Проектная работа "Музыкальная интегративная деятельность как средство развития поликультурной толерантности старших дошкольников «Словно радуги цвета, мы едины навсегда!»
проект (старшая группа) на тему

Симдяшкина Екатерина Федоровна

"Национальная культура приобретает известность

во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,

становятся достижением всего человечества.

Культура мира, культура межнационального общения –

результаты многовекового развития общечеловеческой истории".

Н.О. Лосский

Культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитание обучающихся на ступенях начального общего образования (п. 19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Существует множество научных исследований, занимающихся вопросами развития у дошкольника представления о целостности картины мира (И.Э. Куликовская), в том числе в воспитательном пространстве праздника (И.Н. Буторина), с помощью искусства фольклора (Э.Д. Музенитова), вопросов социализации в поликультурной среде( Р.С. Мухаметзянова). На основе анализа данных исследований нами была  поставлена задача ориентировать проект «Словно радуги цвета, мы едины навсегда!» на решение главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Данный проект посвящен решению проблемы воспитания поликультурной толерантности старших дошкольников средствами музыкально-интегративной деятельности.

Проект представлен на 14 страницах и состоит из мониторинга, анкетирования, мастер-классов, консультаций, сценариев мероприятий.

Структура проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный, необходимые для эффективной реализации замысла.

Своеобразие  нашего проекта в том, что он представляет региональный компонент, который может быть использован как образец разработки собственного проекта в других регионах, с учетом национальной направленности местного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_slovno_radugi_tsveta_my_ediny_navsegda.doc214.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов повышения квалификации музыкальных руководителей

«Дошкольное образование: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности музыкального руководителя в условиях введения ФГОС»

Тема проекта

Музыкальная интегративная деятельность как средство развития поликультурной толерантности старших дошкольников

«Словно радуги цвета, мы едины навсегда!»

Авторы проекта:

Симдяшкина Екатерина Федоровна

Ягудина Светлана Эркиновна

Храмова Елена Ивановна

Малова Альбина Александровна

Научный руководитель:

Блинова Юлия Лоренсовна

Куратор:

Валькова Татьяна Анатольевна

Проект допущен к защите:

«1» июля 2016 г.

Казань, 2016


Оглавление

Введение………………………………………....………………………...….3

  1. Актуальность проекта……………………………………………….4
  2. Цель и задачи проекта…………………………………………….…4
  1. Цель проекта…………………..………………………………………..4
  2. Задачи проекта……………………..………………………………..…4
  3. Целевая группа проекта…………………………………………...…..4
  1. Проектное решение……………………………………………….….5
  2. Жизненный цикл и этапы реализации проекта…………….......5
  1. Сроки реализации проекта…………………………………………....5
  2. Этапы реализации проекта…………………………………….....…..5
  3. Программы проектных мероприятий………………………….….…5
  1. Ресурсное обеспечение проекта………………………………...…8
  2. Ожидаемые результаты реализации проекта………………..…8
  3. Риски реализации проекта и пути их преодоления…………....8
  4. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта……………………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………….11

Литература……………………………………………………………..…12

Глоссарий…………………………………………………………………13

Приложения………………………………………………………………14

Введение

"Национальная культура приобретает известность

во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,

становятся достижением всего человечества.

Культура мира, культура межнационального общения –

результаты многовекового развития общечеловеческой истории".

Н.О. Лосский

Культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитание обучающихся на ступенях начального общего образования (п. 19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Существует множество научных исследований, занимающихся вопросами развития у дошкольника представления о целостности картины мира (И.Э. Куликовская), в том числе в воспитательном пространстве праздника (И.Н. Буторина), с помощью искусства фольклора (Э.Д. Музенитова), вопросов социализации в поликультурной среде( Р.С. Мухаметзянова). На основе анализа данных исследований нами была  поставлена задача ориентировать проект «Словно радуги цвета, мы едины навсегда!» на решение главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Данный проект посвящен решению проблемы воспитания поликультурной толерантности старших дошкольников средствами музыкально-интегративной деятельности.

Проект представлен на 14 страницах и состоит из мониторинга, анкетирования, мастер-классов, консультаций, сценариев мероприятий.

Структура проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный, необходимые для эффективной реализации замысла.

Своеобразие  нашего проекта в том, что он представляет региональный компонент, который может быть использован как образец разработки собственного проекта в других регионах, с учетом национальной направленности местного народа.

Актуальность проекта

В современном мире сложно найти семью, в которой сохраняются и соблюдаются  национальные  традиции и обычаи в первозданном виде.  Наши дети растут и воспитываются в республике с двумя государственными языками, культурами, религиями.

Воспитать гармонично - развитую личность невозможно без знания культуры собственного народа, его наследия. И перед нами, как перед педагогами заинтересованными в воспитании толерантной личности, встает проблема развития в детях различных национальностей доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Именно в этом заключается актуальность  разработки проекта. В результате внедрения нашего проекта будет сделан еще один шаг к развитию в детях поликультурной толерантности.

  1. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

  Разработать комплексную систему мероприятий, направленную на развитие поликультурной толерантности старших дошкольников через музыкальную интегративную деятельность.

2.2 Задачи проекта:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности, воображение, творческие и актерские способности, креативность, как личностное свойство дошкольника.

2. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными традициями татарского и русского народов.  

3. Воспитывать у детей национальное самосознание, духовные качества, чувства своей причастности к родному народу его истории и культуре.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность для успешной реализации проекта по приобщению детей к истокам русской и татарской национальных культур.

2.3 Целевая группа проекта:

Старшие дошкольники.

  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Приобщение детей к музыкально - интегративной деятельности, творческой импровизации; создание игровых миниатюр, инсценировок и народных обрядовых праздников, а так же знание истоков народного творчества, использование метода контрастных сопоставлений является новизной и отличительной особенностью проекта. В нашем проекте мы ищем новые формы активного участия родителей в жизни детского сада, тем самым планируем создать «мастерскую народного праздника», где родители вместе с детьми и педагогами могли бы заниматься декоративно-прикладным творчеством.

  1. Разработка и реализация проекта

Проект «Словно радуги цвета, мы едины навсегда!» разработан группой в составе: Маловой А.А.  – музыкального руководителя МБДОУ №5 «Аленький цветочек» г. Чистополь, Симдяшкиной Е.Ф. – музыкального руководителя МАДОУ №102 «Созвездие» г. Набережные Челны, Храмовой Е.И. – музыкального руководителя МБДОУ «Аленка» г. Заинск, Ягудиной С.Э.- музыкального руководителя МБДОУ №68 «Василек» с 20.06.2016 по 01.06.2016 и предполагает его реализацию с сентября 2016 года по февраль 2017 года.

5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2016 года - февраль 2017 года.

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный - (Сентябрь2016 года)

2. Основной - (октябрь2016 года-январь 2017 год)

3. Заключительный - (Февраль 2017 года)

5.3 Тип проекта: Познавательно-творческий

5.4 Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

11

Изучение методических разработок и научно - теоретических исследований по теме

ДОУ

Сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель групп

12

Анкетирование родителей

ДОУ

Сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель групп

33

Совместная деятельность с педагогом-психологом с целью  адаптации тестовых заданий для старших дошкольников

ДОУ

Сентябрь

Музыкальный руководитель, педагог-психолог

44

Беседа с родителями (получение согласия на проведение тестирования их детей)

ДОУ

Сентябрь

Музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели.

55

Подготовка консультативного материала для родителей и воспитателей по теме

ДОУ

Сентябрь

Музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели.

66

Разработка сценариев культурно-досуговых мероприятий

ДОУ

Сентябрь

Музыкальный руководитель

77

Проведение тестирования старших дошкольников

ДОУ

Сентябрь

Музыкальный руководитель, педагог-психолог

Этап 2.1

1

Круглый стол «Народные традиции и обряды, и их место в современном обществе»

ДОУ

Октябрь

Старший воспитатель

2

Экскурсия в «Городской Дом Дружбы Народов»

«Городской Дом Дружбы Народов»

Октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

3

Создание мини музея «Татарская изба» (силами родителей, педагогов ДОУ)

ДОУ

Октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

4

Экскурсия в краеведческий музей

Городской краеведческий музей

Октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатель группы

5

Чаепитие « К нам гости пришли…» (с приглашением гостей старшего поколения)  

ДОУ

Октябрь

Родители, воспитатели групп

6

Знакомство детей с художественно-изобразительным творчеством

ДОУ

Октябрь

Воспитатели, руководители ИЗОстудии

77

Мастер-класс для детей и родителей  по росписи головных платков «Матур яулык»

ДОУ

Октябрь

Воспиатели, руководители ИЗОстудии

88

Разучивание народных песен, танцев, хороводных игр, инсценировок.

ДОУ

Октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку

19

Культурно-досуговое мероприятие «Каз омесе» для старших дошкольников

ДОУ

Ноябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей родному языку, воспитатели групп

Этап 2.2

11

Консультация для воспитателей «Традиции и обычаи проведения Колядок»

ДОУ

Декабрь

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

22

Экскурсия в «Городской Дом Дружбы Народов»

ДОУ

Декабрь

Старший воспитатель

33

Создание уголка ряженья для колядования (силами родителей, педагогов ДОУ)

ДОУ

Декабрь

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

44

Экскурсия в краеведческий музей

ДОУ

Декабрь

Родители, воспитатели групп

55

Чтение художественной литературы («Круг светлых дней» В. Соколовского; «Рождественская ночь» Т. Даули;)

ДОУ

Декабрь

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

66

Мастер-класс для детей и родителей «Русские народные музыкальные инструменты своими руками»

ДОУ

Декабрь

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

87

Разучивание народных песен, танцев, хороводных игр, инсценировок.

ДОУ

Декабрь

Музыкальный руководитель

18

Культурно-досуговое мероприятие «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

ДОУ

Январь

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

Этап 3

11

Проведение мониторинга старших дошкольников

ДОУ

Февраль

Музыкальный руководитель, педагог - психолог

6. Ресурсное обеспечение проекта

Наименование

Количество

Примечание

Затраты на оформление мини-музея, подготовка материала для продуктивной деятельности (мастер-класса), экскурсий, аренда костюмов

10000 рублей

Привлечение спонсора

Аудио, видео системы,

фотоаппаратура, мультимедийная установка

1 шт

Ресурсы детского сада

Компьютер

1 шт

Ресурсы детского сада

Музыкальный инструмент

1 шт

Пианино, баян

Декорации и атрибуты

Русской и татарской избы

Изготовление своими руками, с привлечением педагогов ДОУ и родителей.

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Устойчивый интерес к культуре русского и татарского народов.

2. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно прикладного искусства, танцев, хороводных и подвижных игр.

3. Объединение усилий детей и родителей и педагогов ДОУ для успешной реализации проекта.

4. Создание атмосферы общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Недостаточная родительская активность.

Создание атмосферы общности интересов процессе организации проектной деятельности.

Организационные

Непредвиденные обстоятельства связанные с жизнью и здоровьем приглашенного гостя.

Поддерживать связь с родственниками приглашенного гостя.

Организация и проведение незапланированных городских мероприятий, конкурсов.

Временная передача ответственности за подготовку этапов проекта старшему воспитателю ДОУ.

Финансовые

Недостаточно материальной базы для подготовки наглядного материала, костюмов, экскурсии и т.д.

Преодолеть данную проблему можно с помощью всего педагогического коллектива и родителей.

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Единица измерения

Измеритель

  1. Уровень сформированности поликультурной толерантности детей

Качественное:

  1. Ответы с агрессивным содержанием;
  2. Ответы с дружественным содержанием;
  3. Нейтральные ответы

Адаптированная методика «В поезде»
З. Некрасова, Н Некрасова.

  1. Уровень межличностных отношений в группе

Количественное:

1 балл - большая степень отдаленности;

2 балла – средняя степень отдаленности;

3 балла – минимальная степень отдаленности;

  • Адаптированная методика Р. Жиля.
  • Тест Т. Лири опросник для диагностики межличностных отношений.
  1. Эмоциональная отзывчивость на народную музыку

Количественное:

1 балл – нейтрально

2 балла -  не проявляет интереса;

3 балла – проявляет большой интерес

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку (адаптированная методика Н.Г. Куприной_

  1. Степень информированности родителей по теме

Качественный:

  1. Низкий уровень;
  2. Средний уровень;
  3. Высокий уровень;

Анкетирование родителей


Заключение

Наш проект «Словно радуги цвета, мы едины навсегда!» был разработан с целью создания комплексной системы мероприятий, направленных на развитие поликультурной толерантности старших дошкольников через музыкальную интегративную деятельность.

Проект, в своем развитии предполагал решение следующих задач: 1)Развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности, воображение, творческие и актерские способности, креативность, как личностное свойство дошкольника. 2) Формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желания знакомиться с разнообразными традициями татарского и русского народов.  3) Воспитания у детей национального самосознания, духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу его истории и культуре. 4) Вовлечения родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской и татарской национальных культур. Данную проблему считаем необходимой и важной для достижения эффективных результатов в работе по духовно - нравственному воспитанию дошкольников. В перспективе планируем разработать подобные проекты и для других народов Поволжья, а так же составить подробный репертуарный список народных песен, танцев, картотек народных музыкальных игр, закличек, поговорок, пословиц и продолжать работу в «мастерской народного праздника» с целью обогащения предметно-развивающей среды в группах и музыкальном зале ДОУ.


Литература

1.        Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения/ Т.Н. Вострухина.- М.: Школьная пресса, 2011.-109 с.

2.        Доронова Т.Н. Вместе с семьёй/ Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 2006.- 89 с.

3.        Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- СПб: Детство-Пресс, 2006.- 155 с.

4.        Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004. - 223с.

5.        Сахипова Р. А. Обучение и воспитание на основе народной педагогики (на тат. яз.)/ Р.А. Сахипова.- Казань: Тат кн. изд-во, 2005.- 254 с.

6.        Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Веракса Н.Е. Веракса А.Н. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

7.        Зарипова З.М. Устерешле уеннар: методик кулланма/ З.М. Зарипова, Р.С.Исаева – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013.- 89 б.

8.        Ибрагимова З.Г. Шома бас: мәктәпкәщә яшьтәге балаларга татар бию хәрәкәтләре өйрәтү буенча аудио-кушымталы методик кулланма/ З.Г. Ибрагимова - Казан: Халкыбыз мирасы, 2012.- 136 б.

9.        Просина С.В. Приобщение детей к традициям народной культуры/ С.В. Просина// Живая старина.- 2004.- №1.- С. 63-64.

Интернет ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://psycabi.net/testy/361-metodika-rene-zhilya-film-test-mezhlichnostnye-otnosheniya-rebenka-proektivnaya-psikhodiagnostika-le-test-film-rene-gille 29.06.2016 в 21:31
  3. http://www.moslem.ru/index
  4. http://festival.1september.ru/articles/550424/ 26.06. 2016 в 11:38

Глоссарий

Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающийтерпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. 

Святки - зимний праздник у народов Европы, продолжается от Рождества до Крещения

Колядки - святочные народные песни



Приложение 1

  1. Анкета для родителей.

В нашей Республике живут многочисленные народы, разные национальности. Все мы разные, но есть и общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужно ваша помощь. Просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Какие народные праздники вам известны?
  2. Какие народные праздники вы отмечаете в своей семье?
  3. Знаете ли вы историю происхождение народных праздников, которые вы отмечаете в  своей семье?
  4. Считаете  ли вы нужным  знакомить вашего ребенка с русскими и татарскими народными традициями?
  5. Согласны ли вы что бы ваш ребенок приобщался к истокам русской и татарской народным культурам музыкальными средствами ?
  6. Как вы относитесь к культуре и обычаям других народов?  

Приложение 2

Консультации для воспитателей

"Коляда, Коляда! Отворяй ворота..."

Коляда, Коляда! Отворяй ворота… Веселые колядки и рождественские песенки для детей

Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Что такое колядки, как колядовать с детками в наше время, как сделать костюмы и реквизит — обо всем этом читайте в нашей заметке. А также мы подготовили подборку простых и веселых рождественских колядок, которые легко выучить с малышом.

Вы, наверное, слышали о колядках и, может быть, даже принимали участие в этом действе. Если нет, то самое время начать. Вдохновляйтесь и колядуйте со своими детками!

Что же такое Коляда, и с чем ее едят

Коляда (коляда) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. Со временем  колядование стало тесно связано с прославлением  Христа.  На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп» ,показывая представления на евангельские сюжеты.   Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно переплетены  языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам и при помощи недлинных песенок — колядок — желают хозяевам счастья и процветания в новом году.

Как колядовать с детьми в наше время

Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают (засевают) зерном. Посевать (засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.

Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме или дворе, и колядовать веселой гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.

Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками. Есть вариант  посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматывают цветными ленточками.

Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.

Третьим важным колядующим является мехоноша.  Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Мешок  можно сделать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц, так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.

Костюмы для колядок

Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: звери, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя небольшими рожками и разноцветными ленточками. Запаситесь конфетти и серпантином, чтобы создать праздничное настроение.

Ну и самое главное – выучите колядки и рождественские песни вместе с детками.

Колядки и рождественские песенки для детей

***

Динь-динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядников встречайте,

Нас улыбкой привечайте!

***

Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

***

Коляда-коляда

Накануне Рождества

Хоть рубль, хоть пятак –

Не уйдем мы просто так!

***

Нынче Ангел к нам спустился

И пропел: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить

И вас с праздником поздравить!

***

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи,

Весть вам добрую несем,

Без гостинцев не уйдем!

***

Коляд-коляд-колядушек,

Хорош с медком оладушек,

А без меда не таков,

Дайте, тетя (или дядя) пирогов!

***

С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

***

Тяпу-ляпу,

Скорей дайте коляду!

Ножки зябнут,

Я домой побегу.

Кто даст,

Тот — князь,

Кто не даст —

Того в грязь!

***

Калидым, калидым я у батьки один,

Меня батька послал,

Чтоб я хлеба достал.

А я хлеба не хочу, подавайте колбасу,

Не дадите колбасу, я всю хату разнесу.

***

Колядин, колядин,

Я у мамки один,

По колено кожушок,

Подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Что есть в печи – в мешок мечи!

***

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

Коляда, коляда!

***

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ты нас будешь дарить —

Мы будем хвалить,

А не будешь дарить —

Мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

***

Маленький мальчик сел на диванчик,

Диванчик хрупь — гони рубль!

После колядования не спешите возвращаться домой: устройте на улице снежную битву, скатайте снеговика (если погода позволит), придумайте какую-нибудь забаву. Главное, чтобы в развлечение были вовлечены все колядующие, и никто не остался скучать в сторонке. Все, что получится наколядовать, съешьте вместе с участниками колядок. Устройте чаепитие за общим столом. Специально для детей продолжите праздник дома. Придумайте несколько сценок с участием различных зверей и сказочных персонажей и разыграйте их вместе с детьми.

Мало кто знает, как весело и задорно можно праздновать колядки с детьми в наше время. Но в ваших силах положить начало славной традиции в вашем доме. Попробуйте отмечать колядки каждый год и вовлечь в этот старый славянский праздник друзей и соседей.


Приложение 3

Консультация для родителей

«Народные традиции и обычаи, и их место в современном обществе»

Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Ее уникальность проявляется во всем: и в содержании, и в способах хранения, передачи, распространения. Она имеет глубочайшие исторические корни. В, следствии чего, необходимо возрождать и сохранять культурные традиции для подрастающего поколения.

Мы живем в период кризиса – политического, социального, экономического, экологического, однако самый страшный кризис – нравственный. Поэтому воспитывать подрастающее поколение необходимо на основе народных традиций.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от безличия. Позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

Традиция рассматривается как сложная система знаков и символов, несущая в скрытой, зашифрованной, художественной форме информацию о мире, природе и человеке. Уникальная среда традиционной культуры испокон веков формировала, воспитывала, развивала всех тех, кто с ней тесно соприкасался. Будучи системой, содержащей и передающей в художественной форме информацию, касающуюся наиболее важных этапов жизни человека, традиция всегда способствовала и становлению его внутренней среды.

Большая территория расселения русского народа обусловила формирование множества традиций с ярко выраженной жанрово-стилевой спецификой. В них отражаются характерные черты русской нации в ее самых разнообразных проявлениях. Наряду с общей восточнославянской основой каждая традиция сохраняет своеобразие материальной и духовной культуры, фонетического и словарного строя язык. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал «плоть и кровь» традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему традиционной празднично-обрядовой жизни. На основе этого крепла связь ребенка с родителями, с семьей.

Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей (особенно городского ребенка) и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для всестороннего развития личности ребенка.

В связи с этим, традиционную культуру необходимо возрождать, прежде всего, в семье. Так как клубок семейных проблем начинается именно с потери нравственных и духовных ценностей, с разрыва связи поколений, что характеризует состояние современной семьи как кризисное. Все это негативно отражается на социализации детей, ведет к реальному отходу от семьи.

С другой стороны остается незыблемым желание детей и подростков жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Что невозможно без возрождения культурных традиций.

Каждый человек, чтобы почувствовать себя увереннее в современном мире должен ощущать свои корни. Это, прежде всего, дом, семья и конечно же память, которую мы несем в своей душе.

Возрождение и сохранение традиций, обычаев способствует укреплению родственных контактов, связи поколений, утверждению духовных ценностей.

Создавая в школах музеи русской культуры, педагоги преследуют те же цели и задачи. Обогащая, детей духовно они знакомят учащихся с историей своих предков, создают особую «традиционную» среду для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, способствуют формированию национального самосознания и высоких духовных качеств ребенка, развивают творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства. Все это эффективно влияет на формирование гармонически развитой личности, воспитывает любовь к Родине, к родной природе, патриотические качества, развивает и укрепляет физически.


Приложение 4

Сценарий зимнего фольклорно - музыкального развлечения для детей старшей группы

«Пришла коляда, отворяй ворота!»

Описание:

Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале. Данный материал будет полезен музыкальным работникам, педагогам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к русской традиционной культуре, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Историческая справка: Колядки — это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году. Славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. Исполняли колядки деревенская молодежь и дети. Колядки могли иметь и другие названия: «овсень», «таусень», «усень». Был также обычай ряжения животными — козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли.

Цель:

Приобщить детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Формировать стремление активно  участвовать  в развлечениях и праздниках, закреплять умения и навыки в творческом проявлении и импровизациях через народные игры, песни и танцы.

Задачи:

• Познакомить детей с обрядом колядования, рассказать, как весело люди проводили время в старину между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

• Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.

• Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре своего народа, народным играм.

Предварительная работа:

Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».

Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.

Действующие лица:

• Бабушка Настасья, в народном костюме (воспитатель).

• Ведущий - воспитатель;

• Дети в русских народных костюмах,

• Цыган, Цыгынка, Чёрт- взрослые

• Коза-Дереза – воспитатель.

Зал оформлен в виде русской народной избы. Дети под запись колядок заходят в зал и встают полукругом.

Ведущий. Здравствуйте ребята, с  Рождества, 7 января  по Крещение, 19 января, на Руси праздновались Святки. Этот праздник очень любил русский народ. Пели колядки, прославляли хозяев домов, куда приходили Ряженные. Сегодня я предлагаю устроить этот праздник в нашем детском саду.

1 ребёнок:

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощение,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

 2 ребёнок:

 Наряжались и шутили,

  Праздник ждали и любили.

  Так давайте же сейчас

  Встретим мы его у нас!

3 ребёнок:

Наступило рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ:

Веселится и поет.

