Коррекционная программа
рабочая программа на тему

Арутюнян Светлана Гарниковна

Коррекционная программа для ребёнка с ОВЗ на 2016-2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_dlya_rebyonka_s_ovz.docx480.5 КБ

Предварительный просмотр:



СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Заглавие

Страница

1

Пояснительная записка

3

2

Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с

ранним детским аутизмом в условиях МБДОУ «Детский сад «Маячок»

6

3

Заключение

11

4

Список использованной литературы

12

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, в котором формируются многие виды психической деятельности, является основой для дальнейшего развития, подготавливает ребенка к школьному обучению. Программы основываются на специальных психологических исследованиях, выявивших потенциальные возможности детей с расстройствами аутистического спектра, которые могут быть реализованы в процессе коррекционного обучения.

     Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

     Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

- раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

 - определении содержания и методов обучения и воспитания;

 - своевременном включении родителей в коррекционно-педагогический процесс;

- реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении;

- комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

       Цель  программы:  коррекционная помощь ребенку с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма  и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

     Основными задачами коррекционной помощи ребенку данной категории являются:

  • воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;
  •  развитие и обогащение эмоционального и познаватеьного опыта ребенка;
  •  формирование коммуникативных умений;
  •  сенсорное развитие;
  • повышение двигательной активности ребенка;
  • формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;
  • стимуляция звуковой и речевой активности;

Целевая группа. Программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста (6 - 7 лет) с нарушениями аутистического спектра.

        Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с ребенком. Продолжительность каждого занятия  от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению  коррекционно-развивающих занятий:


  • Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
  • Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
  • Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
  • Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения,
  • Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме:«Возьми карандаш».
  • В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия»).  При работе непосредственно используется  поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
  • Использование физических  упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятиях  помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.
  • Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае дополнительно используем  «сенсорные буквы и цифры, геометрические фигуры»
  • Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 1 учебный год, занятия проводятся с ребенком  2 раза в неделю.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям. В процессе оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с аутистическими нарушениями важным направлением работы педагогов является организация взаимодействия с родителями. Работа с родителями включает следующие виды деятельности: изучение опыта семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений; формирование педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи. Педагог обучает родителей созданию особой адаптивно-адаптирующей среды, способствующей сглаживанию аутизма у ребенка, помогает в решении его проблемного поведения. Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей с аутистическими нарушениями предполагает специально создаваемые и поддерживаемые взрослыми условия, которые делают образовательную среду управляемой (т. е. адаптированной) к потребностям и возможностям ребенка и одновременно приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого ребенка к окружающей действительности. Немаловажное значение имеет вопрос принятия ребенка родителями. Если родитель отрицает факт нарушения развития ребенка, либо находится на стадии поиска виноватого, то кроме обучения его приемам коррекционной помощи важно помочь сформировать адекватное  отношение к ребенку и изменить свои ценностные ориентации. Реализация этих задач расширяет возможности оказания адекватной помощи ребенку с аутистическими нарушениями.

Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе и  во включении детей с РДА  в разные виды игровой  и обучающей  деятельности, различные по содержанию, уровню сложности и  степени социального опосредования.

      Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщении даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций может усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.  Поэтому программный материал трансформируется в зависимости от детских особенностей, подбираются понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие с таким ребенком требует гибкости, постоянного поиска и нешаблонных решений, поскольку проведение  занятия с ребенком с аутизмом полностью зависит от его желания взаимодействовать.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МАЯЧОК»

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпения, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения проблем.

На данный момент в условиях МБДОУ «Детский сад «Маячок»воспитывается 1ребёнок с РДА. С официальным диагнозом и инвалидностью Установление точного диагноза - главная проблема, т.к. в условиях введения ФГОС в ОУ, обучение детей с нарушениями аутистического спектра ведется по АООП для детей с РАС.

Коррекционная работа с ребёнком направлена на формирование поведения, на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка, на коррекцию поведения через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.

Необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии. Главное, создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, которая помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.

Основные направления коррекционной работы в работе с детьми с РАС – это:

- коррекция развития эмоционально-волевой сферы,

-формирование приемлемых форм поведения

-личностное развитие

-развитие познавательной деятельности.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.

Таблица1

Формирование игровых действий

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

-игра одиночная;

-игра рядом;

-игра с кратковременным или долговременным взаимодействием;

-выясняется наличие игровых действий;

-обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением;

-умение выполнять цепочку действий;

-определяется насколько тяжело сосредоточиться;

-обращается внимание на избирательные интересы ребенка;

-спонтанный интерес ребенка к окружающему миру;

-преобладают манипуляции с неигровыми предметами;

-стереотипные действия;

-игра некоммуникативная;

-установление эмоционального контакта;

-преодоление негативизма;

-обучение коммуникативному взаимодействию;

-включение стереотипий в игровой процесс;

-обучение выполнению целенаправленных игровых действий с объектами;

-расширение уровня игровых возможностей;

-обучение выполнению цепочки игровых действий;

-развитие координации глаз, рук;

-расширение знаний об окружающем мире;

-эмоциональное вовлечение ребенка с помощью игры в освоение бытовых навыков.

-для ребенка подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект;

-используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым;

-в случае затруднения, упражнение не заметно упрощается;

-новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы.

-игры для установления эмоционального контакта с ребенком: игры с пуговицами (перекладывание), игры с водой (разбрызгивание);

-игры с использованием протестных действий ребенка: ребенок разбрасывает игрушки - взрослый обыгрывает ситуацию – «Салют», «Дождь»;

-игры с вовлечением в бытовую жизнь: покормим попугайчика и др.;

-игры для совершенствования взаимодействия:«Ку-ку»,«Ладушки»;

-игры для развития координации: «Сложи башню»;

-игры с игрушками на выполнение цепочки действий: «Угости куклу чаем»;

игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование.


Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим.

Направление коррекционной работы, которое звучит как социализация, реализуются в форме обучения навыкам самообслуживания, развития ориентировки в быту, в процессе взаимодействия с ребенком непосредственно на индивидуальных занятиях, предоставлено в таблице 2. В данном конкретном случае продолжается работа по формированию и закреплению КГН.

Таблица 2

Формирование игровых действий

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

-ребенок практически овладел навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками;

-перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен;

-овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией.

-формирование навыков самообслуживания;

-воспитание культурно-гигиенических навыков;

-формирование элементарных бытовых навыков;

-развитие стойкого интереса к выполняемой деятельности;

-воспитание уверенности в своих силах.

-сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности;

-прививаем умение пользоваться ложкой, вилкой;

-обучение навыкам одевания;

-организация жизни ребенка по четкому распорядку дня;

-в процессе обучения у ребенка вырабатывается стереотип поведения.

- использовать игры типа «Кукла Таня умывается», эмоционально обыграть удачу;

-игры: «Кукла Маша завтракает»;

-игра: «Оденем куклу на прогулку»;

-расписание (режим дня) в виде картинок (или слов), где он ест, занимается и т.д.;

-сначала почти все делает взрослый, постепенно подключая ребенка.


Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с ранним детским аутизмом навыкам бытового поведения.

Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 2 раза в неделю. Подход директивный. Четкая инструкция и выполнение задания до конца, в случае высокой отвлекаемости- возвращение к выполняемому заданию.

Примерная карта занятий с ребенком с РАС с учетом характерных признаков нарушений и пути их коррекции


Таблица 3

Характерные признаки нарушения

Направления коррекционной деятельности.

Высокая отвлекаемость


Сложность с распределением внимания




Необычность относительно зрительного контакта

Совместное составление индивидуального распорядка занятий (ребенок выкладывает картинки или слова в зависимости от уровня актуальных способностей).

"Социальное поощрение"

Предупреждение "застреваемости" на определенном занятии путем отвлечения, сменой деятельности, привлечение значимой для ребенка деятельности.

Нейропсихологические глазодвигательные упражнения (по А.В. Семенович), использование зарядки для глаз.

Тяжело дается различение важного и неважного

Акцентирование на важном, изменяя интонацию, эмоционально окрашенная речь, работа со стимульным материалом; игры (таблица 1)

Проблемы с сообщением собственных потребностей и отказом от нежелательного.

Использование жеста, обозначающего нежелательное поведение со стороны взрослого и сигнала, обозначающего нежелание выполнять какую-либо деятельность, или желание сообщить что-либо.

Гиперчувствительность по отношению к раздражителям

Телесно-ориентированные упражнения(похлопывания, обнимания с применением аудио-занятий по Железновым), направленные на вызов эмоции, ответной положительной реакции.

Быстро наступает возбуждение при изменениях в окружении

Упорство на однообразии

Ритуальное поведение

Навязчивое поведение

Ограничение области интересов

Нехватка собственной инициативы

Создание возможности предвидения

Постепенно вводить изменения

Расширение интересов посредством интеграции нового

Предоставление вспомогательных средств

Предлагать различные виды занятий

Ограниченное чувство социальной взаимности



Нарушение социальной перцепции

Наблюдение и оценка социальных способностей в различных ситуациях

Индивидуальный подбор социальных требований

Работа с эмоциями, сюжетными картинками, обозначающими эмоции, разрезные картинки "Семья", рисование, лепка по данной тематике, занятия по интересам


Первоочередными коррекционно–развивающими задачами на данном этапе являются:

• Формирование навыков социального поведения

• Развитие навыков социализации

• Развитие мелкой моторики

• Развитие сенсорных эталонов

• Развитиезначимых для обучения психофизиологических функций

Занятие

Задачи

Способы реализации

Коррекционно-

развивающие

занятия


Развитие

навыков

социализации

• Учить взаимодействовать с новыми взрослыми в новых условиях.

