КОНСПЕКТ проведения непосредственно-образовательной деятельности в рамках горождской недели психологии «Экспериментальная лаборатория»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Слажнева Оксана Александровна

Образовательная область Познание, сравнение свойств ткани и бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx101.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 « Сибирячок»

C:\Users\Natalya\Desktop\эмблема сада\1347199847_70085050_1296594552_mishka_07.png

КОНСПЕКТ

проведения непосредственно-образовательной деятельности

в рамках городской недели психологии

 

«Экспериментальная лаборатория»

                                                                   

                                                          Подготовила и провела

                                                          воспитатель I квалификационной категории

                                         Слажнева Оксана Александровна,

г. Бердск

2016 г.

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности  с использованим элементов методики исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова и элементов ТРИЗ.

Задачи:

  •  Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани (прочная, мокнет, окрашивается, мнется) в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, окрашивать, мочить, с историей ткани. Учить накапливать информацию о предмете опытным путем.
  • Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.
  • Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности и в повседневной жизни.
  • Развивать  познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение работать в микро группах (пары)
  • Ввести новый символ "Узнай у специалиста".
  • Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Материалы и инструменты: разные виды ткани, постельное белье, полотенце, одежда, бумажные предметы, мыло, 5 образцов ткани (по 2 каждого, 2 чашки с соком свеклы и моркови, 10 белых платочков  из ткани и 10 из бумаги, модель: волшебный компьютер, символы: воскл. знак, глаз, нос, рука, нитки (распущенная ткань детьми дома с родителями,  белые платочки   с пекинской капустой,   акриловая краска, опрыскиватель, зонт.

Предварительная работа: чтение сказки "Как рубашка в поле пришла" К. Ушинского, "Голый король"Г. Х. Андерсена, совместно с родителями опыт: "Из чего состоит ткань", изготовление коллекции тканей в виде птицы, изготовление подарка для мамы "платочек с бахромой".

Ход:

(дети заходят в группу, встают полукругом,  здороваются с гостями,)

    В: Ребята, посмотрите какие все сегодня красивые ( воспитатель делает акцент на одежду детей – у Маруси красивое платье и т.д.). И гости к нам пришли нарядные, во что они одеты?   Ответы детей. 2 мин.

В: Ребята, как одним словом можно назвать те слова,  которые вы мне сейчас называли? (ответы детей – «Одежда») Правильно «Одежда». А какую одежду вы ещё знаете? А из чего изготавливают одежду? Правильно из ткани, сегодня я приглашаю вас в лабораторию. Вспомните, что означает это слово? Сегодня в лаборатории мы будем исследовать новый объект -  ткань. 2 мин.

Проходите в выставочный зал лаборатории.

(дети встают полукругом возле стола).

В: Что означает этот символ "! "? ("Подумайте самостоятельно") Ребята, на выставке представлены разные вещи (постельное белье, полотенце, одежда, бумажные предметы, мыло,). Подумайте самостоятельно, что нам подходит для исследования, а что лишнее. Почему? Ответы детей. ( нам подойдут постельное белье, полотенце, одежда, потому что они сделаны из ткани) 2 мин.

В: Мы с вами уже знаем, что ткань бывает разной, и пошить из нее можно что угодно.  Разделитесь   на пары, каждой паре я даю образец ткани. У нас в лаборатории есть ученые( зрители). Найдите ученого с таким же образцом ткани, как у вас. Спросите, как называется эта ткань и что из неё шьют. Оставайтесь рядом с учеными. А я буду спрашивать, что вы узнали. Ответы детей.

Вывод: Из ткани шьют вещи. 3-4 мин.

 

В: Молодцы, ребята, а  вы хотите узнать, откуда к нам пришла ткань? В этом нам  поможет   компьютер.  Приглашаю вас  в  «зрительный зал».

( дети садятся на стулья)

Показ  презентации:

В глубоко древности одежду мастерили из шкур животных. Самые первые иглы были из костей. Потом люди научились изготовлять ткани из растений. Они заворачивались в куски разной ткани и закрепляли их.

Затем появились мастера - портные, они умели рисовать на ткани, кроить и сшивать куски. Портные ходили по городам и шили одежду на заказ. Сейчас портные шьют удобную, модную и красивую одежду. Самых лучших называют кутюрье. Модную одежду можно увидеть на показах мод. 3 мин.

В:  Возвращаемся в нашу лабораторию и продолжим наше исследование. (дети садятся за круглый стол) Вспомните, что означает этот символ. Глаз. (можем увидеть, посмотреть) .Давайте рассмотрим наши образцы ткани . Какие они по форме, по цвету ( работа с признаками). - Что означает этот символ? Нос. (можно понюхать). Понюхайте ткани, как они пахнут?

Вывод: Ткань  может быть разной  по цвету, по форме, по размеру,  по составу (из шерсти, меха, льна, хлопка, шелка, капрона). У ткани есть свой запах. 2-3 мин.

