Проект "Нас учит говорить фольклор"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Попадинец Юлия Юрьевна

Проект в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 для детей раннего возраста
Колпинского района Санкт – Петербурга.

                                            Проект

в группе «Радуга»

                         «Нас  учит говорить фольклор»

Развитие речи детей раннего возраста средствами

малых форм русского фольклора

                Описание: http://aktinoya.ru/index.php?view=image&format=raw&type=img&id=3387&option=com_joomgallery&Itemid=64

Автор проекта:     Воспитатель 

                                                                         Юлия Юрьевна Попадинец

2016-2017 уч. год

Актуальность:

            Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка. Ранний  возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности

Проблема:

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. В семьях все меньше и меньше знают  произведения устного народного творчества, родители   помнят лишь несколько   наиболее распространенных  потешек  «"Сорока- белобока...".»,«Ладушки».

Не используют развивающий потенциал   народных произведений, в том числе и для развития речи.

     Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей  в  вопросах познавательного – речевого развития детей раннего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Вид (тип) проекта:  Творческий, игровой

Сроки реализации: Долгосрочный (ноябрь 2016- апрель 2017 гг)

Участники проекта: Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

               Методы и приёмы, используемые в проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;

Игровой  метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

                               

                               Ожидаемые результаты проекта:

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  5.  Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  6.  У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  7.  У родителей повысится общий культурный уровень.

                             

                           Ожидаемый продукт проекта:

        Мероприятия

               Ожидаемый продукт

Анкетирование родителей «Как мы развиваем речь ребенка дома»

Выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения.

Определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях. Выяснить, насколько активно применяют родители малые фольклорные формы.

Подбор произведений русского фольклора для использования в совместной образовательной деятельности: ННОД, режимных моментах, прогулках и т.д.

Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста.

Анализ комплексно-тематического планирования, с целью выявления возможности интеграции произведений малого русского фольклора в ННОД.

Корректировка комплексно –тематического планирования, интеграция произведений фольклора в ННОД.

Консультации для родителей.

Составление памяток для родителей «Показатели развития  речи ребенка второго года жизни».

Пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора

Знакомство родителей с произведениями русского фольклора с целью  последующего использования в домашних условиях

Модернизация предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Подбор оборудования и материала согласно изучению лексической темы.

Оформление передвижной библиотеки для родителей «Учите ребенка говорить»

Подбор книг, иллюстраций к произведениям малого фольклорного жанра

Акция  «Подари ребенку книгу»

Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам.

Итоговое мероприятие  с элементами русского фольклора « ….»

Продемонстрировать достижения и успехи детей в речевом развитии.

Итоговый мониторинг детей; анкетирование родителей по проблеме 

Разработаны педагогические диагностические методики; анкеты для родителей.

                                       Описание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап  

(октябрь 2016)

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Организация игрового взаимодействия.

Воспитатели

Основной этап (ноябрь 2016 - апрель 2017)

-  Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.

-  Динамика речи воспитанников на начало года.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

-  Чтение и рассматривание иллюстраций.

 -  Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном.

- Показ театров с использованием русских  народных  персонажей.

Воспитатели, воспитанники

-  Выступление на педагогическом совете.

-  Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

-  Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.

- Консультация для родителей.

- Выпуск буклетов для родителей «Хороводные игры», «Колыбельные песни», «Подвижные народные игры».

-Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

Воспитатели,

Муз. руководитель

- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.

- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

- Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.

- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.

Воспитатели, родители, дети.

Результативный (апрель 2017)

- Итоговое мероприятие: спектакль «…»

-  Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете с презентацией.

Воспитатели

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

I квартал

Задачи:         1. Приобщать детей к устному народному творчеству

                2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием

 3. Стимулировать желание детей исполнять потешки,

                         колыбельные.

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Потешки.

«Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Использование  потешки 2.Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»

3. Физкультминутка

4. Показ театров с использованием русских народных персонажей .

5.Чение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Использование потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки».

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

1. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

2. Беседа о колыбельной песне.

3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном.

Пальчиковые игры.

«Пальчик – мальчик…»,

«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка».

1.Познакомить детей с пальчиковыми играми.

2. Обогащать словарный запас:  папенька, щи,

маменька.

3. Развивать мелкую моторику пальцев

1.Выполнение действий согласно тексту.

2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей  «Моя семья».

II квартал

Задачи:         1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными

                         формами.  

                2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

                3. Воспитывать любовь к художественной литературе.

.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Русские народные сказки.

 «Теремок», «Репка», «Колобок».

1. Воспитывать любовь к художественной литературе.

2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

1. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо.

1.Чтение сказок.

2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.

Потешки. «Вышел козлик погулять»,

«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогащать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)

1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

3.Физкультминутка.

4.Создание мини -книжки по  любой потешке всей семьёй.

5.  Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши».

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

                                                   

III квартал

Задачи:    1. Формировать понимание назначения и основного содержания

                     закличек, поговорок, потешек.

                 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

                 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

                     жизни в соответствующих ситуациях.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. Подвижные игры  «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

4. Рисование дождика на манке пальчиками.

Потешки

«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1.  «В гостях у хозяюшки».

2.Рисование весенней лужайки (коллективная работа).

3. Хоровод  "Весняночка".

4. Подвижная игра «Яры Пчёлушки».

1.Исполнение потешек на прогулке.

2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».

План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»

Месяц

Мероприятия

Ноябрь

Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании»

Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка».

Декабрь

Консультация «Пальчиковые игры в развитии речи детей».

Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды». Пополнение развивающей среды в группе настольный театр «Колобок».

Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать?).

Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать».

Январь

Пополнение уголка ряженья

Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании».

Март

 Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании».

                                  Список используемой литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост.Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.
  2. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.
  3. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М.: Оникс, 2007. – 11 с.
  4. Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб.: Печатный двор: Детгиз, 2008. – 124 с.
  5. Даль В.И. Старик-годовик / В. И. Даль; худож. Ю. Устинова. – М.: Эксмо, 2006. – 132 с.
  6. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
  7. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005. – 88 с.
  8. Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.
  9. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  10. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет: метод. Рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др.; науч. Ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
  11. Стихи и песенки Матушки Гусыни: стихи / пер. с англ. И. Родина; худож. Н. Богуславская. – М.: Эксмо, 2006. – 118 с.
  12. Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М.: Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.
  13. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 304 с.
  14. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
  15. http://dohcolonoc.ru/
  16. http://koshki-mishki.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

"Фольклор учит говорить"

Педагогический проект. "Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм"...

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...

Проект в старшей группе «Фольклор нас учит говорить»

Цель проекта: развитие речи детей посредством приобщения к русской национальной культуре.Предпосылки: была проведена экскурсия в мини-музей «Русская изба». Дети задавали очень мн...

Фольклор учит говорить

Выступление на конференции "Интергация  содержания музыкального и речевого развития детей раннего возраста"...