Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
консультация по развитию речи на тему
Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых дошкольников достаточно сложно в силу особенностей их речевого развития. По мере взросления детей речь их улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у дошкольников.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у ребенка определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:
• тон голоса,
• сила голоса,
• тембр высказывания,
• ритм речи,
• темп речи (убыстрение и замедление),
• паузы (остановки, перерывы речи),
• мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.
Все средства интонации, выразительность речи и чтения
поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Воспитатель на речевой разминке дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались прежде, им становится неинтересно. Постепенно педагоги перестают использовать на занятиях и вне их специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений...
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, воспитателю следует включать в каждое занятие речевые разминки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в старшей группе - в форме соревнования.
Логические ударения
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,
точно (в полном соответствии со значением) делать логические ударения.
Для того, чтобы стихотворение приобрело определенный и точный
смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до детей путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры: Предлагается детям повторить за воспитателем
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра ПОЙДут в кино.
Дети завтра пойдут в КИНО.
Дети по очереди повторяют предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения педагог просит сказать, о чем говорится в предложении.
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Воспитатель выразительно читает предложение, затем идет совместный с детьми разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.
Старый // тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь // у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь у крылечка//
Льдом затянутая речка.
Можно предложить детям вспомнить пословицы, соблюдая необходимые
паузы.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
Интонации, повышение и понижения голоса
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание детьми роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое* значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже знакомых произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
а) Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Воспитатель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
головой кручу...
теперь мне надо
и вот лечу
опуститься,
чтоб ставить
прыжок.
точку
Разбег
научиться
в) Упражнение «Пещера»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
Консультации для педагогов и родителей.
Воспитатель, высшая
квалификационная категория
МБДОУ №7 «Незабудка»
г.Усть-илимск
2014-2015г.
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников
Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых дошкольников достаточно сложно в силу особенностей их речевого развития. По мере взросления детей речь их улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у дошкольников.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у ребенка определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:
- тон голоса,
- сила голоса,
- тембр высказывания,
- ритм речи,
- темп речи (убыстрение и замедление),
- паузы (остановки, перерывы речи),
- мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.
Все средства интонации, выразительность речи и чтения
поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Воспитатель на речевой разминке дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались прежде, им становится неинтересно. Постепенно педагоги перестают использовать на занятиях и вне их специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений...
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, воспитателю следует включать в каждое занятие речевые разминки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в старшей группе - в форме соревнования.
Логические ударения
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,
точно (в полном соответствии со значением) делать логические ударения.
Для того, чтобы стихотворение приобрело определенный и точный
смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до детей путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры: Предлагается детям повторить за воспитателем
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра ПОЙДут в кино.
Дети завтра пойдут в КИНО.
Дети по очереди повторяют предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения педагог просит сказать, о чем говорится в предложении.
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Воспитатель выразительно читает предложение, затем идет совместный с детьми разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.
Старый // тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь // у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь у крылечка//
Льдом затянутая речка.
Можно предложить детям вспомнить пословицы, соблюдая необходимые
паузы.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
Интонации, повышение и понижения голоса
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание детьми роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое* значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже знакомых произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
а) Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Воспитатель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
головой кручу...
теперь мне надо
и вот лечу
опуститься,
чтоб ставить
прыжок.
точку
Разбег
научиться
в) Упражнение «Пещера»
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Дети удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры. Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.
С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у детей навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить дошкольников правильно интонировать слова автора и слова героя, выделяя голосом прямую речь. После повторения стихотворений можно предложить самим придумать предложения с прямой или косвенной речью.
- Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет.
- Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.
- Я спросил: "Что с ним случилось?"
- Я спросил, что с ним случилось.
Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать дошкольников. В старших группах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил выразительного чтения.
Литература
1. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.
2. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих
трудности в обучении. Статья опубликована в № 1 журнала "Логопед" за
2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ»
"Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ"...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них ...

Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями
В данной статье описаны этапы развития выразительности речи у дошкольников и основные приёмы формирования навыков выразительного чтения....

Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности, формирование навыков выразительного движения
Данная методическая разработка показывает важность изменений в системе дошкольного образования, в результате которых, все большее внимание должно уделяеться активным формам работы детей на музык...

Выразительное чтение стихотворений дошкольником
рекомендации по обучению выразительному чтению стихотворений дошкольником...

Консультация для воспитателей по обучению чтению на тему: «Формирование навыка послогового чтения у дошкольника, как один из этапов обучения грамоте».
Данная разработака представлена для воспитателей и учителей-логопедов, работающих в садах. Предлагаю рассмотреть важный вопрос: стоит ли обучать детей чтению до школы? И с чего нужно начать это обучен...