В: Дома вы с родителями делали опыт "Из чего состоит ткань? " Расскажите, что вы узнали? Давайте, поиграем нитками, которые вы принесли из дома. Берут нитки из пакета. Вы - котята, повторяйте за мной.  

Физминутка "Шаловливые котята"

Хозяйка видала спросонок,

Как маленький черный котенок

Разматывал возле калитки

Какие-то белые нитки,

Как, длиною ниткой играя,

Забрался на крышу сарая.

Хозяйка полгода вязала

- Фуфайки в минуту не стало,

Остались одни только спицы.

Ну как на котят не сердиться? 2 мин.

В: Мы весело провели время. Сейчас мы с вами пройдем в эксперементальный зал и проведем опыты с тканью.   Садитесь на стульчики за круглый стол , но руками пока ничего не трогайте.  Ребята  рассмотрите предметы для эксперементирования, которые лежат на столе.

(дети рассаживаются и обещают ничего не трогать без команды воспитателя, рассматривают тканевые и бумажные платочки ).

В: А теперь меня надо внимательно слушать и выполнять все вместе со мной.Возьмите в правую руку -  платочек из ткани, а в левую  платочек из бумаги, нужно потереть их пальчиками. Ребята, «запомним» какая на ощупь бумага, и какая ткань (дети берут в правую руку -  платочек из ткани, а в левую  платочек из бумаги, трут их пальчиками и отвечают на вопросы воспитателя, что ткань - мягкая, нежная. Бумага - жесткая, и неуютная). 2 мин.

В: Молодцы, ребята! Мы справились с этой работой, сейчас мы можем начать  следующий этап экспериментирования с увеличительным стеклом (лупой, объясняет свойства этого стекла:

«У меня в руках предмет и называется этот предмет – «лупа». Это стекло не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы» (дети внимательно слушают рассказ воспитателя о том, как надо пользоваться увеличительным стеклом).

Работа с увеличительным стеклом: «Рассматривание и обследование изделий из ткани и бумаги» (дети берут увеличительное стекло и рассматривают сначала ткань, а затем бумагу; затем повторяют увиденные результаты эксперимента, что ткань состоит из ниток, а бумага нет). 2 мин.

 В: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань издавать звуки? Но для этого нужно, чтобы была тишина, сидим тихо –тихо, берем сначала  платочки из бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? Ответы детей. Правильно, бумага шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит.Теперь берем  платочки из ткани и давайте, послушаем какие звуки издает ткань. Начинаем все вместе мять  платочки из ткани. Что мы слышим? Правильно  платочки из ткани не издают никакого звука.  какой вывод мы можем с вами сделать?  

Вывод: когда мнешь  платочки из бумаги они издают звуки, шуршат, а из ткани, когда мнешь они молчат, не издают никаких звуков». 1,5-2 мин.

В: Ребята, посмотрите какие наши  платочки стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками  платочки из бумаги. Что у вас получается? Ответы детей.Да, вы правы,  платочки  из бумаги у нас настолько мятые, что они не распрямляются. Сейчас, давайте посмотрим, разгладятся ли платочки   из ткани, если мы тоже будем разглаживать  их руками. Что вы видите? Ответы детей.Правильно,  платочки из ткани распрямляются при разглаживании.

Вывод: бумага мнется и не расправляется, а ткань мнется и расправляется. 1,5-2 мин.

В: Ребята, я думаю, что наши  платочки, после стольких экспериментов  испачкались, давайте их постираем, интересно, что с ними будет после стирки? (дети берут  платочки из ткани, погружают  их в воду, отжимают, определяют, что они стали мокрыми, расправляют  их  и  делают вывод -    платочки  из ткани стали  мокрыми).   Сейчас попробуем погрузить в воду  платочки из бумаги. Отжимаем  их, расправляем – они  размокли  и разорвались.

Вывод:   платочки из ткани прочнее, чем из бумаги. 1,5-2 мин.

В: Ребята, а хотите узнать, все ли ткани намокают?

Игра "Волшебный зонт".

Родитель просит отгадать детей загадку:

В руки ты его возьмёшь –

И тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт: его ты сложишь

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт,

Что оставишь дома? (Зонт)

В: Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом (обрызгивает зонт распылителем).

В: Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Ответы детей. Правильно. Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) —ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: не все ткани намокают. 2-3 мин.

В: Ребята, давайте обобщим, что мы сегодня с вами узнали  свами в нашей лаборатории? ( вывод по всему занятию) 2-3 мин.

Итого 25-30 минут.

Рефлексия:

В: Ребята, а сейчас вы превратитесь в настоящих волшебников. Хотите сами сделать волшебство? У меня есть капуста и   краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (дерево) С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки,  проходите за столы и приступайте к волшебству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Посадка лука» (в рамках тематической недели «Неделя опытов и экспериментов»)

НОД позволяет вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; развивать наблюдательность, учить связывать причину и следствие....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федера...