Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»
консультация на тему

Метелева Людмила Викторовна

Познакомить молодых педагогов с целесообразным подбором и рациональным использованием физкультурного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_fiz.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»

Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на занятиях по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим и упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие. Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идет интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определенные группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Для полноценного развития ребенка необходимо чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством физкультурных пособий и предметов. Можно использовать нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками. Физкультурное оборудование дети с удовольствием в самостоятельной двигательной деятельности (выкладывают дорожки из ковриков с пуговицами, ходят по ним снимая обувь; играют в «Птичек» с ленточками в руках и т.д.)

 Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса. Детям интереснее выполнять упражнения с предметами.

Во время занятий с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования их умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной

Для этого используется крупный и мелкий спортивный инвентарь (стойки для прыжков, гимнастические стенки, скамьи, мячи, скакалки и пр.). Без них нельзя научить детей правильному выполнению движений. Кроме того, использование спортивного инвентаря повышает интерес детей к физическому воспитанию.

Занятия со спортивным инвентарем направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость, сила, координация)

 Гимнастическая скамейка (д =300см., в = 20-25см., ш = 18-20см.)

  • Упражнения на скамейках развивают и совершенствуют: силу мышц, гибкость, подвижность суставов, быстроту мышечных сокращений, координацию, ловкость, умение регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.

 Скакалки (короткие, длинные)

  • Развивают координацию.
  • Укрепляют мышцы стопы.
  • Способствуют развитию воображения.

 Мячи (большие, средние, маленькие)

  • Развивают координационные способности.
  • Способствуют формированию правильной осанки, скоростно-силовых способностей.
  • Помогают восстановлению с использованием самомассажа, лечению плоскостопия.
  • Развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска;
  • Нормализуют эмоционально-волевую сферу

 Хопы и фитболы

  • Развивают чувство равновесия, координацию движений.
  • Помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, ног и рук
  • Помогают формировать правильную осанку детей.
  • Тренируют вестибулярный аппарат.
  • Избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение.

 Кубики разной величины

  • Развивают чувство равновесия, координацию движений.

 Обручи

  • Укрепляет мышцы брюшного пресса и мышцы спины.
  • Способствует развитию гибкости, силы.

 Дорожка здоровья

  • Профилактика плоскостопия (укрепляет мышцы стопы).
  • Способствует развитию равновесия.

Туннели

  • Развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве и ориентироваться в нем.

 Дорожки

  • Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия ребристые доски

 Бруски, кегли

  • Способствует развитию ловкости, координации

 Баскетбольные кольца и щиты для метания

  • Способствуют развитию глазомера, меткости, силы.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.

Физкультурное оборудование должно активно использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

Консультация для воспитателей

«Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»

Подготовил:

                 Воспитатель1 кв. категории

Метелева Л.В.

                                        г. Арзамас 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование нестандартного Физкультурного оборудования с детьми дошкольного возраста как средство привития здорового образа жизни»

Нетрадиционное физкультурное оборудование.Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ...

Консультация для воспитателей "Использование нестандартного физкультурного оборудования"

Наряду с традиционным стандартным оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом оно обязательно должно соо...

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»

Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивиду...

Консультация для воспитателей «Применение нестандартного оборудования на занятиях и в совместной деятельности с детьми «Радужный парашют»

Представляем вашему вниманию  нетрадиционное игровое пособие «Радужный парашют», которое можно    использовать в различных видах двигательной деятельности детей....

Консультация для воспитателей Использование нестандартного физкультурного оборудования.

Консультация для воспитателейИспользование нестандартного физкультурного оборудования....

Консультация для воспитателей Использование нестандартного физкультурного оборудования.

Консультация для воспитателейИспользование нестандартного физкультурного оборудования....