«Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ»
статья на тему

Телюкина Любовь Сергеевна

 "Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ»

В основе успешного формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ лежали следующие педагогические условия: учет возрастных психических и вокальных особенностей  развития дошкольников; создание предметно-развивающей среды; осуществление педагогического взаимодействия педагога с  детьми и родителями.

Учитывая возрастные психические и вокальные особенности детей, мы применяли игровой и подвижный метод в работе с ними. Во время занятия часто меняли вид деятельности для того, чтобы малыши не потеряли интерес, а получили результат от занятия.

Первый этап, который включал в себя приветствие, в котором использовались такие песенки-приветствия как «Все на ножки становитесь» (Е. Железнова),  «Труба» (Е. Теличеева), «К нам гости пришли» (А. Александрова), «Солнце улыбается» (Е. Теличеева), это способствовало создать творческий настрой на уроке. Так же использовался игровой метод  работы с  детьми, а именно гимнастика «Путешествие язычка», позволяющая в игровой форме развивать артикуляционный аппарат ребенка. При введении артикуляционной гимнастики мы опирались на принципы постепенности и смены деятельности на уроке. Так, на каждом занятии водилось лишь одно новое упражнение, после разучивания, которого мы переключались на другую деятельность.  В течение занятия, чтобы создать разнообразие, мы возвращались к артикуляционной гимнастике, вспоминая небольшие упражнения, которые делали на прошлых занятиях. Сказка для язычка – достаточно объемное задание, которое может занять значительное время. Несмотря на свою полезность и незаменимость в аспекте формирования артикуляции у детей, для исправления логопедических погрешностей у дошкольников, сказка не может применяться на каждом занятии. Зато зарядка для язычка, в которой задействованы основные упражнения сказки, должна использоваться чаще. Владение певческой  артикуляцией способствует освоению выразительного интонирования.

 Сюда же входила работа над дыханием. Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Однако необходимо помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции легких. И вместо пользы мы получим обратный результат – ребенку может стать плохо. Поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста мы использовали не более двух упражнений на развитие дыхания. В работе применялись образные упражнения в игровой форме. Например: «Мороз» (для равномерного выдоха). Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. «Воздушный шар» (на равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга). Дети, держась за руки и встав в круг, представляют свой кружок воздушным шариком и «сдувают» его: произносят звук «с» и, медленно скользя, переставляют ноги на 2-3 см внутрь круга. Затем «надувают шарик» при помощи звука «ф», медленно передвигаясь спиной от центра наружу. Руки не натягивать, чтобы «шарик не лопнул». Игра для малышей «Пузырь». Упражнение на поддержку «столба дыхания» «Собачки», «Ёжик». Упражнения на развитие дыхания способствовали развитию дыхания, голосового аппарата ребенка, образного мышления.

На данном этапе использовалась коллективная форма работы, что вырабатывало чувство коллективизма, открытости.

Следующая главная  задача на занятиях была сформировать эмоциональность на основе понимания содержания музыки, ее исполнительского замысла, которая может быть достигнута путем использования на уроке следующих игровых приемов, которые давали возможность ребенку не только различать эмоции, эмоционального реагирования на них, но и преодолевать неуверенность в себе. Освоение выразительности мимики лица («7 гномиков», «Зеркало», и т.п.), выразительности движения глаз (дразнилки «Веселый», «Грустный», и т.п.). Сюда же входили и попевки такие как: «Вопрос – ответ», где ответу ребенка была соответствующая мимика.  В детях наблюдалась большая уверенность в себе, свобода в действиях.

На занятиях используются различные приемы работы с голосом, нацеленные на развитие воображения, творческих навыков у дошкольников. Игры-звукоподражания окружающему миру (изобразить машину скорой помощи, ласковую кошечку, шелест метлы дворника по осенним листьям и т.п.). Для эффективной работы мы старались каждое занятие связывать с определенной эмоциональной выразительностью (скорая помощь – зов о помощи, кошечка – ласковое, теплое чувство любви, шелест метлы – тишина и легкая грусть осени). Игры-звукоподражания человеческому голосу (плач, крик, смех и т.д.). На занятиях в кружке применялись певческие игры, связанные с работой с голосом на основе его выразительности. Например: спеть собственное имя, выразив свое сегодняшнее настроение (творчество, элементы импровизации, формирование выразительности на основе мельчайших мелодических формул).  Пение попевок с текстом, обыгрывая их содержание в сольном или дуэтном варианте, например: («Серый кот», «Пастушок», Козочка» А. Ф. Березняка), где дети выполняли следующие задания: пели песенки со словами; прохлопывали (все вместе или по одному), ритмический рисунок; отмечали поступенное движение мелодии (вверх и вниз) положением правой руки. Одновременно с работой голоса мы применяли мимику и жесты. Это повлияло развитию звуковысотного, ритмического слуха, развитию памяти, координации, умению передачи характера образа. Детям очень нравились на занятии в кружке игры в стихах, что также повлияло на развитие образного мышление, на развитие дикционных трудностей, памяти, мышц мимики лица, звуковысотного слуха. Приведем лишь один пример упражнения, которое очень нравится детям на занятиях в кружке, «Пробуждение»:

«Листочки на ветках шуршали («ш-ш-ш» голосом тихо)

Капельки в гости звали («кап-кап» с нисходящей интонацией).

Капельки к ним прилетели

И звонкую песню запели.

От звона проснулся ветер («у-у» с изменением звуковысотности, помочь рукой)

И разбудил всех на свете:

Кошку, а с ней и котенка, («мур-р-р, мяу» в разных голосовых регистрах)

Спавшего в люльке ребенка, («уа-уа-уа»)

Болотных зеленых лягушек («ква-ква»)

И даже ворчливых старушек, (бу-бу)

Злую собаку («гав-гав»), назойливых мух («зззз»)

Вскоре проснулся петух

Звонко пропел он: («Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!»).

И заблестела роса на лугу («о» точечно отрывисто на любых звуках)

Солнышко тоже проснулось (все запели «а» каждый на своей высоте звука)

И ласково всем улыбнулось (улыбнуться каждому).

Практика показала, что использование на занятиях различных упражнений дало возможность детям  почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; «выплеснуть» излишки своей энергии, снять усталость и утомление; расширить диапазоны речевого и певческого голоса; успешно стал развиваться интонационный и фонематический слух, в голосе появилась напевность.

Учитывая психофизиологические особенности детей, мы так же подбирали доступный песенный репертуар, который был  близок по эмоционально-смысловому содержанию малышам, а именно песни Л. Вихаревой «Мишка», «Слон», «Зайка»; В. Варламова «Живет мой добрый гномик», «Медвежий сон». Разучивание песен проходило у нас с применением словесного метода, который проходил в виде беседы с детьми о художественном образе исполняемой песни, с использованием наглядных пособий. Что повлияло большему пониманию эмоционально-смыслового содержания песни.  Так же, мы применяли игровой методов, а именно проговаривание текста песни по строчке цепочкой, что повлияло развитию внимания, поднятию настроения, заинтересованности, метод ‒ послушай и повтори, метод наглядно-слуховой, где дети могли прослушать песню в целом. Разучивание песен проходило с танцевальными движениями исходя от текста песен.

Все упражнения, песни и попевки проходили в коллективной, групповой, индивидуальной форме работы. В дальнейшем, как показала практика, групповая и индивидуальная форма работы  на занятии с замкнутыми, скромными детьми, оказалась эффективной. Так как после посещения нескольких занятий они постепенно стали раскрепощаться, вести себя уверенно. Преодолевая свой внутренний страх, научились петь  и выполнять упражнения индивидуально перед другими детьми. Перестали замыкаться в себе, стали укрепляться мимические мышцы лица, у большей части детей выражение лица при пении и выполнении упражнений стали более выразительнее.

Так же были использованы различные ансамблевые формы исполнения  песен (дуэт, трио), что существенно расширило представление детей о вокале, способствовало росту их кругозора, а также первичных ансамблевых умений и навыков.

Для реализации формирования навыка выразительного пения у детей, посещающих кружок, была создана предметно-развивающая среда, которая включала в себя разнообразную атрибутику. Например с помощью игрушек, кукол бибабо у детей концентрировалось внимание благодаря которому они до конца выслушивали задания требуемые от них. Так же большую роль для формирования навыка сыграли дидактические пособия в виде карточек, рисунков использованные в играх, песнях, попевках. А именно, как показала практика, через наглядное пособие и беседу дети быстрее понимали эмоционально-смысловое содержание и  более выразительно исполняли песню. За счет зеркальной стены дети стали внимательнее следить и контролировать свою мимику лица, выражение глаз, телодвижения.

Так же использовалась работа с родителями, а именно после бесед, консультаций проведенных с ними, многие дети приходили уже с выученным текстом песен, что позволяло заострять внимание больше на эмоциональное исполнение. Так же большое участие некоторые родители к проведению  детских мероприятий, а именно изготовляли атрибуты, например: При исполнении песни Г. Гусевой «Дровосеки», родители изготовили топоры, костюмы; для исполнения песни «Живет мой добрый гномик» так же были изготовлены костюмы родителями. Что способствовало ребенку вжиться в образ и показать хороший результат на праздниках. Так же некоторые родители помогали в оформлении зала перед праздничными концертами, а именно по моей просьбе изготавливали тематические декорации: на новый год рисовали снеговиков, елочки; на 8 марта цветы для оформления зала, что повлияло на создание праздничной обстановки, позитивный настрой детей.

Так же немаловажное значение на занятиях для лучшего результата формирования навыка выразительного пения имеет стиль, общение педагога. Так как исходя из практики дети подражали мне в исполнении упражнений, попевок, песен. Мне всегда было необходимо эмоционально и выразительно вести занятие,  так как стоит педагогу отвлечься, у детей теряется внимание, они начинают отвлекаться, разговаривать. Поэтому я старалась быть эмоциональной, увлекающей детей в мир творчества и фантазии. Так как демонстрация собственных эмоций, умение не скрывать своих чувств побуждало детей на доверительные отношение, подражание педагогу.

Таким образом, при оснащенности педагога необходимыми знаниями психических и вокальных особенностей детей 4-6 лет и владение определенными способами и методами работы с детьми данного возраста, процесс формирования навыка выразительного пения и его элементов происходит более эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.

Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых до...

Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

Педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста...

Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями

В данной статье описаны этапы развития выразительности речи у дошкольников и  основные приёмы формирования навыков выразительного чтения....

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

цель:теоретическое обоснование и практическая реализация системы психолого-педагогической помощи по организации условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множествен...