• Формировать и закреплять навыки коллективного поведения;

• Поощрять любые виды совместной деятельности со сверстниками (игру за столом, частичное участие в поделках, аппликации, участие в занятиях);

• Побуждать к контакту со взрослыми и сверстниками;

• Формировать навыки эмоциональной регуляции (учить договариваться);

Социальное подкрепление (похвалить, обнять, "дай пять")

Развитие общей и мелкой моторики

• Совершенствовать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, массаж: катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);

Использовать пестушки, потешки, народные речевые игры с называнием частей тела и лица(по Железновым)

• Учить выполнять задание до конца (при отказе, использовать приём совместного выполнения действия).

Выполнение физминуток, пальчиковой гимнастики, речевых двигательных упражнений;

а) по показу

б) совместно

работа над необычностью зрительного контакта. Нейропсихологические глазодвигательные упражнения (по А.В. Семенович): использование зарядки для глаз ("физминутки для глаз")

Развитие сенсорных эталонов и ориентировки в пространстве

Рекомендуется проводить по следующим разделам:

• Развитие восприятия формы (учить соотносить предметы по форме: телевизор – квадрат (или прямоугольник); зеркало - круг и т.д.; по цвету; величине); закреплять умение находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал), учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);

• Учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);

• Учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку между стульями; положи мяч за корзину и т.д.)

• Учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (5 - 9 частей);

• Учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 - 4-х отличий), сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (3-5 отличий);

• Учить находить все предметы на «зашумленной» картинке, когда изображения нескольких предметов накладываются друг на друга.

Коррекционные

занятия



Речевое развитие


• Развитие фонетико-фонематического слуха рекомендуется начать с повторения за педагогом слогов (на парные согласные и чередование гласных: па - ба - па; по - пы - по и т.д.) по показу;

• При необходимости упражнения сопровождаются

игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание

молоточком и т.д.).

Подготовка руки к письму:

- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки, зайчики, надуваем воздушный шарик и т.д.);

- работа с мелким сыпучим материалом - чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывание их по заданной линии, пересыпание, выкладывание узоров и т.д.);

- учить работать на альбомном листе бумаги -определять середину, верх, низ, право, лево;

- формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;

- рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые;

- раскраски;

- познакомить с тетрадью в клетку и линейку.

Развитие

учебных

навыков

• Поощрение и стимуляция самостоятельности;

• Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

• В случае необходимости использовать песочные часы.

Работа с семьей

• Анализ промежуточных результатов коррекционной работы.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются, прежде всего, расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.

Несмотря на то, что причины детского аутизма еще не достаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностики ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского аутизма. После проведения психологической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РДА.

Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становятся необучаемой, и неприспособленной к жизни в обществе.

И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения, что в дальнейшем, несомненно, поможет в формировании социализации ребенка.

Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.

В коррекционной работе рекомендуется использовать много полезных, интересных и развивающих занятий, игр, упражнений.

Не каждого ребенка с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае коррекционная работа поможет:

● организовать его поведение;

● развить способности к коммуникативному взаимодействию;

● обучить навыкам самообслуживания;

● сгладить негативные проявления аутизма;

● усилить психическую активность ребенка;

● научить проводить свободное время

Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Детский аутизм. Хрестоматия/Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997. 254 с.
  2. Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.
  3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.
  4. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинф. 1997. 342 с.
  6. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/Под ред. Т.Л.Лещинская Мн. НИО. 2005. 260
  7. Журнал "Аутизм и нарушения развития". (выпускается с 2011г)
  8. Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. СПб.,1997. 230 с.
  9. ХАУСТОВ А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры... Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012

ресурсы Интернет:

http://www.nakedheart.org/ru/ материалы с Международного Форума "Каждый ребенок достоин семьи" , 2015г.

http://www.autisminrussia.ru/html/autism.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа «Лучик» для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитывающихся в условиях детского дома.

Программа рассчитана для детей  с ТНР, которые поступают в детский дом в младшем дошкольном возрасте. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и  нестабильным звуковым оформлен...

Коррекционая программа " Формирование графических навыков у детей с нарушением речи"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста имеющими нарушение речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические н...

Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

Разработка индивидуальной коррекционной программы

рекомендации к разработке индивидуальной корррекционной программе...

индивидуальная коррекционная программа.рекомендациии.

рекомендации к разработке индивидуальной коррекционной программе для ребенка с дизартрией...

«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий...