Игры на преодоление трудностей в общении.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
В циклограмме календарного планирования добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolnin_trudnostey.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на преодоление трудностей в общении.
Сентябрь | «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой) Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь! Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию. |
Игра «Раздвигаем границы» Цель: сформировать позитивную установку на достижение успеха. Сформировать адекватную самооценку; способствовать достижению психоэмоционального равновесия каждого из участников группы; сформировать мотивацию на успех. | |
Игра «Котята» Цель: способствовать осознанию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний окружающих. Ознакомить с видами эмоций; сформировать навык распознавания эмоциональных реакций окружающих. | |
Игра «Угадай настроение» Цель: формирует навык распознавания настроения по мимике. Способствовать осознанию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний окружающих. Инструкция: Дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. | |
Октябрь | Упражнение «Стойкий солдатик» Цель: на снижение возбуждения. Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка Инструкция: Дети произвольно занимают место в комнате и по команде руководителя «замри» становятся ровно, подгибая одну ногу в колене, руки опускают по швам, плотно прижимая их к туловищу. Посмотрите внимательно по сторонам, кому удается стоять не шевелясь. Теперь поменяйте ногу, снова оглянитесь по сторонам. Молодцы вы настоящие солдатики. Опустили ногу, вытянулись, напрягли ноги, крепко уперлись ими в пол. Почувствуйте, какие они стали твердые. Вытянули вверх и напрягли тело, спина стала ровная, как струна, руки плотно прижали к туловищу, кулаки сжали, макушка тянется вверх. Вдохнули, задержали дыхание, на счет три -выдохнули, расслабились. Слегка наклонились вперед, потрясли руками, выпрямились, потрясли ногами. Тело расслабилось, стало гибким и послушным. |
Упражнение «Мимическая гимнастика» Цель: Изучить мимику лица и связанные с ней эмоциональные состояния человека. Инструкция: Ведущий предлагает выполнить детям ряд упражнений, изображая различные эмоции. Сморщить лоб, поднять брови (удивление) - расслабиться (после каждого упражнения); сдвинуть брови нахмуриться (сердитость); полностью расслабить брови, закатить глаза (скука, равнодушие), расширить глаза, открыть рот, напрячь тело (страх, ужас); сморщить нос (брезгливость); сжать губы, прищурить глаза (презрение); улыбнуться| подмигнуть (веселье). | |
Упражнение «Рисуем эмоции пальцами» Цель: Осознание своего эмоционального состояния. Инструкция: В упражнении используются гуашевые краски. С их помощью дети рисуют положительные и отрицательные эмоции, а после свое настроение. После рисунки обсуждаются. | |
Беседа «Конфликты» Цель: разъяснить детям понятие «Конфликт»; способность формированию позитивного отношения к людям; рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу | |
Ноябрь | Игра «Превращение» Цель: сформировать навык адекватного эмоционального реагирования; расширить спектр восприятия и проявления эмоций; развить наблюдательность, внимание; развивать мимические и пантомимические способы эмоциональной выразительности. Инструкция: Ведущий называет и изображает животное, а дети подражают его походке и движениям. По команде «замри» - все садятся на корточки и слушают название следующего) животного. |
Упражнение «Лебедь» Цель: способствовать осознанию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний окружающих. Инструкция: Представьте, что вы прекрасные лебеди. Вытяните шею, она напряжена, отведите назад плечи, руки выпрямили. Медленно поднимаемся на носочки, прямые руки - вверх, плавно приседаем, руки - вниз. Поднимаемся вверх, замерли - парим, плавно опускаем руки, расслабляем ноги. Тело легкое, гибкое, ноги и руки стали послушными. Дышим спокойно и ровно, вдох - выдох. | |
Игра «Портрет» Цель: сформировать навык адекватного эмоционального реагирования; расширить спектр восприятия и проявления эмоций; развивать мимические и пантомимические способы эмоциональной выразительности. Инструкция: Группа делится на пары. Каждой паре дается задание выбрать настроение для человека на портрете и из частей пиктограмм собрать портрет. После по заданию собираются два других портрета с настроением противоположным и нейтральным первому. Обсуждение, какой портрет каждому понравился больше, почему, какой портрет собирать было легче, какое бы настроение выбрали для своего портрета, почему. | |
Этюды на выражение эмоций Цель: Изучить мимику лица и связанные с ней эмоциональные состояния человека Инструкция: Проигрывание этюдов на выражение различных эмоций (можно использовать сюжет известной сказки): 1) внимания, интереса, сосредоточенности; 2) гнева; 3) страдания и печали; 4) удивления; 5) отвращения; 6) вины; 7) страха; 8) скуки; 9) любопытства; 10) удовольствия, радости, гордости; 11) спокойствия, безмятежности. | |
Игра «Птичий двор». Цель: помочь детям понять собственную индивидуальность; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности. Инструкция: Дети изображают домашних птиц, издавая характерные звуки. По заданию руководителя, они с помощью изменения интонации стараются передать эмоциональные состояния: радости, тревоги, страха, удовольствия, любопытства, нежности. | |
