Басни Крылова в музыке
статья на тему

Телюкина Любовь Сергеевна

Статья о Баснях Крылова в музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_basni_krylova_v_muzyke.docx20.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       Статья «Басни Крылова в музыке».   

       Считается, что первым композитором, обратившимся к басням Крылова, был А. Г. Рубинштейн. Это не совсем верно. Еще задолго до Рубинштейна музыку к басням Крылова написал А. А. Плещеев (1778-1862). Один из одареннейших русских «аматеров» – композитор и виолончелист, близкий друг В. А. Жуковского и П. А. Вяземского, Плещеев был автором опер на собственные либретто, баллад и романсов на тексты русских поэтов. Попытку написать музыку к басням Крылова предпринял и В. Ф. Одоевский (1804-1869). В рукописном отделе Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки хранится эскиз басни «Квартет» для голоса и фортепиано. Как и другие его музыкальные сочинения, эта пьеса осталась незавершенной. Насколько можно судить по наброску, это бесхитростная, несколько наивная музыка, лишенная каких-либо черт сатиричности; содержание басни передается в спокойных повествовательных тонах.

В 1851 году в издательстве М. Бернарда вышли в свет «Басни Крылова» А. Г. Рубинштейна (1829-1894). В «Автобиографических рассказах» композитор пишет: «К ранним произведениям моим относятся музыкальные иллюстрации к басням Крылова: «Осел и соловей», «Кукушка и Орел», «Стрекоза и муравей», «Парнас». Из текстов Крылова я выбирал большей частью те, которые связаны с музыкой. Только «Ворона и курица» не имеет отношения к музыке»[1]. Таким образом, в центре внимания Рубинштейна были именно те басни Крылова, в которых в сатирической форме высказываются мысли об искусстве, художниках и критиках. Это было близко Рубинштейну. Вернувшись из-за границы, молодой композитор в Петербурге оказался в чужой ему среде великосветских «невежд». В борьбе с аристократической «чернью» он утверждал идеалы музыкального просветительства. Как и Соловью в басне Крылова ему нередко приходилось выслушивать советы «поучиться пению у Петуха». И если Соловей, «услыша суд такой», улетает за тридевять земель, то и молодой музыкант был недалек от этого, когда писал матери: «надо удрать отсюда, из этой среды».   Первым откликнулся на появление «Басен Крылова» Рубинштейна, дал им оценку и указал на новизну избранного композитором жанра издатель М. Бернард, выступавший иногда как музыкальный критик. В одной из его статей можно прочесть: «Положить басни Крылова на музыку – было не легким делом и трудною задачею. Трудность эта заключается собственно не в том, что стихи Крылова не легко было петь, потому что произведения этого великого поэта в высшей степени исполнены гармонии и звучности, - но трудность эта представлялась чисто с музыкальной стороны. Обыкновенные мелодии недостаточны для рассказа, в котором преобладают остроумие и юмор. Здесь важно, чтобы характер музыки соответствовал словам и чтобы гармония верно передавала юмористический, остроумный язык поэта. Наш молодой композитор выполнил эту задачу чрезвычайно успешно и тем открыл новое поприще для своего таланта»[2].

Хотя композитор и пишет, что «Басни Крылова» - это «просто романсы», в действительности, они далеки от обычного романса. И содержание басен и свободный размер стиха обусловили особенности музыкальной формы, средств выражения, использование разнообразных приемов изложения и музыкальной характеристики. Как отмечает Б. В. Асафьев, «некоторые из басен – «Квартет» - с забавным применением recitativo secco в начале, «Парнас», а также «Соловей и кукушка» содержат много свежих оборотов и довольно тонких примеров гибкости переходов от повествовательного тона к диалогу, что особенно трудно при переложении на музыку крыловских басен»[3]. В них раскрывается «рубинштеновский юмор – одно из ценных качеств характера композитора»[4].

В 1900 – 1902 годах опубликовал свои произведения на тексты басен Крылова В. И. Ребиков (1866 – 1920). Не выходя за пределы камерно-вокального жанра, Ребиков подошел к музыкальному воплощению басен Крылова с иных творческих позиций нежели Рубинштейн. На музыкальную концепцию этих произведений возможно оказали влияние высказывания    В. Г. Белинского. Критик утверждал, что лучшие басни Крылова подчинены не моралистическим выводам, как басни его предшественников, но представляют реалистические сцены из жизни.

Ребиков драматизирует форму басни. Композитор вводит чтеца, распределяет роли действующих лиц между различными исполнителями. Соответственно он озаглавил свои произведения: «Басни в лицах. Сцены для детей» (цикл включает 37 пьес в девяти тетрадях). Особенности музыкального письма «Басен в лицах» связаны с музыкальным стилем детских опер Ребикова и, отчасти, его «музыкально-психологических драм». В них, как формулировал композитор, «оркестр – передающий чувства, музыкальная речь – передающая мысль и чувства». И в «Баснях в лицах» развитие мелодического материала, «выражающего чувства», создающего музыкальный фон произведения, дается в инструментальном изложении (партия фортепиано). В вокальных партиях использованы разнообразные приемы музыкально-повествовательной речи – от художественной декламации и мелодекламации до пения в виде мелодического речитатива. Каждая из пьес представляет законченную музыкально-сценическую миниатюру. Они изобилуют интересными находками в области музыкальной звукописи. Удачно выражены в музыке легкомыслие стрекозы и насмешливость муравья («Стрекоза и Муравей»), глубокомысленность уставившегося в землю осла и соловьиное пение («Осел и соловей»), мяуканье кошки («Кошка и Соловей») и тому подобное. Отметим пародийное использование русской народной подблюдной песни «Уж как слава тебе», исполняемой хором нарочито фальшиво («Музыканты»), своеобразное динамическое построение басни «Квартет», основанное на постепенно ускоряющемся темпе разноголосой игры струнного квартета, и многое другое. Некоторые музыкальные характеристики, как например, осла, соловья используются композитором как своего рода лейтмотивы и в ряде других басен с участием этих же персонажей.

Художественная ценность «Басен в лицах» Ребикова несомненна. Но нельзя не заметить, что присущий композитору мягкий лиризм во многих случаях как бы сглаживает сатирические «углы» басен Крылова, часто придает несвойственный им «незлобивый», а иной раз и пасторальный и пасторальный характер.

Среди более поздних сочинений на тексты басен Крылова – «Пять басен И. Крылова»  Ц. А. Кюи (1835 – 1918), написанные в привычных для романсового творчества этого композитора «изысканных тонах красивого разговора».


[1]  Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. – Т II. 1867-1894. – Л.???, 1959. – С. 456.

[2]  М. Бернард. Басни Крылова, положенные на музыку А. Рубинштейном. «Литературное прибавление к «Нувеллисту», 1851, декабрь.

[3]  Проф. Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). Русская музыка от начала XX века. М.-Л., 1930, стр. 79.

[4]  Там же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - басня Крылова "Стрекоза и муравей"

Представлен материал по театрализованной деятельности - работа в течении определенного количества дней, которые необходимы для изучения произведения и подготовки его для театрализации. Раскрыты различ...

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Басни Крылова"

Знакомство детей с литературным жанром "басня". Учить понимать басню, оценивать поступки героев....

Тема НОД: "Знакомство с басней Крылова "Стрекоза и муравей". Образовательная область "Чтение художественной литературы"

Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей». Цели: Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».Задачи:Развивающие: Развивать умение детей выр...

Конспект НООД "Пересказ басни Крылова "Стрекоза и муровей"

Конспект НООД с элементами игрового тренинга для формирования коммуникативных навыков...

Папка передвижка. Басни Крылова

Папка передвижка. Басни Крылова...

Музыкальная сказка по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Этот материал подойдет для использования на осеннем утреннике в подготовительной группе...

Знакомство с баснями Крылова.

 Басни И.А. Крылова – это поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания младших дошкольников. Басни необходимое звено в процессе нравственного развития...