Проект в старшей группе «Фольклор нас учит говорить»
план-конспект занятия по развитию речи

Объедкова Светлана Михайловна  участница конкурса Воспитатель года России

Цель проекта: развитие речи детей посредством приобщения к русской национальной культуре.

Предпосылки: была проведена экскурсия в мини-музей «Русская изба». Дети задавали очень много вопросов, захотели узнать побольше о культуре, быте и традициях русского народа.

Задачи:

1) физическое развитие

-закреплять умение в русских народных подвижных играх с легкостью выполнять ходьбу, бег наперегонки;

-развивать внимание, выдержку;

-приучать соблюдать правила игры;

-учить пользоваться считалочками, четко и выразительно произносить слова в играх.

2) социально-личностное развитие

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей;

-формировать патриотические чувства;

-знакомить с народными играми и привлекать к активному участию в них;

-развивать артистические качества.

3) познавательно-речевое развитие

-формировать умение заинтересованно слушать сказки, последовательно и выразительно пересказывать их. Запоминать считалки, скороговорки, отгадывать загадки;

-воспитывать чувство к художественному слову;

-отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать умение поддерживать беседу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folk.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

   

                          Проект в старшей группе

«Фольклор нас учит говорить»

Объедкова С.М. - воспитатель филиала  "Детский сад № 9 с.Ленино" МБОУ "Ленинская СОШ"

Цель проекта: развитие речи детей посредством приобщения к русской национальной культуре.

Предпосылки: была проведена экскурсия в мини-музей «Русская изба». Дети задавали очень много вопросов, захотели узнать побольше о культуре, быте и традициях русского народа.

Задачи:

1) физическое развитие

-закреплять умение в русских народных подвижных играх с легкостью выполнять ходьбу, бег наперегонки;

-развивать внимание, выдержку;

-приучать соблюдать правила игры;

-учить пользоваться считалочками, четко и выразительно произносить слова в играх.

2) социально-личностное развитие

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей;

-формировать патриотические чувства;

-знакомить с народными играми и привлекать к активному участию в них;

-развивать артистические качества.

3) познавательно-речевое развитие

-формировать умение заинтересованно слушать сказки, последовательно и выразительно пересказывать их. Запоминать считалки, скороговорки, отгадывать загадки;

-воспитывать чувство к художественному слову;

-отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать умение поддерживать беседу.

4) художественно-эстетическое развитие

-развивать декоративное творчество детей;

-формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой;

-учиться сочетать движения с песенным текстом в хороводах, отчетливо произносить слова, петь умеренно, четко, ясно.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Итоговое событие: развлечение на тему «Посиделки».

Изменения в предметно-развивающей среде:

1) центр литературы:

-внесение иллюстрированных изданий русских народных сказок (педагог) ;

-каждая из семей делает зарисовку и текстовку страницы для фольклорного словаря (семья, дети) ;

-дети с интересом рассматривают словарь, выделяя страницу, которую они сделали дома с родителями (наблюдение за детьми) .

2) центр ряженья:

-внесение русских народных костюмов: рубашки-косоворотки для мальчиков, блузки, сарафаны, кокошники для девочек (педагог) ;

-изготовление сундука для русских народных костюмов (семья, дети) ;

-дети с удовольствием примеряют костюмы, правильно называют их детали, цвет (наблюдение за детьми) .

3) центр музыки:

-внесение народных инструментов: деревянных ложек, трещоток, бубенцов и колокольчиков (педагог) ;

-заучивание песенных и хороводных текстов. Подбор частушек (семья, дети) ;

-дети водят хороводы, поют частушки, играют с народными музыкальными инструментами (наблюдение за детьми) .

4) центр ИЗО:

-делает подборку с изображением предметов народных промыслов: хохлома, дымка, гжель (педагог) ;

-пополнение совместных работ по мотивам народных промыслов. Проговаривание слов, обозначающих промыслы и элементы росписи (семья, дети) ;

-в самостоятельных работах детей появились народные мотивы. В своей речи дети используют такие обороты, как: «пойти поводу», «затопить печь» и слова «сундук», «лавка», «лучина», «коромысло», «ухват», «кочерга» (наблюдение за детьми) .

