Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
консультация по развитию речи на тему

Маслова Евгения Ивановна

Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых дошкольников достаточно сложно в силу особенностей их речевого развития. По мере взросления детей речь их улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у дошкольников.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у ребенка определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:

•         тон голоса,

•         сила голоса,

•         тембр высказывания,

•         ритм речи,

•          темп речи (убыстрение и замедление),

•         паузы (остановки, перерывы речи),

•         мелодика   тона   (повышение   и   понижение   голоса),   логические   и синтагматические ударения.

Все средства интонации, выразительность речи и чтения

поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Воспитатель на речевой разминке дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались прежде, им становится неинтересно. Постепенно педагоги перестают использовать на занятиях и вне их специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений...

Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, воспитателю следует включать в каждое занятие речевые разминки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в старшей группе - в форме соревнования.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,

точно (в полном соответствии со значением) делать логические ударения.

Для того, чтобы стихотворение приобрело определенный и точный

 

смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до детей путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры: Предлагается детям повторить за воспитателем

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра ПОЙДут в кино.

Дети завтра пойдут в КИНО.

Дети по очереди повторяют предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения педагог просит сказать, о чем говорится в предложении.

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое   сигнализирует   о   каком-нибудь   большом   душевном   волнении. Знакомство   с   такого   рода  паузами   проводится   при   чтении   различных художественных      произведений.      Воспитатель      выразительно читает предложение, затем идет совместный с детьми разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети   повторяют   варианты   предложений с различным размещением пауз.

Старый // тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый тополь // у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый  тополь у крылечка//

Льдом затянутая речка.

Можно предложить детям вспомнить пословицы, соблюдая необходимые

паузы.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

 

Одна пчела | не много меду натаскает. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает. Правда светлее солнца.

Правда дороже золота.

За правое дело стой смело.

Интонации, повышение и понижения голоса

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание детьми роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое* значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже знакомых произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Воспитатель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

головой кручу...

 

теперь мне надо

 

и вот лечу


опуститься,

 

чтоб ставить

прыжок.

точку

 

Разбег
научиться

 

в) Упражнение «Пещера»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение     детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»Незабудка

Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.

Консультации для педагогов и родителей.

Маслова Евгения Ивановна

Воспитатель, высшая

квалификационная категория

МБДОУ №7 «Незабудка»

г.Усть-илимск

2014-2015г.

Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников

Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых дошкольников достаточно сложно в силу особенностей их речевого развития. По мере взросления детей речь их улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у дошкольников.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у ребенка определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:

  • тон голоса,
  • сила голоса,
  • тембр высказывания,
  • ритм речи,
  • темп речи (убыстрение и замедление),
  • паузы (остановки, перерывы речи),
  • мелодика   тона   (повышение   и   понижение   голоса),   логические   и синтагматические ударения.

Все средства интонации, выразительность речи и чтения

поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Воспитатель на речевой разминке дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались прежде, им становится неинтересно. Постепенно педагоги перестают использовать на занятиях и вне их специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений...

Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, воспитателю следует включать в каждое занятие речевые разминки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в старшей группе - в форме соревнования.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,

точно (в полном соответствии со значением) делать логические ударения.

Для того, чтобы стихотворение приобрело определенный и точный


смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до детей путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры: Предлагается детям повторить за воспитателем

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра ПОЙДут в кино.

Дети завтра пойдут в КИНО.

Дети по очереди повторяют предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения педагог просит сказать, о чем говорится в предложении.

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое   сигнализирует   о   каком-нибудь   большом   душевном   волнении. Знакомство   с   такого   рода  паузами   проводится   при   чтении   различных художественных      произведений.      Воспитатель      выразительно читает предложение, затем идет совместный с детьми разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети   повторяют   варианты   предложений с различным размещением пауз.

Старый // тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый тополь // у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый  тополь у крылечка//

Льдом затянутая речка.

Можно предложить детям вспомнить пословицы, соблюдая необходимые

паузы.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.


Одна пчела | не много меду натаскает. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает. Правда светлее солнца.

Правда дороже золота.

За правое дело стой смело.

Интонации, повышение и понижения голоса

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание детьми роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое* значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже знакомых произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Воспитатель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

головой кручу...

теперь мне надо

и вот лечу


опуститься,

чтоб ставить

прыжок.

точку

Разбег


научиться

в) Упражнение «Пещера»


Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Дети удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры. Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у детей навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить дошкольников правильно интонировать слова автора и слова героя, выделяя голосом прямую речь. После повторения стихотворений можно предложить самим придумать предложения с прямой или косвенной речью.

  • Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет.
  • Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.
  • Я спросил: "Что с ним случилось?"
  • Я спросил, что с ним случилось.

Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать дошкольников. В старших группах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил выразительного чтения.

Литература

1.        Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.

2.        Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих
трудности в обучении. Статья опубликована в № 1 журнала "Логопед" за
2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

«Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ»

"Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ"...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них ...

Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями

В данной статье описаны этапы развития выразительности речи у дошкольников и  основные приёмы формирования навыков выразительного чтения....

Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности, формирование навыков выразительного движения

Данная методическая разработка показывает важность изменений в системе дошкольного образования, в результате которых, все большее внимание должно уделяеться активным формам работы  детей на музык...

Выразительное чтение стихотворений дошкольником

рекомендации по обучению выразительному чтению стихотворений дошкольником...