Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»
    консультация на тему

    Метелева Людмила Викторовна

    Познакомить молодых педагогов с целесообразным подбором и рациональным использованием физкультурного оборудования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_fiz.docx19.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»

    Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на занятиях по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим и упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие. Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников.

    Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идет интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определенные группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Для полноценного развития ребенка необходимо чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством физкультурных пособий и предметов. Можно использовать нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками. Физкультурное оборудование дети с удовольствием в самостоятельной двигательной деятельности (выкладывают дорожки из ковриков с пуговицами, ходят по ним снимая обувь; играют в «Птичек» с ленточками в руках и т.д.)

     Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса. Детям интереснее выполнять упражнения с предметами.

    Во время занятий с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

    В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования их умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

    Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной

    Для этого используется крупный и мелкий спортивный инвентарь (стойки для прыжков, гимнастические стенки, скамьи, мячи, скакалки и пр.). Без них нельзя научить детей правильному выполнению движений. Кроме того, использование спортивного инвентаря повышает интерес детей к физическому воспитанию.

    Занятия со спортивным инвентарем направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость, сила, координация)

     Гимнастическая скамейка (д =300см., в = 20-25см., ш = 18-20см.)

    • Упражнения на скамейках развивают и совершенствуют: силу мышц, гибкость, подвижность суставов, быстроту мышечных сокращений, координацию, ловкость, умение регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.

     Скакалки (короткие, длинные)

    • Развивают координацию.
    • Укрепляют мышцы стопы.
    • Способствуют развитию воображения.

     Мячи (большие, средние, маленькие)

    • Развивают координационные способности.
    • Способствуют формированию правильной осанки, скоростно-силовых способностей.
    • Помогают восстановлению с использованием самомассажа, лечению плоскостопия.
    • Развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска;
    • Нормализуют эмоционально-волевую сферу

     Хопы и фитболы

    • Развивают чувство равновесия, координацию движений.
    • Помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, ног и рук
    • Помогают формировать правильную осанку детей.
    • Тренируют вестибулярный аппарат.
    • Избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение.

     Кубики разной величины

    • Развивают чувство равновесия, координацию движений.

     Обручи

    • Укрепляет мышцы брюшного пресса и мышцы спины.
    • Способствует развитию гибкости, силы.

     Дорожка здоровья

    • Профилактика плоскостопия (укрепляет мышцы стопы).
    • Способствует развитию равновесия.

    Туннели

    • Развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве и ориентироваться в нем.

     Дорожки

    • Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия ребристые доски

     Бруски, кегли

    • Способствует развитию ловкости, координации

     Баскетбольные кольца и щиты для метания

    • Способствуют развитию глазомера, меткости, силы.

    Основные требования к подбору физкультурного оборудования

    Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.

    Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

    Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

    Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.

    Физкультурное оборудование должно активно использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

    Консультация для воспитателей

    «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»

    Подготовил:

                     Воспитатель1 кв. категории

    Метелева Л.В.

                                            г. Арзамас 2016г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Использование нестандартного Физкультурного оборудования с детьми дошкольного возраста как средство привития здорового образа жизни»

    Нетрадиционное физкультурное оборудование.Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ...

    Консультация для воспитателей "Использование технологии ТРИЗ на экологических занятиях в старшем дошкольном возрасте"

    Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть прои...

    Консультация для воспитателей "Использование нестандартного физкультурного оборудования"

    Наряду с традиционным стандартным оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом оно обязательно должно соо...

    Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»

    Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивиду...

    Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

    Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развити...

    Консультация для воспитателей " Использование элементов шахматной игры как принципа интеграции в образовательной деятельности работы с детьми" .

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития...