Инновационные формы работы с родителями
статья (подготовительная группа) на тему

Олейникова Нина Михайловна

Инновационные формы работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с родителями в дошкольном учреждении.

     

          Дошкольное детство это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Издавна между специалистами ведётся спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, заметим, что главный момент в диаде «семья - дошкольное учреждение» - межличностное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания и социализации конкретного ребенка в конкретной семье. Вступая во взаимодействие с родителями, педагог не скрывает, если в чем-то сомневается; педагог просит совета, если не имеет готового решения или, если решение есть, но его необходимо согласовать с родителями; педагог всячески подчеркивает уважение к жизненному опыту родителей, если исполнение принятого совместно с родителями, будет реализовываться, непосредственно, в сфере семьи; педагог всегда с учитывает личностные особенности собеседника, если от них зависит отношение родителя к ребенку. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшая профессиональная компетенция, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение, целесообразное, с точки зрения социализации ребенка в семье, взаимодействие. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования  ориентирует на «государственно-общественное управление» (статья 89 Закона РФ «Об образовании...»), означающее, в том числе, и взаимодействие с родителями. Родители могут и должны участвовать в реализации образовательной программы (статья 44 Закона РФ «Об образовании...»), чтобы не упускать возможности активного участия в становлении личности ребенка в важнейший период формирования его личности, не оставаясь, как это, подчас, бывает, как бы, сторонними наблюдателями его развития.

Предъявляемые требования и социальный заказ ставят дошкольную образовательную организацию перед необходимостью работать в режиме развития: это режим можно квалифицировать как «режим инноваций». Основным механизмом функционирования и деятельности персонала развивающейся дошкольной образовательной организации является поиск и отбор позитивных, прошедших соответствующую экспертизу, новаций и их освоение. В условиях реализации нового ФГОС ДО осуществляются процедуры внедрения - инновации, способствующие не только количественным, но и качественным изменениям в функционировании дошкольной образовательной организации.

Итак, что же такое инновация?

Инновация - происходит от латинского innovatio (где in - приставка в, а novatio - новое) и в переводе означает «обновление», «изменение», «ново-в-введение». Педагогическая инновация - это «изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников»  

По мнению В. А. Сластенина, понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового, Применительно к педагогическому процессу инновация «...означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию взаимодействия педагога, воспитанника и родителей»  

Арнаутова Е. П.  считает, что в основе взаимодействия семьи и детского сада лежит идея, что за обучение и воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь им, поддержать, направить, дополнить их образовательную деятельность. И, действительно, на протяжении многих лет складывалось разрушительное отношение к семье и семейному воспитанию. Вследствие этих тенденций у педагогов сложилась уверенность в педагогической некомпетентности родителей, их невежестве в вопросах обучения и воспитания. В свою очередь, педагоги проявили неготовность информирования родителей о содержании, о методиках «социализационно-образовательного вмешательства» (С. Г. Молчанов), которые применяются в дошкольных образовательных организациях [6]. Родители, в силу их не включенности в образовательный процесс, занимали пассивную позицию в отношениях «ДОУ-семья». Их «партисипативность» (С. Г. Молчанов) ограничивалась помощью в уборке, ремонте, благоустройстве и озеленении участков; родители приглашались на детские утренники и родительские собрания [6].

Воспитание - процесс преодоления многих трудностей; процесс многогранный и требует взаимодействия всех его субъектов и объектов (участников); родителей, воспитателей, детей. Взрослые, непосредственно, причастны личностно и организационно к созданию благоприятного климата для ребенка в социальной группе. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями сложились неконструктивно. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья: «родители... имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами»

Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются а) отношение к себе, б) его мировоззрение, в целом, в) поведение в разных сферах общественной жизни. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи; это совокупность социальных компетенций, накопленных в семье в виде семейных традиций. Под традициями мы понимаем обычаи, которые поддерживаются всеми членами семьи без принуждения извне.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»  

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание» .

Кроме традиций, социального потенциала семьи, важное значение имеют и материальные, и бытовые условия; периоды развития семьи, как социального института; структура семьи; характер отношений между членами семьи, как социальной группы; обыденные мелочи повседневности.

