Проект по речевому развитию в старшей группе на тему: «Учимся правильно говорить»
проект по развитию речи (старшая группа)

Голуб Карина Павловна

Проект будет актуален для воспитателей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 12

«Журавушка»

Проект по речевому развитию

в  старшей группе на тему:

«Учимся правильно говорить»

Воспитатель:

Голуб К.П.

Актуальность проекта.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6лет в процессе ознакомления с окружающим миром.

Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей.

Задачи: - обогащать словарь детей на основе расширения представлений об окружающей действительности; - закреплять представления об обобщающих понятиях; - развивать представления о смысловой стороне слова: -работа над правильным пониманием значений многозначности слова; -раскрытиесемантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий); - способствовать активизации словаря дошкольников.

Участники проекта: воспитатель, родители, воспитанники старшей группы.                               Продолжительность проекта: с 15 февраля по 23 марта 2021 года.                                      

Предполагаемые результаты: Развитие связной монологической речи. Расширение знаний детей по теме проекта, повышение уровня нравственно - эстетической воспитанности дошкольников. Обогащение предметной среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

Этапы проекта.                                                                                                                     1. Подготовительный этап:                                                                                                          - постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;                           – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);                                                                                                                     - подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;                 - организация развивающей среды в группе.                                                                  2. Основной этап.                                                                                                           Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям:                                                                                                                      1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях в рамках НОД.                             2. Обогащение и активизация словаря в дидактических играх и упражнениях. План работы:

Февраль: 3 неделя                                                                                        - Категория одушевленности имен существительных: обучение постановке вопросов: Кто это? Что это?                                                                                                      - Слова – действия. (Что делает?)                                                                                              - Слова – признаки. (Какой, какая, какие)                                                                             - Подбор однородных прилагательных к существительному.                                  4 неделя – «Мир зимней природы», «Мир весенней природы»,                                  «Мир растений», «Перелётные и зимующие птицы», «Мир животных»                       (дикие и домашние животные и их детеныши).                                                    НОД изодеятельность рисование «Зимний лес», «Следы на снегу».                  Лепка: «Любимое животное».                                                                                Март: 1-2 неделя: Рассматривание репродукций Исаак Левитан «Март»,                                 Алексей Саврасов «Грачи при летели».                                                                              НОД изодеятельность рисование «Весенняя природа», «Подснежники».  

                                                                                                                             Образование в речи:                                                                                                                 - существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;                               - прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев (яблочный, морковный, дубовый);                                                                                          - использование глаголов;                                                                                                       - употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;                                          - образование существительных от глаголов;                                                                                                     -  объяснение переносного значения слов: весна ранняя, поздняя.                                 -  Подбор слов-антонимов;                                                                                               - Усвоение простых случаев переносного значения слов.                                        - Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений.                                                                                                              - Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов.                            - Образование сравнительной степени прилагательных.                                        - Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул, природа уснула, проснулась).                                                                                             - Многозначность слов: снег идет, дождь идёт, человек идет, поезд идет, часы идут, время идёт.                                                                                                                               -Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).                                                                                                                                   - Подбор однородных определений;                                                                                          - усвоение слов с противоположным значением.                                                                                                                                        - Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.           - Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых.                                            - Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов.                         - Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).                                                                                                              3 неделя – Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь»;                                        «Мир сказок» (чтение сказок). Виды театров (Би-ба-бо, настольный                        «Три поросёнка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», пальчиковый «Теремок»,  теневой театр «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»,        «Красная шапочка».                                                                                               Мнемотаблицы: Расскажи сказку по мнемотаблице.                                                                        Дидактические игры по речевому развитию:                                         «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Мама, папа и я», «Паровозик для зверят», «Транспорт», «Профессии», «Найди пару и букву», «Буквознайка», «Антонимы», «Найди лишнее», «Слова и числа», «Мой, моя, моё, мои», «Времена года – чего не хватает?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Один - много», «Найди подходящую картинку», «Найди и назови», «Собери  из частей сказку»,«Шумовые коробочки».                                                                                             Картотеки «Речевые игры и упражнения», «Физминутки», «Считалки», «Пословицы и поговорки на разные темы», «Чистоговорки», «Пестушки», «Скороговорки», «Фонематические потешки», «Присказки», «Пальчиковая гимнастика».                                                                                                            Дыхательная гимнастика нетрадиционное оборудование: бумажные «Бабочки», «Снежинки».  Бутылочки и трубочки: «Салют», «Снегопад». Подвижные и малоподвижные игры:                                                                             «У медведя во бору», «Совушка», «Кот и мыши», «Два мороза», «Мышеловка», «Огуречик», Х/и «Как у дедушки Трифона», «Снежинки и ветер», «Караси и щука, «Белые медведи», «Пожарные на учении», «Быстрей по местам», Х/и «Солнышко», «Ветер по морю гуляет», Х/и «Весенний хоровод»,«Наседка и цыплята», «Охотники и зайцы», «Найди свой домик», «Белки в лесу», «Лошадки», Х/и «Хоровод».                           Театрализованная деятельность: Театрализованные игры: «Оркестр»,                                «Расскажи стихи руками»;                                                                                 Инсценировка сказки  «Вежливые слова» (Э.Машковская);                                                                                                  Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»);                                                                                                                   Драматизация знакомых отрывков из русских народных сказок (куклы би-ба-бо) «Театр сказок»,«Лисичка сестричка и серый волк»;                                         Театрализованная игра по материалу потешек и закличек «Проговори и изобрази»;                                                                                                           Театрализованная викторина «Гости из сказок».

Взаимодействие с родителями:                                                                                             1. Помощь в пополнении уголка «Абвгедейка»,                                               изготовление дидактических игр.                                                                                               2.  Консультации для родителей по речевому развитию.                                            3. Беседы индивидуальные и подгрупповые.                                                                  4. Анкетирование «Речевое развитие вашего ребёнка».                                                  5. Рекомендации по речевому развитию детей 5-6 лет.                                             6. Самостоятельная работа по речевому развитию: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений наизусть, просмотр сказок, мультфильмов, пересказ увиденного.

3. Заключительный этап.                                                                                                                                                                                                        Результатом проекта является:                                                                                                - итоговаянод «Спасение Весны» с использованием кейс технологии;                                                                                                                    - речевой уголок «Абвгедейка»;                                                                                              - конспекты занятий, бесед по речевому развитию; картотеки, дидактические игры и пособия.Заключение.Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность - разноцветную, звучащую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. 2. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 270 с. 4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с. 6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с. 7. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с. 8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с. 9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развитияречи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Учимся правильно говорить»

Данный конспект позволяет детям пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; формировать умение употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правиль...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Учимся правильно проводить досуг с малышом!»

Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Учимся правильно проводить досуг с малышом!»...

Проект по речевому развитию для детей 6-7 лет "Будем говорить правильно"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида»        Проект с детьми подготовительной группы...

Проект по речевому развитию в группе раннего возраста "От потешки к сказке"

Цель проекта: Создать условия для знакомства детей с художественной литературой: малыми формами фольклора (песенками и потешками, поэзией и русскими народными сказками.Задачи:1. Развивать у детей...

Проект по речевому развитию в старшей группе на тему: «Учимся правильно говорить»

Актуальность проекта.С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, п...

Краткосрочный проект по речевому развитию в группе раннего возраста «Серенький зайчик»

laquo;Серенький зайчик» В современном мире очень актуальна проблема адаптации, воспитания, развития творческой личности детей раннего возраста. Следуя  концепции личностно-ориентирова...