Декабрь | Игра «Интонации» Цель: Расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального. Создать позитивную эмоциональную установку Инструкция: Попробовать поздороваться со всеми спокойно, обиженно, зло, безразлично, радостно и т.д. Произнести фразу, как рассерженная бабушка, как баба - яга, добрая фея, потерявшийся щенок и т.д. Продекламировать стихотворение или рассказать коротенький рассказ, с различными интонациями. Звуковая гимнастика. Дети произносят звуки с различным темпом, двигаясь по комнате в такт звукам. При этом по команде руководителя они меняют силу и высоту звука. Заканчивается упражнение тихими звуками и плавными движениями. |
Игра «Иностранец». Цель: сформировать и развить позитивное и эмпатийное отношение к окружающим. Закрепить навык адекватного эмоционального реагирования; развить способность сопереживать. формирующие навык позитивного взаимодействия с окружающими. | |
Игра «Сломанный телевизор» Цель: Развивать выразительность мимики и жестов. Учить проявлять заботу друг о друге, создать установку на внешнее проявление позитивных эмоций и дать ее положительное подкрепление на уровне поведения. Инструкция: Дети разбиваются на пары. Им предлагается без слов что-нибудь сообщить. Первой группе сообщается, что они должны изобразить, а другая группа детей должна угадать сообщение (текст сообщения может не согласовываться с мимикой и жестами, передающими его). После пары и задание меняются. | |
Мини-беседа на тему «Как можно управлять собой». Цель: развить навык самоконтроля эмоциональных и поведенческих реакций. Способствовать самоосознанию эмоциональных проявлений; сформировать навык адекватного отреагирования на конфликтную ситуацию; обучить приемам саморегуляции поведения. Обучение приемам саморегуляции поведения. Инструкция: «Возьми себя в руки»: как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека. | |
Январь | Игра «Гармоничный танец» Цель: Упражнения на концентрацию внимания, самоконтроль действий и снятие психоэмоционального напряжения. Инструкция: Группа делится на пары. У одного из партнеров глаза закрыты повязкой (он ведомый). Партнеры стоят друг напротив друга, легко прикасаясь ладонями. Ведущий делает плавные движения руками, корпусом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Необходимо следовать за руками ведущего, повторять его движения, не потеряться. Через какое - то время партнеры меняются ролями. |
Игра «Жужа» Цель: развить эмоционально - волевые механизмы, направленные на самоконтроль и подавление агрессивных проявлений в поведении. Развить волевые усилия, направленные на сдерживание собственной активности; снять психоэмоциональное напряжения. Инструкция: «Жужа» стоит в центре круга с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг, дразнят, щекочут, строят рожицы. Задача «Жужи» как можно дольше находиться в центре круга и, используя один из приемов саморегуляции, не реагировать на окружающих. Когда «Жуже» надоедает, она машет полотенцем, игра прекращается. Ведущий фиксирует время, которое каждый мог продержаться в центре крута и не сорваться (по истечении 3-х минут ведущий сам останавливает время). В конце упражнения подводится, кто самый выдержанный человек в группе. | |
Игра «Прогулка» Цель: развить коммуникативные способности и навыки сотрудничества в диадах. Развить навык конструктивного взаимодействия с партнером; сформировать установку на позитивные взаимоотношения в диаде. Инструкция: «Представьте, что вы в самой любимой нарядной одежде. Вы гуляете по парку. На дорожке лужа. Вам ее надо обойти. И вдруг вы падаете в лужу. Надо почистить костюм и умыться. Вы зашли в химчистку».Теперь дети делятся на пары -один из них «Химчистка», он «чистит одежду, трет как следует, вытирает, сушит, гладит». Потом они меняются. Действия могут выполняться одновременно. Теперь все чистые. | |
Февраль | Игра «Ладонь в ладонь» Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта Материал: стол, стул, и т. д Ход игры: Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. |
Этюд «Тарелка с водой» Цель: развитие взаимопонимания, способности к согласованности действий; преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения. Ход игры: группа молча, с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при такой передачи развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п. Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают «отчет» о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали | |
«Два барана» Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение напра вить энергию детей в нужное русло. Инструкция: Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно доль ше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы. | |
Игра «Я и другие» Цель: помочь детям понять собственную индивидуальность; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности. Инструкция: Я предлагаю вам выполнить одно очень интересное задание. Посмотрите на своего соседа справа, а потом расскажите нам о нём, о том, что в нём есть хорошего, подчеркните его положительные черты. А после скажите, от чего ему надо избавиться, чтобы стать ещё лучше. (Дети выполняют задание.) | |
Март | Рисунок «Мои друзья» Цель: Обогатить опыт самопознания, формировать адекватную самооценку. формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими. Инструкция: Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы. |
Игра «Сказка наоборот» Цель: Расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального. Инструкция: Известная детям сказка разыгрывается в двух частях: 1-я часть — с привычными образами сказочных героев; 2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные. Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы: Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)? Как в жизни люди относятся к разным характерам? Трудно ли переключаться с одного характера на другой? Бывают ли в жизни такие ситуации? | |
Беседа «Как правильно дружить» Цель: Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей. Инструкция: В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые них в ходе проведения беседы можно дополнить. | |
Упражнение «Зеркало» Цель: Профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей. Инструкция: Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность». | |
Апрель | Упражнение «Живые куклы» Цель: Создать позитивную эмоциональную установку. Дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность. Инструкция: Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самогоПосле того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас превратится в маленького ребенка, а другой — в его куклу: куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять и пр. Но предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пусть продолжают играть самостоятельно. |
Упражнение «Что и когда я чувствую» Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей. Инструкция: ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.) | |
Игра «Создай настроение» Цель: создать позитивную эмоциональную установку. Инструкция: Ведущий предлагает выбрать из общего набор пиктограмм картинки только с положительными эмоциями. Из числа положительных эмоций дети по очереди называют те, которые хо взять себе, а после - те, которые хотят «отдать остальным участникам группы. | |
Игра «Ссора» Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении. Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? Мы поссорились с подругой и уселись по угла. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала – только мишку подержала, Только с мишкой убежала и сказала «Не отдам!» | |
Май | Игра «Похвалилки» Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе, формирует внимательное отношение к достижениям и успехам товарищей, развивает навыки внеситуативно - личностного общения. Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок рассказывает о поступке, которым можно гордиться. Например: «однажды я помог маме», или «однажды я выступал на празднике» и т.д. На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово что- то сделал. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими - либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас. |
Упражнение «Злость пришла и ушла» Цель: способствовать проявлению эмоции «злость, гнев» социально приемлемыми способами, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение. Инструкция: воспитатель «Попробуйте напрячь тело, нахмурить брови, сделать взгляд «колючим», сжать кулаки, напрячь челюсть, рычать как разъяренный тигр. А теперь топайте ногами, наберите воздух и на выдохе произносите «а-а-а...», машите руками, сжатыми в кулаки. Возьмите газету, сомните ее, бросьте на пол, прыгайте на ней, топчите ее ногами, постучите по ней кулаками, порвите ее на мелкие кусочки. Изобразите капризного ребенка: лягте на спину, стучите по полу руками и согнутыми в коленях ногами, мотайте головой из стороны в сторону, произнося «а-а а». Злость ушла, тело расслабилось, слушаем музыку. | |
Игра «Закорючка» Цель: Развивать уважение в общении привычку пользоваться вежливыми словами умение учитывать интересы других людей Оборудование: лист бумаги фломастер игрушки. Инструкция: Воспитатель: Ребята у меня есть волшебный фломастер. Он превращает простые закорючки в разные предметы животных растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на нашем листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку который дополнит закорючку так чтобы получился какой-нибудь предмет или животное или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце мы определяем победителя этой игры. | |
Игра «Колдун» Цель: Помочь детям понять собственную индивидуальность; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности. Инструкция: Вы хорошо говорили друг о друге а теперь давайте помолчим. Представьте, что вас заколдовал колдун так что вы потеряли способность говорить. На вопросы которые будем задавать я и другие дети вы можете отвечать только жестами. С помощью наших вопросов вы постараетесь рассказать историю о том как вас заколдовали. Вспомните, что с помощью движений рук можно показать размер и форму предметов своё настроение. (Дети по очереди выполняют задание) | |
Игра «Башенка из игрушек» Цель: Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм занятиям животным и сравнивать их со вкусами других людей. Инструкция: У меня на столе лежат картинки с изображениями различных игрушек и других предметов. Пусть каждый из вас по очереди возьмёт набор картинок и выложит вот такую башенку: в первом окне на её вершине будет находиться ваша самая любимая игрушка в окне пониже – менее любимая и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.
Несколько рекомендаций, с помощью которых можно решить проблемы в общении детей дошкольного возраста....
Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".
"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....
Игры на преодоление трудностей в общении.
В циклограмме календарного планирования добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы....
«Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»
Опыт работы...
Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".
Презентация к опыту работы...
Консультация для педагогов " Психологические особенности преодоления трудностей в общении"
У детей дошкольного возраста существуют особенности формирования коммуникативных функций ,с помощью которых ребенок учится социализироваться в детском коллективе и познавать мир, извлекая практическую...