Многочисленные исследования позволяют зафиксировать факторы, влияющие, прежде всех остальных, на развитие ребенка, именно, в семье:

Первый. Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.

Второй. Внутрисемейная деятельность каждого члена семьи (внутрисемейное разделение обязанностей и прав) - основное средство социализации человека и приобщение к будущей жизнедеятельности.

Третий. Воспитательная (социализирующая) деятельность родителей по отношению к ребенку, в рамках которой родители выступают в качестве педагогов.

Проблемой семейного воспитания занимались такие ученые педагоги и великие практики, как С. В. Глебова, О. Л. Зверева, А. С. Макаренко, С. Г. Молчанов, В. А. Сухомлинский, Г. В. Яковлева и др.

На сегодняшний день воспитательный потенциал семьи существенно ослаблен, так как родители долгие годы были ориентированы на преимущественное значение общественного воспитания. В результате выполнения родителями воспитательных, социальных  функций в семье, в настоящее время, значительно ослабло.

 Причинами этого выступили следующие:

-        семьи стали малочисленнее;

-        семьи стали непрочными, что ведет к появлению неполных семей и (или) «кризисных семей»;

-        многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным, в силу экономических и политических причин;

-        низка педагогическая культура большинства многих родителей, особенно, рожденных в 90-е годы прошлого столетия.

Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья - это высшая социальная ценность.

Цель нашего исследования, а наша статья, по существу, является постановкой цели этого длительного исследования: описание целесообразного взаимодействия педагогов (воспитателей ДОО) с семьями воспитанников и вовлечение родителей (законных представителей) в жизнь, в функционирование социальной группы, в деятельность отдельных детей, их подгрупп и всей группы.

Отсюда можно сформулировать проблему, которую нам предстоит решать: найти, отобрать и описать формы, методы, приемы и средства организации взаимодействия педагога с семьей воспитанника.

В рамках нашего исследования представляется также целесообразным решить следующие задачи: 1) изучить имеющиеся в теории и актуальном опыте формы, методы, приемы и средства работы с родителями; 2) отобрать наиболее эффективные (выбрать формы, методы, приемы и средства с семьями; 3) апробировать инновационные формы работы с родителями воспитанников.

В нашем исследовании инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей мы будем считать те из них, которые позволяют не только оснастить родителей педагогическими знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их инновационными инструментами для этой работы. Инновационные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установления формальных и, по возможности и желанию самих родителей, неформальных контактов. В качестве гипотетического предположения мы относим к инновационным формам взаимодействия (общения) педагога с родителями следующие: а) информационно-аналитические, б) досуговые, в) познавательные, г) наглядно-информационные. Эти формы номинированы нами на основании многочисленных исследований и имеющейся практики, но в новых, актуальных условиях нуждаются в апробации и экспертном оценивании на предмет их адекватности, операциональности и экономичности. Мы предлагаем, в этой связи, предварительное описание названных форм.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опросы; тесты; анкетирование; социальный паспорт (идентификатор); «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и воспитателям. Цель, например, анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с членами социальной группы. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания и выработать тактику и стратегию своего взаимодействия (общения) с каждой семьей и с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в социализационных потребностях каждой семьи, учесть её институциональные особенности и индивидуальные особенности каждого родителя (взрослого члена семьи).

К досуговым формам мы относим совместные досуги, праздники, выставки, которые имеют своей целью устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения; обеспечивать позитивные эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Рационально организованный досуг (по Аристотелю -от греч. shole - рационально организованный досуг) позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду социо-культурным локус-центром, сплачивающим родителей - единомышленников и педагогов. К досуговым, ныне действующим, формам относятся, например, такие общие, объединяющие и детей, и взрослых праздники («Встреча Нового года», «Масленица», «Колядки», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник воинов Отечества», «Посиделки»,», «Праздник мам», «Сладкий час»). Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических способов воспитания детей в семье.

Но сегодня, основной акцент мы делаем на родительских собраниях инновационной формы. Инновационные!?

Это значит, на родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути каждого собрания (встречи с педагогами), создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания детей в семье.

Однако, об инновационной форме проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в совместных занятиях, использует методы активизации участия родителей в образовательном процессе. Мы проводим, и достаточно эффективно, апробацию таких инновационных форм собраний с условными пока номинациями:

-        «Диалоги»;

-        «Вечер встреч»;

-        «Конкурсы»;

-        «Праздники»;

-        «Посиделки».

Нами в настоящее время отрабатывается стандартная структура каждой формы родительского собрания. Одновременно с этим мы проводим экспертное оценивание всех этих форм на предмет установления и фиксации наиболее эффективных и продуктивных с точки зрения формирования готовности родителей к воспитанию детей в семье.

Исходя из изложенного, можно сделать предварительные выводы об организации и содержании взаимодействия воспитателей с родителями, с семьей:

во-первых, необходим положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения родителей (других членов семьи) и предложения по взаимодействию, ориентированного на социальное вмешательство в развитие ребенка. Педагоги, в свою очередь, должны быть уверены в поддержке со стороны родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие;

во-вторых, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при организации социального вмешательства в его развитие;

в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в организации и содержания воспитания детей в семье в актуальной социокультурной ситуации, в условиях «демографического кризиса» (В. В. Путин);

в-четвертых, это возможность реализации единой социализационно-образовательной программы обучения, воспитания и социального вмешательства в развитие ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Успех сотрудничества педагогов и родителей во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного, совместного и согласованного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительных выводов о ходе развития ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «Ваш ребенок», «Ваш Саша», подчеркивающие некую отстраненность, отчужденность, педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, поэтому хотелось бы создать такое инструментальное обеспечение этого взаимодействие, которое бы позволяло бы им слышать и понимать друг друга.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы, педагоги, испытываем большие трудности в общении с родителями. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в дошкольной образовательной организации, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса? Мы апробируем несколько способов вовлечения родителей в совместную деятельность педагога и родителей в группе и в семье по четырем направлениям:

-        информационно-аналитическое;

-        познавательное;

-        наглядно-информационное (или мастер-класс);

-        досугово-семейное.

Предлагаем краткое описание каждого из вышеназванных направлений.

Информационно-аналитическое. Работу с родителями мы начинаем с анкетирования «Родительский курс». На основе данных, полученных при помощи этого анкетирования, мы, как правило, имеем достаточно реальную картину состояния семей и условий развития каждого ребенка. На основе этих сведений мы разрабатываем и тактику, и стратегия своего общения, взаимодействия с каждым из родителей.

Так, анкетирование  - помогло нам ориентироваться в педагогических, социализационных потребностях семьи, их возможных предложениях по улучшению работы дошкольной образовательной организации. Следующим шагом во взаимном сближении детского сада и семьи стало организованное для родителей посещение ими детского сада, с детальным показом помещений и ознакомлением с содержанием и организацией работы в группах. Это мероприятие мы назвали: «Будьте как дома». Нашей целью было создание благоприятной, доверительной обстановки, тёплых взаимоотношений с родителями наших воспитанников.

Позднее мы выделили для себя качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности.

Анкетирование и общение с родителями позволять номинировать такие группы родителей:

1.        Родители-лидеры. Это те, кто охотно и активно идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в социализационно-образовательном процессе; видят ценность каждого вида специально организованной работы дошкольной образовательной организации.

2.        Родители-исполнители. Эти родители принимают участие при условии значимой для них субъективно мотивации участия в том или ином виде деятельности, мероприятии, событии. Они включаются в деятельность после детальных объяснений педагога о ее смыслах, выслушав внимательно комментарии и задавая множество вопросов.

3.        Родители-наблюдатели. И таких родителей, равнодушных, к счастью, не очень много, но они есть. Эти родители говорят - «меня воспитывали так же. Вам платят деньги: вот и воспитывайте».

Познавательное. Это направление ориентировано на просвещение, на обогащение родителей знаниями, умениями и навыками в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В помещении каждой группы детского сада созданы информационные стенды. В их содержании и оформлении каждому воспитателю помогают специалисты детского сада: педагог-психолог, заведующий д/с, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Для эффективной работы воспитателей и родителей в этом направлении нужно поставить перед собой следующие задачи:

-        установление доверительных отношений с родителями;

-        вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

-        информировать родителей о новых подходах в воспитании;

-        работа в тесном контакте с семьями воспитанников;

-        поощрение родителей.

