пешка?  (наискосок)
3.     Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
4.     Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5.     Где стоят ладьи на доске до начала игры?  ( по краям)
6.     Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)
7.     Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?  ( белопольные  и чернопольные)
8.     Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
9.     Между какими фигурами на доске стоит конь?
10. Чем конь отличается от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11.     Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём 

3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо!                     вперёд)
Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Закрепление:  А сейчас мы поиграем в игру «Огонь»,  при помощи этой игры мы сможем понять почему одни фигуры дороже других.
(Нужно посчитать с центрального поля, сколько полей обстреливает фигура и прийти к выводу, где лёгкие фигуры, где тяжёлые. Дети выходят к магнитной доске и считают , сколько клеток обстреливает, та или иная фигура.)
Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы будите знать ценность , каждой фигуры. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие по «Шахматному магазину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

План-конспект открытого занятия ФЭМП (средняя группа) Тема: "Геометрические фигуры. Счет до 5".

Интегрированное занятие.направлнное на формирование элементарных математических представлений...

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

План-конспект индивидуального занятия для детей с ОВЗ по развитию элементарных математических представлений «Геометрические фигуры»

Это индивидуальное занятие предназначено для детей с ОВЗ по развитию элементарных математических представлений, для  обобщения полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Волшебная страна забавных геометрических фигур»

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания детей по геометрических фигурахЗАДАЧИ:Образовательные:Закреплять представления детей о свойствах геометрических фигур.Закреплять знания детей о свойствах геом...

План-конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми второй младшей группы. Тема: «Путешествие в волшебную страну “Геометрические фигуры”»

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, объёмные фигуры шар и куб.Закрепить умение сравнивать предметы по цвету (одинаковые - разные, количеству...