"Проектный метод как инновационная педагогическая технология"
статья на тему

Сухарева Елена Анатольевна

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники  15- 10 лет назад, дети не хотят учиться в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.  Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад33.29 КБ
Файл презентация1.27 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Рябинка»

комбинированного вида

Районный семинар

Проектный метод  

как инновационная педагогическая технология

Подготовила:

ст. воспитатель Сухарева Е.А.

       

             В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации»,  ФГОС  Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г,  в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения: дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство –  самый главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, коммуникативного, эмоционального. Это период, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми,  начинает осознавать себя и своё место в этом мире.

       Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники  15- 10 лет назад, дети не хотят учиться в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

        Как же поправить ситуацию? 

       Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено на, формирование у детей потребности к активной созидательной деятельности, развитие творческих способностей.

       На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому   новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.  Раньше на первый план выходила задача развития у ребенка стандартного набора знаний, умений и навыков, а сейчас необходимо формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

       Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.  Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний.

   В ФГОС  Дошкольного образования, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

   Подробнее о некоторых пункты ФГОС ДО, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.

     Общие положения

Основные принципы дошкольного образования, заложенные в Стандарте:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

     Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

     Программа направлена на:  

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

    Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

     Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность проблемных, поисковых, исследовательских методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

    Коллективная работа в подгруппах дает детям  возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

    Главное  предназначение метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

    Из этого следует, что метод проектов «проецируется» на все образовательные области  ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Он описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.

 

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

        Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

      Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

      Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.      

     Дети имеют огромный творческий потенциал, который могут раскрыть, участвуя в проекте. Особенность взросло - детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, педагоги, родители. Совместный сбор материалов по теме проекта: игры, загадки, рисунки. Поделки, чтение художественной литературы раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: музыкального руководителя,  логопеда, инструктора по физической культуре, психолога - делает проект более познавательным и ярким.

      Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.

   Дети 3-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

    Дети 5-6 лет.

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

     Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы воспитателю по работе над проектом:

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

    С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?

    В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Что может послужить источником темы проекта?

Предпосылки к выбору темы проекта:

1. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)

2. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения , вышивать, рассказывать стихи и пр.)

3.Что-то внести (вещь, предмет,..)

4.Что-то убрать…

5.Организовать ситуацию (перекрыть воду в кране, сменить мыло на кирпичик)

6.Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя

7. Внести героя.

8. Кто-то пришел…

     МБДОУ Детский сад «Рябинка» проектный метод использует очень давно и широко применяет его в работе с детьми. Воспитателями создано множество проектов: «Человек», «Хлеб -  всему голова», «Солнце», «Космос», «Родной свой край люби и знай», «Моя семья», «Дорогою добра», «В гостях у сказки», «Погремушки», «Поклонимся великим тем годам», «Музыкальная гостиная» и др.

Мотивацией проекта «Поклонимся великим тем годам» послужило знаменательное событие: 70-летие Победы в ВОВ. Весь коллектив детского сада был задействован в процессе его реализации, использовались самые разнообразные формы работы. Дети посещали ветеранов и тружеников тыла: вручали им юбилейные медали, сделанные своими руками подарки, читали стихи. Побывали у памятника погибшим воинам,  где узнали об их бессмертных подвигах, побывали в библиотеке на выставке книг о войне и музее боевой и трудовой славы родного завода: посмотрели фотографии военных лет, попили воды из фронтовой фляжки.

Цикл занятий «Блокада Ленинграда», «Ордена и медали ВОВ», «История Георгиевской ленточки» помог детям понять, что война – это не только подвиг, но и великое терпение.

    Дети слушали письма с фронта и складывали знаменитые солдатские треугольники. Выполнили коллективную аппликацию: «Салют Победы». Изготовили поделки из бумаги и картона «Вечный огонь», чтобы подарить ветеранам в день Победы.  

  На вечере поэзии «Нужно помнить нам» звучали стихи о великом подвиге русского народа в исполнении детей.

  В музыкальной гостиной дети с удовольствием слушали «Песни военных лет», подпевали ставшие знакомыми строки.

  В группах были организованы выставки рисунков о войне и Победе.

 В военном параде лихо маршировали, представляли свои приветствия  команды морской пехоты, воздушных и сухопутных войск, соревновались в силе и ловкости.

  С воспитателем по физкультуре дети разучили п. и. «Донеси пакет», «Меткий стрелок».

Литературно-музыкальная композиция «Мы память бережно храним» явилась презентацией проекта. Она  помогла детям и всем нам очутиться в далеком прошлом, прочувствовать атмосферу тех далеких сороковых. Здесь участвовали не только дети, но и их родители, бывшие воспитанники детского сада.

     В наше время интернета стало намного проще работать с использованием проектного метода: масса материала, но к созданию и реализации собственного проекта нужно подходить очень обдуманно, исходя из возможностей педагога и способностей и индивидуальных особенностей детей.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод как инновационная педагогическая технология (с ФГОС ДО)

Слайд 2

Основные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьёй; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Слайд 3

способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования ; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности Создание образовательной среды, которая:

Слайд 4

П роблема; П роектирование или планирование; П оиск информации; П родукт ; П резентация. Метод проектов-это 5 «П»:

Слайд 5

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков. Требования к использованию метода проектов:

Слайд 6

- развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель проектного метода:

Слайд 7

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей ; развитие познавательных способностей ; развитие творческого воображения ; развитие творческого мышления; Общие задачи развития для каждого возраста:

Слайд 8

Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения , вышивать, рассказывать стихи и пр.) Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам) Что-то внести (предмет, вещь..) Что-то убрать… Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране) Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя Кто-то пришел. Внести героя. Предпосылки к определению темы проекта:

Слайд 9

Проект: «Поклонимся великим тем годам» Поклонимся великим тем годам… Тем славным командирам и бойцам… И маршалам страны, и рядовым… Поклонимся и мертвым, и живым. (Н. Добронравов)

Слайд 10

Посещение ветеранов и тружеников тыла

Слайд 11

У памятника погибшим воинам п. Тургенево

Слайд 12

На выставке книг о войне «Величие народного подвига»

Слайд 13

В музее боевой и трудовой славы ОАО АСТЗ

Слайд 14

Цикл занятий Почему война называется Великой Отечественной; Ордена и медали ВОВ; Беседа «История Георгиевской ленточки»; 9 мая – День Победы;

Слайд 15

История Георгиевской ленточки

Слайд 16

Цикл занятий Женщины на защите Отечества; Четвероногие помощники на фронте; Юные герои войны

Слайд 17

«Солдатские треугольники»

Слайд 18

«Салют Победы»

Слайд 19

«Вечный огонь»

Слайд 20

Вечер поэзии «Правнуки Победы»

Слайд 21

Выставки рисунков о войне

Слайд 22

Парад Победы

Слайд 23

П одвижные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...

Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.

I Всероссийская педагогическая Конференция «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты». Автор:          Ветряк Наталья Владимировна,...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПри  работе с детьми  раннего возраста, основными задачами познавательного разв...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

Проектная деятельность, как инновационная педагогическая технология в ДОО

Статья о реализации проекта, посвященного 23 февраля Дню защитника Отечества....