Игры на преодоление трудностей в общении.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Онорина Каролина Викторовна

В циклограмме календарного  планирования  добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolnin_trudnostey.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на преодоление трудностей в общении.

Сентябрь

«Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой)

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь! Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

Игра «Раздвигаем границы»

Цель: сформировать позитивную установку на достижение успеха. Сформировать адекватную самооценку; способствовать достижению психоэмоционального равновесия каждого из участников группы; сформировать мотивацию на успех.

Игра «Котята»

Цель: способствовать осознанию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний

окружающих. Ознакомить с видами эмоций; сформировать навык распознавания эмоциональных реакций

окружающих.

Игра «Угадай настроение» 

Цель: формирует навык распознавания настроения по мимике. Способствовать осознанию собственных

эмоциональных состояний и эмоциональных состояний окружающих.

Инструкция: Дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм.

Октябрь

Упражнение «Стойкий солдатик»

Цель: на снижение возбуждения. Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка

Инструкция: Дети произвольно занимают место в комнате и по команде руководителя «замри» становятся ровно, подгибая одну ногу в колене, руки опускают по швам, плотно прижимая их к туловищу. Посмотрите внимательно по сторонам, кому удается стоять не шевелясь. Теперь поменяйте ногу, снова оглянитесь по сторонам. Молодцы вы настоящие солдатики. Опустили ногу, вытянулись, напрягли ноги, крепко уперлись ими в пол. Почувствуйте, какие они стали твердые. Вытянули вверх и напрягли тело, спина стала ровная, как струна, руки плотно прижали к туловищу, кулаки сжали, макушка тянется вверх. Вдохнули, задержали дыхание, на счет три -выдохнули, расслабились. Слегка наклонились вперед, потрясли руками, выпрямились, потрясли ногами. Тело расслабилось, стало гибким и послушным.

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: Изучить мимику лица и связанные с ней эмоциональные состояния человека.

Инструкция: Ведущий предлагает выполнить детям ряд упражнений, изображая различные эмоции. Сморщить лоб, поднять брови (удивление) - расслабиться (после каждого упражнения); сдвинуть брови нахмуриться (сердитость); полностью расслабить брови, закатить глаза (скука, равнодушие), расширить глаза, открыть рот, напрячь тело (страх, ужас); сморщить нос (брезгливость); сжать губы, прищурить глаза (презрение); улыбнуться| подмигнуть (веселье).

Упражнение «Рисуем эмоции пальцами»

Цель: Осознание своего эмоционального состояния.

Инструкция: В упражнении используются гуашевые краски. С их помощью дети рисуют положительные и отрицательные эмоции, а после свое настроение. После рисунки обсуждаются.

Беседа «Конфликты»

Цель: разъяснить детям понятие «Конфликт»; способность формированию позитивного отношения к людям; рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Ноябрь

Игра «Превращение»

Цель: сформировать навык адекватного эмоционального реагирования; расширить спектр восприятия и

проявления эмоций; развить наблюдательность, внимание; развивать  мимические и пантомимические способы эмоциональной выразительности.

Инструкция: Ведущий называет и изображает животное, а дети подражают его походке и движениям. По команде «замри» - все садятся на корточки и слушают название следующего) животного.

Упражнение «Лебедь»

Цель: способствовать осознанию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний

окружающих. 

Инструкция: Представьте, что вы прекрасные лебеди. Вытяните шею, она напряжена, отведите назад плечи, руки выпрямили. Медленно поднимаемся на носочки, прямые руки - вверх, плавно приседаем, руки - вниз. Поднимаемся вверх, замерли - парим, плавно опускаем руки, расслабляем ноги. Тело легкое, гибкое, ноги и руки стали послушными. Дышим спокойно и ровно, вдох - выдох.

Игра «Портрет»

Цель: сформировать навык адекватного эмоционального реагирования; расширить спектр восприятия и

проявления эмоций; развивать  мимические и пантомимические способы эмоциональной выразительности.

Инструкция: Группа делится на пары. Каждой паре дается задание выбрать настроение для человека на портрете и из частей пиктограмм собрать портрет. После по заданию собираются два других портрета с настроением противоположным и нейтральным первому. Обсуждение, какой портрет каждому понравился больше, почему, какой портрет собирать было легче, какое бы настроение выбрали для своего портрета, почему.

Этюды на выражение эмоций

Цель: Изучить мимику лица и связанные с ней эмоциональные состояния человека 

Инструкция: Проигрывание этюдов на выражение различных эмоций (можно использовать сюжет известной сказки): 1) внимания, интереса, сосредоточенности; 2) гнева; 3) страдания и печали; 4) удивления; 5) отвращения; 6) вины; 7) страха; 8) скуки; 9) любопытства; 10) удовольствия, радости, гордости; 11) спокойствия, безмятежности.

Игра «Птичий двор».

Цель: помочь детям понять собственную индивидуальность; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Инструкция: Дети изображают домашних птиц, издавая характерные звуки. По заданию руководителя, они с помощью изменения интонации стараются передать эмоциональные состояния: радости, тревоги, страха, удовольствия, любопытства, нежности.

Декабрь

Игра «Интонации»

Цель: Расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального. Создать позитивную эмоциональную установку

Инструкция: Попробовать поздороваться со всеми спокойно, обиженно, зло, безразлично, радостно и т.д. Произнести фразу, как рассерженная бабушка, как баба - яга, добрая фея, потерявшийся щенок и т.д. Продекламировать стихотворение или рассказать коротенький рассказ, с различными интонациями. Звуковая гимнастика. Дети произносят звуки с различным темпом, двигаясь по комнате в такт звукам. При этом по команде руководителя они меняют силу и высоту звука. Заканчивается упражнение тихими звуками и плавными движениями.

Игра «Иностранец».

Цель: сформировать и развить позитивное и эмпатийное отношение к окружающим. Закрепить навык адекватного эмоционального реагирования; развить способность сопереживать. формирующие навык позитивного взаимодействия с окружающими.
Инструкция: Дети разбиваются на пары «иностранец-хозяин» и объясняются только с помощью мимики и жестов. Ситуация: «иностранец» приезжает на вокзал, ему надо узнать у прохожего дорогу к нужному дому. Он приезжает в гости. Хозяева показывают свое гостеприимство: они рады его видеть, приглашают «иностранца в комнату», показывают свои любимые игрушки, заботятся о его удобстве, приглашают пообедать.

Игра «Сломанный телевизор»

Цель: Развивать  выразительность мимики и жестов. Учить проявлять заботу друг о друге, создать установку на внешнее проявление позитивных эмоций и дать ее положительное подкрепление на уровне поведения.

Инструкция: Дети разбиваются на пары. Им предлагается без слов что-нибудь сообщить. Первой группе сообщается, что они должны изобразить, а другая группа детей должна угадать сообщение (текст сообщения может не согласовываться с мимикой и жестами, передающими его). После пары и задание меняются.        

Мини-беседа на тему «Как можно управлять собой».

Цель: развить навык самоконтроля эмоциональных и поведенческих реакций. Способствовать самоосознанию эмоциональных проявлений; сформировать навык адекватного отреагирования на конфликтную ситуацию; обучить приемам саморегуляции поведения. Обучение приемам саморегуляции поведения.

Инструкция:  «Возьми себя в руки»: как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.
«Дыши и думай красиво»:когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи: «Я - птица» - выдох,  вдох «Я - камень» - выдох, вдох «Я - цветок» - выдох, вдох «Я - спокоен» - выдох. Ты действительно успокоишься.

Январь

Игра «Гармоничный танец»

Цель: Упражнения на концентрацию внимания, самоконтроль действий и снятие психоэмоционального напряжения.

Инструкция: Группа делится на пары. У одного из партнеров глаза закрыты повязкой (он ведомый). Партнеры стоят друг напротив друга, легко прикасаясь ладонями. Ведущий делает плавные движения руками, корпусом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Необходимо следовать за руками ведущего, повторять его движения, не потеряться. Через какое - то время партнеры меняются ролями. 

Игра «Жужа»

Цель: развить эмоционально - волевые механизмы, направленные на самоконтроль и подавление агрессивных проявлений в поведении. Развить волевые усилия, направленные на сдерживание собственной активности; снять психоэмоциональное напряжения.

Инструкция: «Жужа» стоит в центре круга с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг, дразнят, щекочут, строят рожицы. Задача «Жужи» как можно дольше находиться в центре круга и, используя один из приемов саморегуляции, не реагировать на окружающих. Когда «Жуже» надоедает, она машет полотенцем, игра прекращается. Ведущий фиксирует время, которое каждый мог продержаться в центре крута и не сорваться (по истечении 3-х минут ведущий сам останавливает время). В конце упражнения подводится, кто самый выдержанный человек в группе.

Игра «Прогулка»

Цель: развить коммуникативные способности и навыки сотрудничества в диадах. Развить навык конструктивного взаимодействия с партнером; сформировать установку на позитивные взаимоотношения в диаде.

Инструкция: «Представьте, что вы в самой любимой нарядной одежде. Вы гуляете по парку. На дорожке лужа. Вам ее надо обойти. И вдруг вы падаете в лужу. Надо почистить костюм и умыться. Вы зашли в химчистку».Теперь дети делятся на пары -один из них «Химчистка», он «чистит одежду, трет как следует, вытирает, сушит, гладит». Потом они меняются. Действия могут выполняться одновременно. Теперь все чистые.

Февраль

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

Материал: стол, стул, и т. д

Ход игры: Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Этюд «Тарелка с водой»

Цель: развитие взаимопонимания, способности к согласованности действий; преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.

Ход игры: группа молча, с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при такой передачи развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п. Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают «отчет» о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали

 «Два барана»

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение напра вить энергию детей в нужное русло.

Инструкция: Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно доль ше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Игра «Я и другие»

Цель: помочь детям понять собственную индивидуальность; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Инструкция:  Я предлагаю вам выполнить одно очень интересное задание. Посмотрите на своего соседа справа, а потом расскажите нам о нём, о том, что в нём есть хорошего, подчеркните его положительные черты. А после скажите, от чего ему надо избавиться, чтобы стать ещё лучше. (Дети выполняют задание.)

Март

Рисунок «Мои друзья»

Цель: Обогатить опыт самопознания, формировать адекватную самооценку. формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими. 

Инструкция: Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями.  В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

Игра «Сказка наоборот»

Цель: Расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

Инструкция: Известная детям сказка разыгрывается в двух частях: 1-я часть — с привычными образами сказочных героев; 2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные. Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы: Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)? Как в жизни люди относятся к разным характерам? Трудно ли переключаться с одного характера на другой? Бывают ли в жизни такие ситуации?

Беседа «Как правильно дружить»

Цель: Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Инструкция: В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые них в ходе проведения беседы можно дополнить.

Упражнение «Зеркало»

Цель: Профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Инструкция: Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его  движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».

Апрель

Упражнение «Живые куклы»

Цель: Создать позитивную эмоциональную установку. Дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность.

Инструкция: Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самогоПосле того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас превратится в маленького ребенка, а другой — в его куклу: куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять и пр. Но предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пусть продолжают играть самостоятельно.

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Инструкция: ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…»«Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игра «Создай настроение»

Цель: создать позитивную эмоциональную установку.

Инструкция: Ведущий предлагает выбрать из общего набор пиктограмм картинки только с положительными эмоциями. Из числа положительных эмоций дети по очереди называют те, которые хо взять себе, а после - те, которые хотят «отдать остальным участникам группы.

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Мы поссорились с подругой и уселись по угла.

Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.

Я ее не обижала – только мишку подержала,

Только с мишкой убежала и сказала «Не отдам!»

Май

Игра «Похвалилки»

Цель:  игра   способствует   повышению   самооценки   ребенка,   повышает   его значимость в коллективе, формирует внимательное отношение к достижениям и успехам товарищей, развивает навыки внеситуативно - личностного общения.

Ход игры: Все   дети   сидят   в   кругу.   Каждый ребенок рассказывает о поступке, которым можно гордиться.  Например:  «однажды я  помог маме»,  или «однажды я  выступал  на празднике» и т.д. На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово что- то сделал.   После  того, как   все   дети   выскажутся,   взрослый   может   обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими - либо талантами, но для того, чтобы это     заметить,     необходимо     очень     внимательно,   заботливо     и  доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Упражнение «Злость пришла и ушла»

Цель: способствовать проявлению эмоции «злость, гнев» социально приемлемыми способами, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.

Инструкция: воспитатель «Попробуйте напрячь тело, нахмурить брови, сделать взгляд «колючим», сжать кулаки, напрячь челюсть, рычать как разъяренный тигр. А теперь топайте ногами, наберите воздух и на выдохе произносите «а-а-а...», машите руками, сжатыми в кулаки. Возьмите газету, сомните ее, бросьте на пол, прыгайте на ней, топчите ее ногами, постучите по ней кулаками, порвите ее на мелкие кусочки. Изобразите капризного ребенка: лягте на спину, стучите по полу руками и согнутыми в коленях ногами, мотайте головой из стороны в сторону, произнося «а-а а».  Злость ушла, тело расслабилось, слушаем музыку.

Игра «Закорючка»

Цель: Развивать уважение в общении привычку пользоваться вежливыми словами умение учитывать интересы других людей

Оборудование: лист бумаги фломастер игрушки.

Инструкция: Воспитатель: Ребята у меня есть волшебный фломастер. Он превращает простые закорючки в разные предметы животных растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на нашем листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку который дополнит закорючку так чтобы получился какой-нибудь предмет или животное или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце мы определяем победителя этой игры.

Игра «Колдун»

Цель: Помочь детям понять собственную индивидуальность; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности. 

Инструкция: Вы хорошо говорили друг о друге а теперь давайте помолчим.  Представьте, что вас заколдовал колдун так что вы потеряли способность говорить. На вопросы которые будем задавать я и другие дети вы можете отвечать только жестами. С помощью наших вопросов вы постараетесь рассказать историю о том как вас заколдовали. Вспомните, что с помощью движений рук можно показать размер и форму предметов своё настроение. (Дети по очереди выполняют задание)

Игра «Башенка из игрушек»

Цель: Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм занятиям животным и сравнивать их со вкусами других людей. 

Инструкция: У меня на столе лежат картинки с изображениями различных игрушек и других предметов. Пусть каждый из вас по очереди возьмёт набор картинок и выложит вот такую башенку: в первом окне на её вершине будет находиться ваша самая любимая игрушка в окне пониже – менее любимая и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Несколько рекомендаций, с помощью которых можно решить проблемы в общении детей дошкольного возраста....

Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".

"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....

Игры на преодоление трудностей в общении.

В циклограмме календарного  планирования  добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы....

Консультация для педагогов " Психологические особенности преодоления трудностей в общении"

У детей дошкольного возраста существуют особенности формирования коммуникативных функций ,с помощью которых ребенок учится социализироваться в детском коллективе и познавать мир, извлекая практическую...