Для этого мы апробируем следующие формы и методы работы:

-        общие и групповые родительские собрания;

-        встречи с интересными людьми, например, в рамках празднования «23 февраля», «9 мая»;

-        работа с родительским комитетом по обсуждению и решению конкретных вопросов жизни определенной группы детей (экскурсии, посещение бассейна, кукольного театра, океанариума и т. п.);

-        совместное создание предметно-развивающей среды с участием родителей;

-        совместное оформление альбомов, газет, проектов: например, «Наш Край - Урал», «Земля, наш общий дом - украсим нашу землю цветами», «Вред курения», «Кулинарный поединок».

-        телефон доверия.

Наглядно-информационное. В рамках этого направления реализуются различные варианты и способы представления родителям различной информации о работе дошкольной образовательной организации:

-        наглядные методы представления организации и содержания работы (стенды, ширмы, выставки детских работ и т. п.),

-        реверсивные папки-передвижки, расположенные в местах пребывания родителей;

-        тематические фотовыставки к праздникам (датам, событиям, фактам из жизни отдельных семей);

-        совместные (с участием родителей) праздники-развлечения.

Подчеркнем также один, чрезвычайно важный, момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, создав какой-то продукт, нуждается во внешней оценке своего труда, продукта (С. Г. Молчанов). В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна, хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ларошфуко . Мы считаем, что это актуально всегда и везде, поэтому педагоги не должны забывать хвалить родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.

Досугово-семейное. Мы исходим из утверждения, что праздник (как форма социализационного занятия) в детском саду - это поддержание некой традиции, демонстрация «учебных достижений» и «внеучебных достижений» [8] воспитанников, это соУЧАСТИЕ в каком важном, социально-значимом СОБЫТИИ и т. п. Наше credo состоит в том, что праздник в дошкольной образовательной организации - это инициация положительных эмоций (радость, веселье, торжество) не только у детей, но у их родителей. Качество образовательно-социализационного воздействия праздников, во многом, зависит от активности участия родителей в их подготовке и проведении. В актуальной образовательной ситуации невозможно, да и не нужно обходиться без поддержки родителей (ст. 44 Закона РФ «Об образовании...») и, именно поэтому, в помещениях групп многое сделано руками мам и пап воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, и вязаные коврики и дорожки, и множество самодельных и фабричных игрушек, соответствующих возрасту.

«Семья» и «детский сад» - два социализационногенных, воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку возможность обрести социальный опыт, но только в их определенных сочетаниях друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Доверительные взаимоотношения родителей и воспитателей возникают не вдруг, не сразу. Это процесс долгий, трудоемкий и иногда «кровопролитный». И только постоянное и тесное сотрудничество воспитателей с семьёй, с каждым родителем, может привести к тому, что родители перестануть быть только зрителями и наблюдателями становятся их дети. Только через тесное взаимодействие они станут активными участниками многих событий, которые станут для них не только принятием мер (мероприятий). Большинство родителей начнут целенаправленно заниматься воспитанием, организацией условий для эффективной социализации в семье; увеличатся возможности для более глубокого взаимопонимания между родителями и работниками дошкольного образовательного учреждения; возрастет число родителей, проявляющих не просто искренний и заинтересованный интерес к жизни детей в дошкольной образовательной организации, но активных   факторов процесса социализации. Некоторые, уже отработанные способы работы с родителями, мы описали выше, но исполнение ФГОС ДО  понуждает практиков дошкольного образования продолжать искать новые пути взаимодействия с родителями, сохраняя и совершенствуя уже имеющиеся практики.

Список литературы

1.        Буер, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / Р. С. Буер. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 124 с.

2.        Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие [Текст] / М. Б. Зацептна. - М. : Мозаика- Синтез, 2008-2010. - 234 с.

3.        Петрова, В. И. Нравственное воспитание детском саду : методическое пособие [Текст] / В. И. Петрова, Т Д. Стульник. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010. - 215 с.

4.        Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. -2004. - № 4. - С. 30-37.

5.        Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 49-55.

6.        Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности  мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

7.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http 13/11/25/doshk-standart-dok.html.

8.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...