Главные вкладки

    Формы организации детской деятельности
    консультация по теме

    Соколова Лариса Валерьевна

        В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня занимают очень не значительное время. Следовательно, нужны и другие формы организации детей. Главная форма – это конечно же игра. Обучение может происходить во время игры и нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной.

     

    Рассмотрим эти формы:

    1.     Мастерская

    2.     Экспериментирование и исследование

    3.     Проектная деятельность

    4.     Коллекционирование

     

    Поговорим о некоторых из них.

     

       Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности. Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные  формы  работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок). Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий.

     

        Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей.

    С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

    ·         С 1 младшей группы (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

    ·         В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. 

    ·         Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

    ·         Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

    ·         В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

    Экспериментирование в организованной деятельности

    В соответствии с образовательной программой опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

    В ней запланировано изучение с помощью опытов:

    ·         свойств песка, глины и камня;

    ·         свойств воды в ее различных состояниях;

    ·         температуры.

    ·         взвешивание тяжелых и легких материалов;

    ·         измерение длины с помощью мерок;

    ·         наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

    ·         изучение смешивания цветов.

     

    Экспериментирование в свободной деятельности

    Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

    В группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

    ·         наборы для опытов с инструкциями-картинками;

    ·         игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

    ·         различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

    ·         измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

    ·         инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

    ·         другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

    ·         писчие принадлежности для фиксации результатов.

     

    Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

    Экология:

    ·         строение растений;

    ·         условия, необходимые для жизни растений;

    ·         размножение растений;

    ·         опыты в огороде и цветнике;

    ·         опытническая деятельность по сезонам;

    ·         исследование животных.

    Исследовательская деятельность о человеке:

    ·         строение человека;

    ·         физиология;

    ·         гигиена.

    Физические опыты в детском саду:

    ·         движение;

    ·         измерение;

    ·         магнетизм.

    ·         вещества и материалы;

    ·         свет и цвет;

    ·         звук.

     

         Проектная деятельность – это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом  создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.

     

    Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

               Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

    Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

    Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

    Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П»:

    Проблема;

    Проектирование или планирование;

    Поиск информации;

    Продукт;

    Презентация.

    Портфолио, в котором собраны наработанные материалы ( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

     

    Очень интересные проекты для всех возрастных групп собраны с подписки электронного журнала «Справочник старшего воспитателя».

     

         Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка.

     

    Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_k_ped_sovetu.pptx1.48 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ИЗУЧАЕМ И РАБОТАЕМ ПО ФГОС ДО

    Слайд 2

    Что означает аббревиатура ФГОС ДО?

    Слайд 3

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    Слайд 4

    Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: 1. к структуре Программы; 2. к условиям реализации Программы; 3. к результатам освоения Программы; 4. к предметно-развивающей среде 5. к квалификации педагогических и иных работников

    Слайд 5

    1. к структуре Программы; 2. к условиям реализации Программы; 3. к результатам освоения Программы

    Слайд 6

    В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения ООП ДО?

    Слайд 7

    В виде целевых ориентиров дошкольного образования

    Слайд 8

    Что такое целевые ориентиры?

    Слайд 9

    Социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования

    Слайд 10

    К какому возрасту (раннему или дошкольному) относятся следующие целевые ориентиры?

    Слайд 11

    -ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; -владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых

    Слайд 12

    Сколько образовательных областей определяет ФГОС ДО? Перечислите их

    Слайд 13

    Пять. 1)социально-коммуникативное развитие; 2)познавательное развитие; 3)речевое развитие; 4)художественно-эстетическое развитие; 5)физическое развитие.

    Слайд 14

    Определите к какой образовательной области относятся следующие задачи: -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Слайд 15

    Социально-коммуникативное развитие

    Слайд 16

    Какие требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде?

    Слайд 17

    РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

    Слайд 18

    Формы организации детской деятельности Мастерская Экспериментирование и исследование Проектная деятельность Коллекционирование

    Слайд 19

    Мастерская

    Слайд 20

    Экспериментирование и исследование

    Слайд 21

    Проектная деятельность ПРОЕКТ-это «шесть П » 1 - П роблема; 2 - П роектирование (планирование); 3 - П оиск информации; 4 - П родукт; 5 - П резентация. 6 - П ортфолио , папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

    Слайд 22

    Коллекционирование


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАНИЮ РОДНОГО ГОРОДА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ СТРАНЫ.

    Формирование начальных знаний о родном городе   - одна из основных задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения се...

    презентация "Экскурсия как форма организации детской деятельности в ДОУ"

    Материал по организации и проведению экскурсии...

    Инновационные формы организации детской деятельности.

    В любом дошкольном учреждении есть основная образовательная деятельность, которая реализуется в течениивсего пребывания ребенка в детском саду....

    Формы организации детской деятельности

    Дидактическая игра и чтение с обсуждением...

    Формы организации детской деятельности

    В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня ...

    Мастер-класс на тему «Активные формы организации детской деятельности»

    Мастер - класс на тему "Активные формы организации детской деятельности"...

    Опыт работы «Формы организации детской деятельности в процессе конструктивно-модельной деятельности»

    Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое? Это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствую...