Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по социально-коммуникативному развитию по теме «Семья»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Суслова Мария Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по теме "Семья", целью которого является совершенствовать представления детей о семье, родственных отношениях в семье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по социально-коммуникативному развитию по теме «Семья»

 в старшей группе

Цель: совершенствовать представления детей о семье, родственных отношениях в семье.

Задачи:

  1. Закрепить  представления детей о ценностях семьи, посредством рассказа о гербе своей семьи.
  2. Развивать логическое мышление и временную ориентацию, связанную с возрастом человека.
  3. Воспитывать у детей уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Материалы к образовательной деятельности:

Объёмное изображение «репки»; персонажи сказки «Репка» в виде презентации, выводимые на интерактивную доску; цветок семейного счастья, состоящий из стебля, листа, серединки со словом «семья» и семи лепестков, раскрашенных в цвета радуги, на лепестках написаны слова: «любовь», «родство», «забота», «здоровье», «дружба», «веселье», «увлечение»; фланелеграф; карточки с изображением людей разного возраста, мужского и женского пола; карточки с изображением животных по семействам (одна из карточек разрезана на 8 частей); гербы и коллажи с фотографиями, изготовленные семьями воспитанников; мяч; аудиозапись с песней «Моя семья»; призы для детей

Педагогические технологии, используемые в непосредственно образовательной деятельности с детьми:

Метод проектов: детско-родительский проект «Моя семья»;

Игровые: д/и «Назови ласково», «Выложи цепочку», «Семейства домашних животных», «Четвёртый лишний»;

Технология творческого воображения: рассказы детей о своих семьях и о семейных гербах;

Здоровьесберегающие – физкультминутка, цветотерапия (лепестки цветка, раскрашенные в семь цветов радуги)

Ход деятельности:

№ слайда

Дети входят в зал и здороваются с гостями.

Вос-ль: Ребята, вставайте в круг.

            Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

            Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Дети садятся на стульчики.

Вос-ль: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. Что такое семья?

(Предполагаемые ответы детей:

семья – это люди, которые живут вместе;- это родители и дети)

Вос-ль: Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой и вниманием члены вашей семьи, они дали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи – очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту и в обычных делах.

Послушайте, какие пословицы придумал народ о семье.

«Вся семье вместе – так и душа на месте»

«Ненадобен клад, коли в семье лад»

Ребята, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите?

Дети: Да

Вос-ль: Её название вы узнаете, ответив на вопрос «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать урожай этого овоща?»

Дети: Репка

Воспитатель показывает объемную «репку».

Вос-ль: Эта сказка о дружной семье. Назовите её членов.

Дети: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, кошка, мышка.

Вос-ль: Ребята, Репка хочет подарить вам цветок семейного счастья.

Воспитатель выставляет фланелеграф с прикреплённым на него стеблем, листком и серединкой цветка. На серединке написано слово «семья».

Вос-ль: Но где же его лепестки? Репка предлагает вам вспомнить сказку о ней и попробовать собрать все лепестки. Первый лепесток Репка вам даст.

Репка даёт лепесток красного цвета со словом «любовь».

Вос-ль: Почему наш первый лепесток со словом «любовь»?

(Предполагаемые ответы детей: потому что в семье все любят друг друга)

Ну а теперь отправляемся в сказку.

(Воспитатель включает презентацию, а дети начинают рассказывать сказку)

слайд № 1

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть»

Вос-ль: Дед говорит: «Подождите, подождите, у меня тоже есть лепесток для вашего цветка. Я вам его отдам, только давайте поиграем»

Вос-ль: Ребята, вставайте в круг.

Д/и «Назови ласково» (с мячом)

Вос-ль: Я буду бросать вам  мяч, и называть любого члена семьи, а вы должны бросать мне мячик обратно и назвать этого члена семьи ласково.

Сын – сыночек, дочь – доченька, мама – мамочка, папа – папочка, бабушка – бабуленька, дедушка – дедуленька, внук – внучок, внучка – внученька, брат – братик, сестра – сестричка.

Вос-ль: Дедушка отдаёт нам лепесток оранжевого цвета со словом «родство». Почему у нашего цветка второй лепесток со словом «родство»?

(Предполагаемые ответы детей: потому что в семье все люди родственники, в одной семье есть и дети, и родители, и бабушка с дедушкой)

слайд №;2, 3

Вос-ль: Кого позвал дед?

Дети: Бабку

Вос-ль: Бабка пришла и говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки (показывая на гербы). Ребята со своими родителями делали герб семьи. Кто хочет рассказать о своей семье и о гербе семьи? Надо рассказать: Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Почему такой герб?

Рассказы детей о своих семьях и о семейных гербах. (2-3 человека)

Вос-ль: Бабка говорит, что ей понравились ваши рассказы и отдаёт нам лепесток со словом «забота». Какого он цвета?

Дети: жёлтого

Вос-ль: как вы объясните слово «забота»?

(Предполагаемые ответы детей: в счастливой семье все заботятся друг о друге)

слайд № 4

Вос-ль: Вспоминаем сказку дальше. Кого позвала на помощь Бабка?

Дети: Внучку

Вос-ль: Внучка прибежала и говорит : «Я с удовольствием помогу, а потом с ребятами поиграю»

Д/и «Выложи цепочку». Дети делятся на две команды: мальчики и девочки

Вос-ль: Надо разложить картинки согласно возрасту от самого младшего до самого взрослого человека (на столах).

Дети выполняют задание с комментированием.

Вос-ль: Молодцы, ребята, Внучка отдаёт нам зелёный лепесток со словом «здоровье». Почему для нашего цветка подходит лепесток со словом «здоровье»?

(Предполагаемые ответы детей: потому что в семье должны быть все здоровы; потому что счастливая семья – это здоровая семья)

Вос-ль: А сейчас приглашаю всех на семейную зарядку.

Вставайте в круг.

Осенью, весноу (руки вверху, машем)

Летом и зимой (руки в стороны, потом крест – накрест обхватить себя)

Мы во двор выходим (идём по кругу)

Дружною семьёй

Встанем в круг и по порядку (показываем круг разведёнными руками)

Каждый делает зарядку (маршируем на месте)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо, влево (руки на поясе, повороты всем корпусом)

Делает мой братик Сева

Ну а я бегу трусцой (бег на месте)

И качаю головой (наклоны головой вправо, влево)

Дети садятся на стульчики.

слайд № 5

Вос-ль: Сказка продолжается. Кого позвала на помощь Внучка?

Дети: Жучку

Вос-ль: Жучка охотно прибежала на помощь. Она тоже принесла лепесток для нашего цветка, но сначала она хочет, чтобы вы выполнили задание.

Д/и «Семейства домашних животных». Дети в парах получают конверты с картинками, разрезанными на 8 частей. Остальные картинки животных разложены на ковре.

Вос-ль: Ребята, ваша задача собрать из частей картинку. Посмотреть, какое животное у вас получилось, и найти представителей его семейства.

Дети выполняют задание

Вос-ль: Все семейства в сборе. Ребята, как одним словом можно назвать всех этих животных

Дети: Домашние

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, что чувствует кошка рядом со своим котёнком?

(Предполагаемые ответы детей: любовь, нежность к своему детёнышу).

Правильно, и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своего семейства, потому что детёныши радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.

- Жучка отдаёт лепесток для нашего цветка со словом «дружба». Счастливая семья – это дружная семья. Ребята, какого цвета этот лепесток?

Дети: Голубого

слайд № 6

Вос-ль: Понравилось Жучке с вами играть, ребята, но репку надо дальше тянуть. Кого позвала Жучка?

Дети: Кошку

Вос-ль: Кошка прибежала, хочет поиграть с вами в игру «Четвёртый лишний». Я буду называть слова, а вы должны назвать лишнее. Будьте внимательны.

-сын, мама, отец, дядя

- Андрей, Егор, Ваня, Иванов

- храбрый, звонкий, отважный, смелый

- Молодцы, ребята, Кошка отдаёт вам синий лепесток со словом «веселье». Почему шестой лепесток со словом «веселье»?

(Предполагаемые ответы детей: потому что семья должна жить весело) «Где много песен поётся, там и весело живётся»

слайд № 7

Вос-ль: Сказка продолжается. Кого позвала Кошка?

Дети: Мышку

Вос-ль: Мышка прибежала не с пустыми лапками, принесла для вас загадки

  1. Мне она тётя, а моей маме … (сестра)
  2. Моему папе он папа, а мне… (дедушка)
  3. Моему папе она жена, а мне …(мама)
  4. Папе он родной брат, а мне …(дядя)

- Вот какие интересные загадки приготовила для вас Мышка

Она хочет отдать вам последний фиолетовый лепесток для нашего цветка семейного счастья. На лепестке слово «увлечение». У семьи всегда есть какое-нибудь общее увлечение, например занятие спортом, совместный отдых.

слайд № 8

Вос-ль: Взялись все герои сказки за репку и вытянули её из земли. Как вы думаете, почему они смогли вытащить репку?

(Предполагаемые ответы детей: потому что работали вместе, дружно, помогали друг другу)

- Вот мы и собрали наш цветок семейного счастья. Ребята, когда же семья счастлива?

(Предполагаемые ответы детей: когда в семье все любят друг друга, когда в семье много родственников, когда все члены семьи заботятся друг о друге, когда все здоровы, когда семья дружная, весёлая, когда у членов семьи есть какое-то общее увлечение)

Вос-ль: Как хорошо, что у всех вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение и любовь друг к другу.

- Ребята, я знаю, что дома с родителями вы делали коллаж с семейными фотографиями. Я предлагаю сделать наш групповой семейный альбом, ведь наша группа – это большая семья. А на обложку поместим наш цветок семейного счастья.

(Воспитатель показывает обложку альбома)

Вос-ль: Ребята, что вам особенно запомнилось в сегодняшней деятельности?

(Предполагаемые ответы детей: игра «Семейства домашних животных», рассказы о гербах, игра «Четвёртый лишний»)

Воспитатель хвалит детей, отмечает успехи каждого ребёнка индивидуально.

Вос-ль: Ребята, всем героям сказки понравилось у вас в гостях, а Репка приготовила для вас угощение. Сейчас вы получите угощение, а потом давайте рассмотрим ваши семейные фотографии и пригласим гостей посмотреть.

Воспитатель включает аудиозапись песни «Моя семья» и раздаёт угощение. После этого дети, воспитатель и гости рассматривают фотографии.

Вос-ль : На этом наша деятельность закончена.

слайд № 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка «Репка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по познавательно-речевому развитию по теме «Водоплавающие птицы» в старшей группе.

Цель: Совершенствовать интеллектуальное развитие детей, развивать их познавательные интересы.Задачи: 1.     Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать логическое мышлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему: «Новые друзья» с использованием образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевое развитие, художественное творчество.

Конспект данного мероприятия направлен на знакомство детей с новым коллективом. А так же на ознакомление с правилами детского сада. Мероприятие направленно на воспитание в детях вежливости по от...

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы на тему: «Мое настроение, мои эмоции» с использованием образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевое развитие, художественное творчество

Мероприятие направленно на создание хорошего настроения в группе, на развитие чувства сожаления и взаимопомощи, на развитие и понимание эмоций, а так же на поддержание физического здоровья малышей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по социально-коммуникативному развитию по теме "Детский сад - наша вторая семья" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности целью которой является совершенствовать представления детей о детском саде, как о второй семье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по развитию речи Тема: «Весна пришла».

Конспект по развитию речи с детьми раннего возраста направлен на формирование элементарных представлений о весне....