5) центр игры:

-внесение кукол в национальных русских костюмах, самовара, деревянных ложек, детского коромысла с ведрами (педагог) ;

-изготовление печки из картонных коробок. Пошив костюмов для кукол (семья, дети) ;

-дети с гордостью демонстрировали кукол, которых обшивали их мамы. Организуют игры с предметами быта, правильно их называя (наблюдение за детьми) .

6) центр труда:

-оформление схем, изготовление кукол-закруток (педагог) ;

-заготовка материалов для кукол-закруток (семья, дети) ;

-после образовательной деятельности по изготовлению кукол-закруток у детей появилось желание к самостоятельной деятельности (наблюдение за детьми) .

7) центр физкультуры:

-изготовление альбома «Русские народные подвижные игры» и «Считалочки» (педагог) ;

-приобретение (изготовление) игры «Городки». Подбор картинок для составления альбома о народных играх. Заучивание с детьми текстов считалочек (семья, дети) ;

-дети с удовольствием принимают участие в народных подвижных играх, знают название и содержание народных игр, выполняют правила игры. Четко произносят слова, сопровождающие игровые действия (наблюдение за детьми) .

Реализация проекта:

1) игровая деятельность

-дидактическая игра «Лекарственные травы и деревья» (воспитатель) ;

-настольно-печатная игра «Старинные и современные предметы быта» (воспитатель) ;

-сюжетно-ролевая игра «Дом моды» (воспитатель) ;

-сюжетно-ролевая игра «Знахарь» (воспитатель) .

2) речевое развитие

-заучивание поговорок, текстов частушек (воспитатель) ;

-образовательная деятельность «Чудо-чудное. Диво-дивное» (знакомство с народными игрушками) (воспитатель) ;

-беседа «Лекарственные травы и ягоды» (воспитатель) .

3) художественная литература

-выставка книг «Русские народные сказки» (воспитатель) ;

-чтение рассказов о лекарственных растениях (воспитатель) ;

-чтение русских народных сказок (воспитатель) .

4) ИЗО-деятельность и дизайн

-рассматривание альбомов с изображение предметов народных промыслов: хохлома, дымка, гжель (воспитатель) ;

-декоративное рисование на тему «Русские народные промыслы» («Голубая гжель», «Русская матрешка», «Хохломской завиток») (воспитатель) ;

-выставка рисунков «Русские народные промыслы» (воспитатель) .

5) труд

-изготовление кукол-закруток (воспитатель) .

6) здоровье и физическое развитие-подвижные игры и забавы («Гори, гори ясно», «Ручеек», «Перетягивание каната», «Прятки», «Бояре»  (воспитатель)

7) музыка

-разучивание русского народного хоровода «Пошла млада за водой», разучивание русского народного хоровода «Во поле береза стояла», разучивание частушек с подыгрыванием на детских музыкальных инструментах. Разучивание прибаутки «Ворон» (воспитатель) .

8) социально-личностное развитие

-экскурсия в фольклорную комнату «Русская изба» (воспитатель) ;

-экскурсия в краеведческий музей школы (старший воспитатель, родители) ;

-кукольный театр «Маша и медведь» (воспитатель) ;

-драматизация сказки «Теремок» на сцене театра «Золотой ключик» (воспитатель) .

9) взаимодействие с родителями

-изготовление сундука для народных костюмов, изготовление печки из картонных коробок, пошив костюмов для кукол, изготовление экспонатов выставки «Рукоделие в семье». Развлечение «Посиделки» (воспитатели, родители) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе ОНР "Дышим легко,говорим красиво,болеем мало"

Проект разработан для детей дошкольного возраста сроком на учебный  год (сентябрь-май). Он  включает комплексное воздействие  на дыхательную систему ребенка.Дыхательные упрежнения , про...

ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: " Учимся говорить"

Связная речь- это смысловое, развернутое эмоциональное высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Для овладения речью ребенку необходимы нормальн...

Консультация для родителей старшей группы на тему : "Учимся говорить правильно"

Речь чрезвычайно связана с мышлением, поведением,эмоциями ребенка. Очень важно помочь ребенку правильно разговаривать....

Проект по речевому развитию в старшей группе на тему: «Учимся правильно говорить»

Проект будет актуален для воспитателей старшей группы...

Проект по речевому развитию в старшей группе на тему: «Учимся правильно говорить»

Актуальность проекта.С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, п...