Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов. Тема: "ЛЭПБУК (Lapbook)" - это интересно!"
    учебно-методический материал по теме

    Младенцева Дарья Геннадьевна

    Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    Тема: Изготовление интерактивной папки «ЛЭПБУК (Lapbook)»

    Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.

    Задачи:

    1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
    2. Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
    3. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.

    Предполагаемый результат:

    1. Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК».

    2. Педагоги расширят свой педагогический опыт в  напрвлении познавательно-исследовательской деятельности.

    3. Педагоги познакомятся с этапами изготовления ЛЭПБУКа.

    4. Педагоги систематизируют этапы создания ЛЭПБУКА и презентуют макеты своих интерактивные папок.

    Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

    Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Изготовление интерактивной папки ЛЭПБУК (Lapbook)»; готовые Лэпбуки на разные темы; необходимые материала: листы формата А4, простые карандаши, ластики; буклеты.

    Ход мастер-класса:

    I Разминка. Упражнение «Выгодный обмен» - участники «обмениваются» своими личными качествами.

    Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки; активизация участников.

    II Теоретическая часть

    Слайд 1 – заголовок

    Слайд 2

            ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).

            Это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определённой теме.

    Слайд 3

            При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др.), которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

            Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.

            Лэпбук обеспечивает:

    • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
    • разнообразие игровых заданий;
    • интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
    • компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
    • вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».

    Слайд 4

            Эффективно использовать ЛЭПБУК можно для подгрупповой и индивидуальной работы.

            ЛЭПБУК является интересной формой совместной работы взрослых и детей.

    Слайд 5

    ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:

    • организационную (экскурсии, походы);
    • техническую (фото, видео);
    • информационную (сбор информации для лэпбука);
    • мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

            Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

    Слайд 6

            Работа с ЛЭПБУКОМ отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:

    • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
    • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
    • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
    • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

    В результате данной культурной практики у детей развиваютя умения, такие как:

    • умение планировать предстоящую деятельность;
    • договариваться со  сверстниками;
    • распределять обязанности;
    • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
    • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
    • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
    • используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания;
    • представлять (презентовать) результаты своего труда
    • и др.

    Слайд 7- Выбор темы:

            Для того, чтобы мы с Вами (педагогами) смогли обучить родителей и детей изготовлению лэпбука, мы  должны с Вами сами освоить данные навыки.

            Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее. С другой стороны, можно сделать обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.

    Слайд 8 - Составление плана:

            После того, как вы выбрали тему, вам необходимо составить план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

    Не более 5-7 заданий. Например, план к теме «Лягушки» может охватывать следующие информационные блоки:

    • Строение лягушки.
    • Где они обитают?
    • Чем питается?
    • Какую пользу или вред они приносят человеку?
    • Стихи, загадки о лягушках.
    • Подвижные игры.
    • Развивающие задания по теме.

    Слайд 9 - Макет:

            Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

            Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

    Слайды 10-15 - Разновидности деталей

    Кармашки, конвертики, книжки-раскладушки, вращающиеся круги, блокнотики и др.

    Слайд 16 Что нужно, чтобы изготовитьЛЭПбук

    Вам понадобятся такие материалы:

    • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками.
    • Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
    • Ножницы.
    • Клей-карандаш для бумаги.
    • Стиплер.
    • Скотч.

            Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Наполняем. Презентуем. Затем выполняем все задания, фиксируем достигнутые знания, наблюдения и т.д.

    III Практическая часть – Изготовление макета ЛЭПБУКА

    Сейчас я приглашаю Вас к работе за столами.

    Ваша задача: составить план – набросать макет – и презентовать его.

    IV Рефлексия.Игра «Ключевое слово» - участникам педагогического взаимодействия предлагается по цепочке называть вслух свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т.д.) по прошедшему мастер-классу.

    Цель: проанализировать и сформулировать полученные результаты; определить цели своей дальнейшей работы, дать рекомендации и др.

    V Заключение

            Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

            Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

            Педагогам вручается буклет по изготовлению ЛЭПБУКА.

    Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

    Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

    Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

    В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

    МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

           Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

    Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

    Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

    Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

    повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

    Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

    Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

    Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

    Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...