Песня «Тоненький ледок»

(Дети садятся на стульчики)

Ведущий.

В этот зимний вечерок

Вьется над трубой дымок…

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

 Выходит бабушка Настя.

Бабушка Настя:

Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать в нашу деревеньку «Веселушки!»

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки!

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними наши прабабушки!

Хорошо зимой – работы никакой.

Сидишь себе в избе, чаек попиваешь,

Да, про былое вспоминаешь.

Ребята, а вы колядки знаете?

(Дети стоят полукругом на ковре и читают колядки!)

1 колядовщик:

Собирайся народ,

Разевай по шире рот.

В нашей горнице веселье-

Нынче Святок прославленье!

2 колядовщик:

Мы ходили, мы искали коляду святую.

По всем дворам, по проулочкам!

(Колядовщики подходят к дому)

3 колядовщик:

А нашлась коляда да у вашего двора!

Хозяйка, будьте здоровы!

Живите без бед много, много лет!

4 колядовщик:

Хозяюшка - добренька, подай что-то сдобненько:

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

5 колядовщик:

Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Ты подай пирога,

Хлеба кусочек,

Сметаны горшочек!

Не подашь пирогов-

Напускаем клопов,

Тараканов усатых

И зверей полосатых!

Бабушка Настя: Ой, батюшки чем же мне вас угостить?! Совсем всё из рук валится: печка не топлена, кутья не варена, пироги не готовы. Вот беда! Наверное, это Черт меня с утра попутал!

Черт. Вы меня звали? А я уж тут как тут!

Хозяйка. Ах ты, Черт! Ты у меня в избе завелся? А ну пошел вон!

 (Хозяйка берет полотенце и выгоняет Черта из избы.)

Черт. Не бранись, Хозяйка! Сегодня праздник! Я пришел повеселить да позабавить вас! (Подходит к Хозяйке.) Я для тебя,  любезнейшая, распрекраснейшая, и луну с неба достану! За Ваши прекрасные глазки — в огонь и в воду! Не ругайся! Я весь день не сплю, всю ночь не ем! Тьфу! Наоборот надо! Всю ночь не ем, весь день... Ой, опять я что-то не то говорю!

Хозяйка. Нет, Черт! Уходи! Не мешай мне! К тому же уже колядовщики пришли, а у меня  кутья, да пироги ещё не готовы! (Черт прячется за печь.)

Ведущий. Ребята, давайте прогоним Черта, пора нам с вами нарядиться-обрядиться,

Игра  «Нарядись-обрядись» С использованием масок, сделанных своими руками.

Кто быстрее оденется «ряженым» (медведь, лиса, волк, заяц, поросенок…)

После игры дети пугают черта, он с воплями убегает.

Ведущий. Какие у нас ряженые красивые! Станцуйте нам свой танец.

Танец зверей «Ряженный перепляс»

(русская народная музыка по выбору музыкального руководителя)

Бабушка Настя: Какие смелые ребята! А как танцуете красиво! А загадки отгадывать умеете?

Дети: Да!

Загадки: (загадывает бабушка Настя)

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз)

На дворе — горой,

А в избе — водой. (Снег)

Белая морковка

Зимой растает ловко (Сосулька)

Тётушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везёт,

Сугробы наметает,

Снежным ковром

Землю устилает (Зима)

Ведущий.

Наши дети знают песню о зиме.

Святки празднует народ,

Становитесь в хоровод!

Песня «Метелица»

Бабушка Настя: Молодцы ребята! А пословицы русские знаете? (ответ детей) Тогда слушайте. Я буду начинать, а вы заканчивайте.

Пословицы.

1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»;

2. «Делу время… - потехе час»;

3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»;

4. «Рукам работа…- душе праздник»;

5. «Труд человека кормит…, а лень портит»;

6. «Терпенье и труд… все перетрут»;

7. «Друга ищи, а найдешь…- береги»;

8. «Других не суди… на себя погляди»;

9. «Играть играй, да дело… знай»;

10. «Красота приглядится, а ум… пригодится»;

11. «Конец…- делу венец»;

Ведущий: Ребята, что же мы сидим? Ведь праздник на дворе! Давайте поиграем!

Игра «Золотые ворота»

Правила игры: Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота». Все остальные проходят через «ворота» и четко проговаривают слова.

Дети:

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

Ну, а в третий раз не пропустим вас! (Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался», становится в «ворота».)

Игра «Палки - Моталки»

Правила игры: Дети берут в руки палочки, и по сигналу воспитателя наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза.

Бабушка Настя:   Поиграли детвора, а теперь плясать пора.

                                                Парный танец «Четыре двора»

Ведущий. В рождественские дни есть такая примета, если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Выходит ребёнок с большой звездой, стаёт в центр.

Танец звёздочек

(танцуют вокруг большой звезды)

Ведущий. Ну что, загадали желания. Ваши желания обязательно исполнятся!

Бабушка Настя:  Апчхи… А знаете, есть такая примета, кто в новый год чихнёт – тот здорово год проживёт. Кто болеть не хочет – чихнём – ка  разок все вместе, а?

Три-четыре: А….пчхи!

Ведущий. Будьте,  дети, здоровы!

А еще в святочные дни гадают на судьбу, а кто же нам погадает?

  Под музыку заходят Цыганка, Цыган, ведя Козу.

Цыганка.  Позолотите ручку, погадаю, всю правду расскажу…

Цыган.      Как зашли мы, зашли –

                     Да в чужую хату.

Бабушка Настя:    Проходите  гости в хату, не стесняйтесь.

Ведущий. Пришла Коляда — отворяй ворота!

Цыган.       Щедрый день, добрый день!

                      Здравствуйте, ребята!

  Не браните коляду, не журите коляду.

  Мы не сами идём, мы Козу ведём!

  Где ты. Козочка, ходила?

Коза. Ходила я по тёмным лесам, по широким борам.

Цыганка.   Как тебя, Козочка, волки не съели, стрельцы не вбили?

Коза. Не боюсь я ни волков, ни стрельцов. А боюсь я цыгана старого.

 У того цыгана борода черная, он меня исколе, испоре сквозь полотенце в ретивое сердце (падает).

Цыганка.   Коза пропала, на ноги упала!

Цыган. Задобри её пряничком, конфеткой… (козу угощаю, лечат, пугают…, коза вскакивает)

Цыганка. Коза, не ярись-ка ты, поклонись-ка ты хозяйке, малым детушкам и соседушкам. (Коза кланяется)

Ведущая: А мы с вами поиграем!

Русская народная хороводная игра «К нам коза пришла»

(Играющие становятся в круг, взявшись за руки.)

Правила игры: Дети стоят в кругу. «Ряженые» делают 2 воротец (одни за кругом, другие в кругу, берутся за обе руки и поднимают над детьми).

Дети, проходя под воротцами, поют припевочку:

К нам коза пришла,

Коляду привела.

Сама прошла,

Всех детей провела.

Скороговорочкой – «А самого маленького оставила».

Одновременно со словами «ряженые» опускают воротца, и кто-то из детей в них попадается. Игра продолжается несколько раз.

Цыган. А сорить тут  у вас можно?

Бабушка Настя:   Можно.

Цыгане. Сеем, веем, посеваем и здоровья всем желаем…(сыпет по углам пшено)

Цыганка.  А год у вас будет щедрым, богатым, веселым и счастливым.

Бабушка Настя:   Спасибо вам за предсказания, ой, батюшки угощение я так и не приготовила. Пойду пироги в печь поставлю, а вы ребятушки потсобите мне. Кашу наварите.

Эстафеты «Как на Старый Новый год кашу мы варили».

 «Готовим воду для каши».

У одной стены зала стоят команды, у противоположной стены — два пуфа (для каждойкоманды — свой). На каждом пуфе — два стакана, один с водой, другой — пустой и столовая ложка. Участнику команды нужно подбежать, перелить 1 ложку воды из одного стакана в другой, вернуться к команде. Далее бежит следующий участник, переливает вторую ложку и т.д.

«Варим кашу».

Исходное положение — то же. Возле команд — тарелка с фасолью или бобами и ложка, каждый берет по фасолине, кладет в ложку несет к стулу, бросает в стакан с водой при этом, приговаривая слова “Варись кашка крута”, затем возвращается к команде.

Бабушка Настасья: (в руках держит угощение)

- Ах, спасибо вам, ребятки!

Что пришли в наш дом на святки!

Пожелали нам добра и хорошего родства!

Приходила коляда,

С колядой была звезда,

- Ты куда пошла опять, коляда?

Все дети хором:

- Колядовать!

Впереди у нас дорожки,

Нам опять колядовать,

Да хозяев поздравлять!!!

Ведущая:

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровьева!

Бабушка Настя угощает детей. Праздник заканчивается.


Приложение 5

Каз өмәсе.

Алып баручы. Кадерле кунаклар, балалар! Бүген бездә бәйрәм – Каз өмәсе! Каз өмәсе – алтын көзнең башлык, муллык, матурлык бәйрәме ул.

Көзге байлык! Көзге муллык!

Авылда Каз өмәсе!

Яше-карты, бала-чага –

Шау-гөр килә һәммәсе!

  Каз өмәсе – көзге бәйрәм.

  Ул күптән килгән йола.

  Язың ничек булса,

  Көзең шулай була.

Бүген бездә каз өмәсе,

Каз өмәсе бүген бездә.

Каз йолкырга килгән кызлар,

Уңыш юлдаш булсын сезгә!

“Каз канаты” дигән көй уйнап тора.

 Әби чыга, сөйләнә:

-И, и, и, гөмеркәйләр, менә тагы каз өмәләре җитте (тәрәзәдән карый). Нишләп бу кызлар һаман юк икән, кояш күтәрелеп бетте бит инде.

“Каз канаты” көенә кызлар көянтәгә чиләк асып керәләр, көянтә-чиләк белән 3-4 күнегү ясыйлар, көянтә, чиләкләрне илтеп куялар.

 Әби: Рәхмәт яугырлары, буш килмәгәннәр, үзләре белән су да алып килгәннәр. Бабай, кая син, чык, кызлар килеп җитте.

Бабай: Чыгам, карчык, изге сәгатьтә, балалар.

 Бабай: Кызлар, тизрәк эшкә тотынсак, эшебез тизрәк бетәр. Әйдәгез, эшне башлыйк. (кызлар казларны алып идәнгә утыралар. Бер – берсенең эшен күзәтәләр).

1 кыз:  Лилиянең казы безнекеннән чистарак булган бит, кызлар.

2 кыз: әй уңган да инде безнең Лилия.

3 кыз: Безнекедә аныкыннан ким түгел. Менә карагыз, ялт иттердек.

4 кыз: Кызлар, иртәгә кемдә икән каз өмәсе?

1кыз: Бәдри әбиләрдә.

Әби: Әйе, иртәгә, Бәдри әбиегезгә каз өмәсенә барырсыз, балакайларым. (Әби кызлар янына утыра да). И-и-и, әйтмә инде, балалар, үзе кызык, үзе ямансу инде шушы каз өмәләре. Казның итеннән нинди генә ризыклар әзерләмиләр. Алай гынамени әле, татар халкының иң зур күчтәнәче кунакка барганда каз булган. Туйларда яшьләрне  хәзер дә зурлап, изге теләкләр, пар булып яшәүләрен  теләп,  зурлап пар каз чыгаралар. Ә килен булган кыз, каз мамыгыннан пар мендәр алып килгән. Карагыз әле, кызлар, әниләрегез сезгә дә пар мендәрләр әзерләгәннәрдер инде, әйме? (Кызлар көлешәләр, әби казларны карый-карый). Әй, казларны йолкып бетерә язгансыз бит, телемә салынып утырам икән, өстәл әзерлисем, каз коймагы пешерәсем бар бит (Әби икенче бүлмәгә кереп китә).

1кыз: Туктагыз әле,малайлар килә түгелме?

 Егетләр керә:

1 егет. Исәнмесез-саумысыз,

Нигә кәҗә саумыйсыз?

Әтәчегез күкәй салган,

Нигә чыгып алмыйсыз?

2 егет. Исәнмесез-саумысыз,

Котлы булсын өмәгез.

Муллык булсын өегездә,

Безгә бәхет теләгез.

Капма-каршы җыр: “Челтәр элдем читәнгә” татар халык көе, сүзләре.

Егетләр:

Челтәр элдем читәнгә,

Җилфер-җилфер итәргә.

Без килмәдек буш китәргә

Килдек алып китәргә.

 Кызлар:

Алын алырсыз микән

Гөлен алырсыз микән,

Урталарга чыгып сайлап

Кемне алырсыз микән.

 Бер егет: Каз өмәсе бик шәп бәйрәм

                  Күңел ачаек әле.

Уен: “Чума үрдәк – чума каз”

Уен: “Без- без- без идек”

Әби: Бигрәк куңелле үтә бәйрәмебез, әйдәгез, балалар, сез биеп алыгыз! Ә мин кунакларны  коймак белән сыйлыйм әле.

Бию- танец.

Кызлар казларны көянтәләргә элеп, бәкегә төшеп китәләр. (чыгалар).

1 малай:     Каз чайкыйлар безнең кызлар,

                Куллары эшкә ята.

                Мактаудан башка бер сүз юк,

                Бу кызларга карата.

Менә шулай каз өмәсен

Татарда үткәргәннәр.

Ә яшь кызлар күңел биреп,

Бу эшкә өйрәнгәннәр.

 Татар халык көе Каз канаты” көенә балалар парлашып салмак кына чыгалар

 Бабай:      Авылларда каз өмәсе гөрли

                   Су буена канат сипкәннәр,

                    Канат очларына баса-баса

                    Кызлар каз юарга киткәннәр.

 Әби:Хөрмәтле кунаклар. Менә сезнең белән саубулашыр чак та җитте.Сау булыгыз. Бу бәйрәм күренеше сезнең күңелләргә дәрт өстәсен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но ...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Сценарий развлечения в честь Дня Народного Единства «Словно радуги цвета мы едины навсегда!»

Цель: воспитание у дошкольников любви к нашей единой Родине – России!Задачи- формировать у старших дошкольников понимание принадлежности к русскому народу и России как единой Родине всех пр...