Гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кочеткова Наталия Ревовна

В данной работе раскрываются форме, методы используемые для формирования социально-коммуникативного развития дошкольников  в свете новых требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_v_sotsialno.docx75.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО»

Содержание

Введение…………………………………………………………...2-10  

         1.Теоретические основы гендерного воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по вопросу      гендерной социализации дошкольников……………………..10-11

1.2 Гендерные особенности детей дошкольного возраста….11-15

1.3 2 Анализ программ и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по вопросу

 гендерной социализации дошкольников…………………….16-21

          2. Практическая часть

2.1 Констатирующий эксперимент……………………………22-29

  1. Формирующий эксперимент……………………………...29-37

              2.3 Итоговый эксперимент…………………………..............37-39

      Заключение………………………………………………………39-42

  Литература…….……………………………………..................43-44

  Приложение

Введение

Приоритеты современной образовательной политики Российской Федерации связаны с реализацией новых образовательных стандартов (ФГОС). Согласно закону №273-ФЗ об образовании в РФ, дошкольное образование стало первым уровнем общего образования[7].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  выделяет 5 направлений развития и образования детей:

  1. Социально коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.[24]

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные цели:

  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
  • Ребенок в семье и сообществе.
  • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
  • Формирование основ безопасности.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире. Окружающий мир многообразен это и семья, и детский сад, и родной дом. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

  • организацию предметно-пространственной среды;
  • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
  • стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
  • устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
  • мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
  • обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
  • моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками. 

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Познавательная  деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников. 

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Необходимо стремиться к тому, чтобы социально - коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе.  У детей должны быть сформированы элементарные способности  домысливать события, умение владеть  контекстной речью.

Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Таким образом, социально-коммуникативное  развитие личности является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:  «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [24].

Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности. Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л.С.Выготского, Б.З.Вульфова, А.А.Реана. По данным ученых-психологов В.С.Мухиной, Ж.Пиаже, Е.О.Смирновой, В.Д.Шадрикова и др. интеллектуальное развитие старших дошкольников претерпевает значительные изменения, в плане произвольности психических процессов, что оказывает влияние на психологические особенности личности дошкольника и тем самым на успешность социально-коммуникативного развития.

Психология и педагогика оперируют достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии. Конец дошкольного возраста охарактеризован набором полоролевых особенностей, который следует учесть в ходе образовательного процесса. Между тем, множество элементов системы образования одинаковы для всех, и педагоги стремятся добиться одних и тех же результатов.

По мнению ученых, Л.И. Столярчук и И.Н. Евтушенко, выполнение требований, обозначенных в ФГОС (например, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных психологических, физиологических особенностей воспитанников и др.) достаточно сложно без учета пола детей, поэтому реализация гендерного подхода в образовании облегчит реализацию стандартов нового поколения всех ступеней, будет способствовать повышению качества образования.

Новый подход к оценке качества образования, подчеркивает Е. А. Чикунова, связан с формированием ключевых компетенций, в соответствии с основным положением, выработанным Европейским союзом. Главной задачей дошкольной образовательной организации, по мнению ученых, становится формирование у мальчиков и девочек универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной и специальной.

Н.В. Федина, в содержании понятия качества, применительно к дошкольному образованию, одним из положений формулирует обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств личности, а не отдельных составляющих (например, к набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций). Освоив данные компетенции, ребенок впоследствии сможет легко адаптироваться в современном обществе. При этом, следует помнить тот факт, что мальчики и девочки дошкольного возраста неодинаково овладевают основными (ключевыми) компетенциями. С этой целью, согласно проводимым исследованиям последних лет, учеными разработан и предложен гендерный подход в образовании.

Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

В педагогическом словаре дано следующее понятие коммуникативная компетенция: умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила общения.

Представленные суждения о содержании понятия коммуникативная компетенция позволяют сделать вывод: теоретическую составляющую коммуникативной компетенции образуют коммуникативно-значимые знания о системе языка, о речеведческих понятиях, о видах речевой деятельности, об особенностях функционирования единиц языка в речи; практическую составляющую – речевые умения в рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) видах речевой деятельности.

В соответствии с ФГОС, коммуникация рассматривается «как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. 

 Коммуникативная компетенция дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.

 ( Л.Л. Лашкова, С.В. Проняева, Е.О. Смирнова, Л.В. Трубайчук и др.). При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Следует отметить, что к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом дети проявляют определенную степень уверенности и инициативности, согласно своим личностным качествам и полоролевым различиям.

Высокий уровень развития речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В процессе глобализации, формирования единого мирового пространства современное образование должно ориентироваться не только на признание ценности ребенка, но и на создание реальных условий для развития его коммуникативных способностей. Развитие коммуникативных способностей помогает сформировать чувство собственного достоинства, полноценности, неповторимости и гендерной принадлежности. В условиях введения ФГОС ДО, формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, с учетом гендерных различий является одной из приоритетных задач на сегодняшний день в дошкольном образовании.

Объект исследования:

Гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО.

Цель исследования:

Изучить особенности гендерного подхода в социально-коммуникативном развитии  детей  дошкольного возраста на основе ФГОС ДО.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по изучаемой проблеме.

     2. Выявить уровень сформированности гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

     3. Обосновать и апробировать комплекс педагогических условий по формированию гендерной идентичности при социально-коммуникативном развитии у детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО.

Теоретические основы гендерного воспитания детей дошкольного возраста

  1. Анализ психолого – педагогической литературы по вопросу      гендерной социализации дошкольников.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставит во главе угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с ФГОС ДО, с формированием семейной и гражданской идентичностью, а не с вопросами полового или полоролевого воспитания, как это было раньше.  Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка.

    Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

     На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.[9]

     Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания  и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола. Согласно психологическим исследованиям Л.С.Выгодского, А.А.Леонтьева, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина именно в этом возрасте расширяются и углубляются имеющиеся представления об окружающей действительности, происходит становление полоролевого поведения.[23] В этот период осуществляется формирование основных нравственно-культурных норм и ценностей, происходит осознание себя, как представителя определенного пола, идентификация себя с мужчиной или женщиной, выбор модели поведения в зависимости от пола.

Имеющиеся в настоящее время психолого-педагогические исследования по проблеме пола и ее разрешения в дошкольном детстве служит достаточно мощным, фундаментальным основанием организации педагогического процесса с учетом гендерных различий. В них раскрыты: сущность, механизмы полоролевой социализации (И.С. Кон, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Т.А. Репина, О.В. Прозументик и др.), особенности формирования психического, социального пола (Н.К. Дедовских, А.А. Чекалина и др.), педагогические аспекты полового воспитания в детском саду и семье (JI.B. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Малова, Л.В.Коломийченко и др.). Современные программы полового воспитания отражают разные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессии, мужчины и женщины и т.д. (T.B. Коломийченко, И.П. Шелухина, Н.Г.Татаринцева и др.).

1.2 Гендерные особенности детей дошкольного возраста

     Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. А не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию.

     Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что  не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

   Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины – воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без учета мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут. Только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог – женщина. Естественно, не располагает детским опытом переживания, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик то, следовательно, он является воплощение воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.

     Воспитателю необходимо знать особенности развития мальчиков и девочек. Науке известны гендерные особенности развития девочек дошкольного возраста: девочки более чувствительны к шуму, любят тишину, у девочек выше кожная чувствительность, то есть их раздражает телесный дискомфорт. Девочки быстрее набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики раскачиваются долго и на педагога смотрят реже. В дошкольном возрасте у девочек лучше развита речь, они сильнее физически, биологический возраст девочек выше. Но мышление их более однотипно, ответы на вопросы достаточно однообразны. С 4-5 лет у девочек преобладает направленность на красивую внешность. В центре внимания и интересов девочек с раннего детства находятся человек и сфера его бытия – взаимоотношения между людьми, предметы потребления: посуда, мебель, одежда и т. д. Девочки склонны к попечительской деятельности – ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять и т. д. В целом девочки морально, эмоционально созревают раньше мальчиков. Они более внушаемы, менее решительны в действиях, аккуратны, легко приспосабливаются к новой обстановке, точно реагируют на нормы социальной группы и чувствительны к внутригрупповым нарушениям. [ 9 ]

   Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Девочки чаще играют небольшими группами, заботяться друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением.

     Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно мыслят, но мало говорят, и взрослым кажется, что не думают. На самом деле идет интересный и богатый процесс поиска. Мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. Они не склонны к механическому подражанию и заучиванию, не могут работать по схемам и шаблонам, формулам и правилам, не понимая их. В их действиях нет аккуратности и качественности. В поведении они куда более азартны и настойчивы, чем девочки. Любознательны, менее пугливы, стремятся осваивать новые территории. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, игры мальчиков – на дальнее. Соответственно, девочки играют в ограниченном пространстве, а для мальчиков характерны бросание предметов, использование всего предоставляемого им пространства. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам.[8]

     Отметим, что игрушки мальчиков тоже отличаются от игрушек девочек. У мальчиков игрушки (машины, трансформеры и т. д.) более направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений, игрушки девочек (куклы, посуда) позволяют играть в ролевые игры более спокойного характера.[23]

     В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли. Как считает А. А. Чекалина, у ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола.[ 23]

     При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

    Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно – пространственной среды.

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

   Полоразвивающую предметную среду составляют:

- мини – центры, содержащие материалы, необходимые для выполнения мужских и женских домашних дел;

 - куклы – мальчики и куклы – девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, позволяющими выполнять различные социальные роли;

- схемы действий, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола, созданные вместе с детьми в процессе работы; сюжетные картинки, показывающие смелые, добрые поступки и т. д.;

Материалы, которые могут потребоваться девочкам для игры «Ателье»;

- «уголок красоты», где ребенок может привести себя в порядок;

- мини – центр этикета;

 - макеты квартир, которые обустраивают девочки, а мальчики изготавливают для них мебель.[25]

    В соответствии с ФГОС, предметно – пространственная развивающая среда для детей должна быть легко трансформируема и подвижна. Это означает, что девочки и мальчики могут самостоятельно смоделировать для себя игровое пространство, в первую очередь для сюжетно – ролевых игр. Задача педагога в данной ситуации – предоставить детям возможность пользоваться играми и игрушками по их усмотрению и занять лишь функцию наблюдателя.

1.3. Анализ программ и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по вопросу

 гендерной социализации дошкольников

 Учет гендерных различий находит отражение в нормативных и концептуальных документах.

Анализ программ по дошкольному образованию показал следующее.

В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)  раскрыты задачи ДОО по воспитанию, развитию и обучению детей во всех возрастных периодах физического и психического развития детей. Примерная образовательная программа разработана с учетом ФГОС (приказ №1155 от 17.10.13) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

В программе качественно прописаны задачи, направленные на формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Отчетливо просматривается формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Преимуществом программы можно считать задачи по расширению традиционных гендерных представлений и воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола. 

Прописаны задачи по формированию коммуникативных компетенций (умений, навыков и способностей), такие как   формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

 Анализируя программу, можно сделать вывод, что в данной программе отчетливо отслеживается линия работы по формированию коммуникативных компетенций мальчиков и девочек в различных видах детской деятельности. Также заявлен и четко прописан гендерный аспект воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 Программа  «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевoй, А. Г. Гогоберидзе,

 3. А. Михайловой и др.) направлена на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром. Ориентирована на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

 Программа нацелена на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения с взрослыми и сверстниками. В программе отчетливо прослеживается учет гендерных различий детей дошкольного возраста. Одной из задач образовательной деятельности, прописана задача, обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.

 К старшему дошкольному возрасту, по освоению программы дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).   К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Девочки обычно по основным показателям речевого развития превосходят мальчиков (словарный запас, звукопроизношение, беглость речи, понимание и запоминание прочитанного). Коммуникативные умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).

Программа предусматривает целенаправленную и последовательную работу по формированию коммуникативных умений детей, которая прослеживается от первой младшей до подготовительной к школе группы.

В программе «Истоки»  (под ред. Л.А.Парамоновой)  основной линией авторы отмечают развитие личности ребенка, происходящее в процессе присвоения общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания.

Авторов данной программы настораживает проблема излишнего педалирования гендерной направленности в образовании на сегодняшний день. Что может, по их мнению, привести к искаженным представлениям о гендерном воспитании детей.

Тем не менее, в программе учтена специфика в развитии мальчиков и девочек. Так, девочки более успешны в маленьком пространстве, и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики - на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики - более выносливы и др. (Т.П. Хризман).

В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (первой из пяти образовательных областей, согласно ФГОС ДО ООП) в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Программа «Успех» (под рук. Н.В. Фединой) нацеливает на развитие ребенка в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы.  Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологические (личностные и интеллектуальные) новообразования и уровень физического развития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения. Программа учитывает принцип интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) образовательных областей, отражающий особенности восприятия и усвоения ребенком-дошкольником образовательного материала.

Содержание программы направлено на формирование у детей гендерной идентичности, овладение ими способов общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, воспитание партнерских взаимоотношений между будущими мужчинами и женщинами. Четко обозначено обеспечение развития первичных представлений о проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых: женщин, детей, стариков; защитники Родины, женщины заботливые, ласковые; мужчинам, мальчикам нельзя обижать женщин, девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т. д.).

 Анализируя данную программу, можно сделать вывод о глубокой разработке гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста. Гендерный аспект пронизывает все разделы программы и учитывается в детской деятельности и общении с взрослыми и детьми во всех возрастах.  Авторы программы предполагают возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов, и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).

В парциальной программе «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста» (Л.В.Коломийченко) говорится, что главная цель – своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей) и качественная, обеспечивающая достижение оптимального уровня, полоролевая социализация дошкольников. В программе гендерного воспитания детей дошкольного возраста «Мальчики и девочки – кто они?» дается подробный анализ по гендерному воспитанию дошкольников. Данная программа поможет педагогу организовать воспитание мальчиков и девочек в процессе гендерной социализации, сформировать у дошкольников представления о своем половом образе, различии полов, о правилах культурного поведения мальчиков и девочек в общественных местах.

 Согласно проведенному анализу содержания созданных в соответствии с ФГОС ДО примерных основных образовательных программ, на предмет гендерного воспитания детей дошкольного возраста, можно сделать соответствующие выводы. Программы в значительной, но неполной мере раскрывают работу по учету гендерных различий   дошкольников. 

Во всех рассмотренных выше программах в той или иной степени представлен гендерный аспект воспитания и развития детей дошкольного возраста. Обозначена работа по взаимодействию и общению детей со сверстниками и взрослыми во всех областях деятельности, и основной для дошкольного возраста - игровой. Содержание программ представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО, сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6-7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6). 

 2. Практическая часть.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада №188.

Работа включает в себя три этапа:

- констатирующий эксперимент;

- формирующий эксперимент;

- итоговый эксперимент.

2.1 Констатирующий эксперимент

     Основные направления деятельности:

1.Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми.

3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.

4.Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).

5. Выявление уровня сформированности полоролевых представлений.

6. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом).

7. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы( альбомы, коллажи и др.).

Методика обследования и диагностика

     В психолого-педагогической практике накоплено множество методов и приемов, посредством которых осуществляется гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

     К ним следует отнести методы, направленные на осознание ребенком своей половой идентичности и гендерных стереотипов посредством проведения беседы, эксперимента с картинками, работа со сказками, наблюдение за поведением мальчиков и девочек.

     В качестве методов способствующих формированию представлений детей о различиях полов, можно использовать специально организованные проблемные ситуации, дидактические игры, психологические игры и упражнения, игры-состязания.

     Для овладения детьми способами мужского и женского поведения можно использовать игры-занятия с куклами, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Начинать работу по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста необходимо с выявления уровня сформированности полоролевых представлений.

Одним из методов, направленных на исследование процесса полоролевой идентификации ребенка-дошкольника, является метод опроса, разработанный Н.А.Баранниковой. Данный метод использовала в начале работы и по окончанию.

Методика определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет

     Материалы и оборудование: картонные фигурки мальчика и девочки, их членов семьи, карточки с изображением одежды, игрушек, письменных принадлежностей, инструментов.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания.

  1. Рассмотреть фигурки и сказать кто это?
  2. Сравнить фигурки, найти общие и отличительные черты.
  3. Выбрать фигурку, соответствующую полу ребенка, выполняющего задание. Объяснить свой выбор.
  4. Ответить на вопрос: «Когда вырастешь, кем ты будешь: мужчиной или женщиной?» Объяснить свой выбор.
  5. Рассмотреть карточку с изображением одежды и определить, что предназначено для мальчика, а что для девочки. Объяснить свой выбор.
  6. Рассмотреть карточку с изображением игрушек, и определить в какие игрушки играет мальчик, а в какие девочка. Объяснить свой выбор.
  7. Рассмотреть карточку с изображением письменных принадлежностей и определить, что предназначено для мальчика, а что для девочки. Объяснить свой выбор.
  8. Рассмотреть карточку с изображением инструментов и предметов утвари, определить, какими инструментами может пользоваться мальчик, а какими девочка. Объяснить свой выбор.
  9. Рассмотреть карточку с изображением членов семьи. Предложить ребенку дать краткую характеристику членов своей семьи.
  10.  Предложить ребенку назвать черты характера мальчика и девочки. Объяснить свой ответ.

20-30 баллов – высокий уровень

10-20 баллов – средний уровень

0-10 баллов – ниже среднего

Оценка ответов детей:

0 балов – нет ответа, ответ неправильный.

1 – ответ не совсем правильный, правильный, но неполный.

2 – ответ правильный, но недостаточно  полный.

3 – ответ правильный и  полный.

Проводить работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников с учетом гендерных особенностей  только в условиях ДОУ невозможно. В решение этого вопроса необходимы усилия и родителей, причем взаимоотношения взрослых строятся с позиции сотрудничества и взаимопонимания. Для построения системы взаимодействия семьи и ДОУ было проведено анкетирование родителей. Была использована анкета, предложенная Н.А.Баранниковой (2). Цель данного анкетирование – выявление уровня знаний и представлений у родителей о полоролевом воспитании.

Анализ полученных результатов исследования.

Входная диагностика

     В диагностике принимали участие 23 ребенка. Из них: мальчиков – 13 человек (56,5%), девочек – 10 человек (43,5%).  Воспитываются в «полной» семье – 20человек (87%), воспитываются только мамой – 3 ребенка (13%). Имеют брата или сестру – 9 детей (39,1%).

     Исходя из данных диагностики, у каждого ребенка был определен уровень сформированности полоролевых представлений. Анализ показывает  следующее: 12 баллов набрал 1 ребенок (4,3%), 14 баллов – 5 чел. (22,1%), 15 баллов – 1 реб. 94(4,3%), 16 баллов – 1реб. (4,3%),  17 баллов – 3 реб. (13%), 18 баллов – 1 реб. (4,3%), 19 баллов – 3 реб. (13%), 22 балла – 2 реб. (8, 7%), 23 балла – 3 реб. (13%), 24 балла – 3 реб. (13%). В целом высокий уровень показали только 8 детей (34,8%), 15 детей оказались на среднем уровне (65,2%).

        Анализ анкетирования родителей показал, что из 43 участников, 25(58,1%)  человек имеют высшее образование, 18(41,9%) – средне-специальное.

        По мнению родителей полоролевым воспитанием детей должны заниматься:

  • они сами – 92,1%;
  • воспитатели – 63,2%;
  • специальные организации и учителя школ – 35,4%.

При определении возраста,  с которого необходимо заниматься

полоролевым воспитанием детей родители ответили следующее:

- с рождения ребенка -21,4%;

- с раннего возраста – 35,5%;

- с дошкольного возраста – 29,1%;

- со школьного - 14%.

Наиболее рациональным обучение в школе считают следующее:

- совместное обучение мальчиков и девочек – 90,8%;

- раздельное обучение – 9,2%.

Обучение в детском саду наиболее рациональным считают:

- совместное – 94,1%;

- раздельное – 5,9%.

Несмотря на то, что 94,1% родителей признают наиболее рациональным совместное обучение в детском саду, некоторые виды деятельности лучше проводить раздельно отметили 16,8% опрошенных. Это такие виды деятельности, как труд, конструирование, беседы о поле, семье, дружбе.

Затруднения в полоролевом воспитании детей испытывают только 7,9% родителей.

Из перечисленных форм работы ДОУ с семьями родители отметили следующее. Наиболее действенными они считают:

- индивидуальные консультации – 95,1%;

- родительские собрания – 91,3%;

- групповые консультации – 63,1%;

- беседы с родителями – 35,1%;

- наглядная агитация – 21,9%.

Актуальной тему полоролевого воспитания считают 88% родителей.

2.2 Формирующий эксперимент

Цель эксперимента: обосновать и апробировать комплекс педагогических условий по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

     В ходе работы по данной проблеме мной  учитывались следующие психолого – педагогические условия эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации:

- создание гендерно - сбалансированной воспитательной среды;

- реализация парциальных программ гендерного воспитания;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;

- информационно-методическая поддержка  родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

Учитывая, что гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО реализуется через:

1. Организацию познавательной деятельности, используя по преимуществу зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.

 2. Организацию предметно-развивающей среды предусматривающей одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр.

3. Организацию совместной трудовой деятельности. На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчики), и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера.

4.Организацию игровой деятельности. Гендерный подход предполагает соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.

Была продумана такая организация развивающей среды в группе, чтобы учитывались игровые предпочтения и мальчиков и девочек.

1. «Создание предметно – развивающей среды»

      С учетом гендерного воспитания была построена предметно – пространственная развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учетом их полового признака. Например, игровая зона для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Юная рукодельница» и др. Для мальчиков : «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Будущие защитники Отечества», «Спасатели» и др. Существование разграничений данных зон не означало навязывание детям игр только с четкой гендерной направленностью. В группе также имелись игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Почта», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др.

     Учитывая цветовую гамму, детям были предложены одноразовые бумажные салфетки разных цветов и стаканчики для полоскания рта.

    В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась и дополнялась ежекваральтально.

2. «Работа с детьми»

   В психолого-педагогической практике накоплено множество методов и приемов, посредством которых осуществляется гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

     К ним следует отнести методы, направленные на осознание ребенком своей половой идентичности и гендерных стереотипов посредством проведения беседы, эксперимента с картинками, работа со сказками, наблюдение за поведением мальчиков и девочек.

     В качестве методов способствующих формированию представлений детей о различиях полов, можно использовать специально организованные проблемные ситуации, моделированные жизненно значимых ситуаций, дидактические игры, психологические игры и упражнения, игры-состязания.

     Для овладения детьми способами мужского и женского поведения можно использовать игры-занятия с куклами, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.[23]

      Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит: развитие ребенка, развиваются его действия в представлении, ребенок приобретает навыки кооперации (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

   Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушкой, потом с заместителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия. В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. Поэтому в группе были организованы сюжетно – ролевые игры. Например: : «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Будущие защитники Отечества», «Спасатели» и др.

     В качестве методов способствующих формированию представлений детей о различиях полов,  использовала также:

- Дидактические игры

Например:

Д/и «Кто что носит»

Цель – находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Д/и «Наши прически»

Цель – формировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение.

Д/и «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель – закрепление знаний о мужских и женских профессиях, обратить внимание на значимость каждой профессии.

Д/и «Чем похожи наши мамы и папы?»

Цель – формировать у детей  умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.

Д/и «География комнаты»

Цель – развивать зрительную память. И т. д.

- Подвижные игры

Например: игра «Надень и попляши»

Цель: - воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

- Игровые поединки

    Игровые поединки, где мальчик может проявить физическую силу, ощутить и соизмерить уровень своего развития в «борьбе» с партнером, - необходимый вид деятельности мальчика дошкольного возраста.И. С. Кон считал, что силовое общение мальчика со сверстником или отцом способствует негласному объединению этих людей, является первой формой проявления дружеских чувств, развивает активную жизненную позицию, формирует мужское поведение.

  Например: «Рукопашный бой»,«Бой петухов»,«Успей на свое место» и т.д. - - Проводила между мальчика «Конкурс силачей»

   Проводила между мальчиками конкурс силачей, силовые упражнения, упражнение «Раздави нар ногой», «Догони мяч» и т. д.

- Специально – организованные проблемные ситуации

    Организовывала проблемные  ситуации, с которой ежедневно сталкивались мальчики и девочки. Например. «Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих своим родителям.»

Но не только создание развивающей среды  с учетом гендерных особенностей дошкольников важно при организации педагогического процесса.

 На основании имеющихся разработок в методической литературе была составлена картотека «Фольклор с акцентом на гендер», которая может быть использована при работе с детьми,  прежде всего,  младшего дошкольного возраста, но и  с детьми  старшего дошкольного возраста тоже, так как детям всегда приятно услышать рифмованные стихи,  песенки, потешки, в которых повторяется их собственное имя или слова которого обращены непосредственно к данному ребёнку.

Была составлена картотека игр для девочек и мальчиков, в которой представлены игры с акцентом на гендер для детей разного дошкольного возраста.

Были проанализированы и доработаны перспективные планы работы по направлениям развития детей с учётом  дифференцированного подхода  по формированию гендерной принадлежности у детей  дошкольного возраста

Составлены интересные кроссворды про мальчиков и про девочек, которые можно использовать при проведении интегрированных занятий, совместной деятельности, вечеров досуга и развлечений.

 Разработаны авторские сценарии вечеров досуга «А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки!», «Путешествие в страну «Сказок».

 В режимных моментах гендерный подход осуществляется путём использования следующих приёмов:

- Во время утренней гимнастики воспитатель предлагает выполнить отдельные упражнения сначала девочкам,  а потом мальчикам, чтобы обратить внимание детей друг на друга. Этот прием очень стимулирует детей на качественное выполнение упражнений.

После возвращения с прогулки в детский сад первыми проходят девочки,  а мальчики ждут и пропускают их. Это стало хорошим правилом для детей группы.

 После дневного сна мальчикам предлагается расставить модули и мебель в игровом уголке. А девочки рассаживают кукол и расставляют аккуратно посуду; пока воспитатель причесывает девочек,  мальчикам предлагается  самостоятельно взять расчески, подойти к зеркалу и красиво причесаться. Девочки отмечают,  какие красивые стали наши мальчики, а мальчики обращают внимание на красивые прически у девочек.

 Дети  помогают друг другу следить за своим внешним видом: поправляют воротнички, застегивают пуговицы (если нужна помощь), завязывают пояса на платьях и завязки на шапках.

Различия в восприятии окружающего мира находят отражение и в художественно-творческой деятельности дошкольников, особенно в рисунках. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста составлен альбом «О себе и о тебе»,  в котором представлена подборка рисунков детей старшего дошкольного возраста на различные темы: «Моя семья», «Какой я сейчас и каким бы я хотел быть», «Мой друг», «Моя любимая игрушка», и др., что дает возможность и детям, и  педагогам,  и родителем глубже понять внутренний мир ребенка, его сознание себя как представителя определенного пола  в семье, среди других людей: взрослых и сверстников.  Альбом с фотографиями детей «Вот такие мы разные» или «О девочках и мальчиках», фотоматериалы, представленные в этом альбоме наглядно иллюстрируют, чем любят заниматься девочки и мальчики.

С детьми был проведен день здоровья «Мы – мальчики,  мы – девочки»,  одной из основных целей которого стало: продолжать внедрение гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

- Моделирование жизненно значимой ситуации

   Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку нужно выбрать и руководствовать ими в среде сверстников.

Например: дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Ты:

- уступишь ей свой стул;

- скажешь воспитателю;

- будешь кушать, не замечая девочки.

3. «Работа с родителями»

     Проводить работу по формированию у детей гендерной идентичности только в условиях ДОУ невозможно. В решение этого вопроса необходимы усилия и родителей, причем взаимоотношения взрослых строятся с позиции сотрудничества и взаимопонимании.

     В наши дни родительская семья  по– прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т. д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания. Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.

     В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

    Вместе с тем, организация системной и научно – обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и, знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

   Целью моей работы с родителями являлась  формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

   Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начинать с формирования доверительных отношений.

    Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему «О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и « образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения, проводились и другие беседы, консультации по формированию гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей.  Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывали и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек. Кроме того, привлекала родителей  к творческой деятельности (поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.), вовлекала родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее), были проведены совместные досуги: «День матери», «День защитника Отечества», организовывали просмотр родителями различных видов деятельности с детьми.

 2.3 Итоговый эксперимент

       С целью проверки эффективности работы по гендерному подходу в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО была проведена диагностика уровня сформированности гендерных представлений у детей. Результаты представлены ниже.

Анализ результатов показал, что у 21 ребенка (91,3%), сформирован высокий уровень полоролевых представлений, у 2 детей – средний уровень (8,7%). Два ребенка (8,7%) набрали по 30 баллов.

Сравнительный анализ входной и заключительной диагностики показал следующее.

Уровень

Показатели

Входная диагностика

Заключительная диагностика

Средний уровень

(10-20 баллов)

15 детей (65,2%)

2 ребенка (8,7%)

Высокий уровень

(20-30 баллов)

8 детей (34,8%)

21 ребенок (91,3%)

      Сравнительный анализ этих данных показывает, что под влиянием гендерного подхода в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО наблюдаются положительные изменения в формировании у детей гендерной идентичности. Так, за время исследований, количество детей, имеющих средний уровень полоролевых представлений, уменьшился в 7,5 раза. Количество детей, имеющих высокий уровень, увеличилось в 2,6 раза.

Заключение.

    Работая над этой темой, я сделала вывод, что, организуя, социально-коммуникативное развитие дошкольников  без учета гендерных особенностей дошкольников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.

     «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).

     На мой взгляд, работа  над темой: «Гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО », способствует  гендерному воспитанию  ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие каждым ребенком ближайшей социокультурной среды, которой является  он, противоположный пол, его семья и деятельность в ней человека,  развивает осознанное понимание значимости  себя  по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается  понимание  образа  я - мальчика (девочки). Востребованность результатов данной работы обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:

 -серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;

- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.

      Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

     Проведенную работу можно считать завершенной по отношению к реализации поставленных задач. Перспективы работы  могут быть обозначены в направлении разработки технологических карт, используемых в гендерном  воспитании детей всех возрастных групп, в изучении их возможностей по отношению к другим аспектам социализации ребенка (национальное, правовое, межличностное).

Результат:  Анализ материалов из опыта работы «Гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО »  выявил  положительные тенденции работы в этом направлении с учетом гендерного подхода:

- разработаны формы и методы организации различных видов деятельности;

- создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек;

- у детей сложилось более осознанное отношение к своему гендерному полу, они стараются соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе;

- взаимодействие с родителями способствовало повышению их компетентности в воспитании детей определенного пола. Значительно повысился интерес к работе ДОУ. Родители стали чаще посещать родительские собрания, открытые образовательные мероприятия, праздники, развлечения, принимать участие в конкурсах.

 В результате осуществления гендерного подхода в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО мною были выявлены организационные условия эффективного процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности; разработано дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков; определены необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организована постановка ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам; оформлены рекомендации для родителей по созданию условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

 В работе с детьми были запланированы и проведены различные мероприятия, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом. Целью работы с родителями является формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей. В работе с педагогами целью является совершенствование профессионального мастерства, педагогической компетентности в воспитании, обучении и развитии детей с учётом гендерных особенностей. Для работы с педагогами и родителями были разработаны консультации, рекомендации, памятки, родительские собрания, подготовлен перечень игр и упражнений с девочками и мальчиками в условиях ДОУ и семьи.

В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А родителям пожелаем, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми. Наработанный опыт, конечно, будет углубляться, и совершенствоваться, ведь данная тема очень актуальна на современном этапе  и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий.- М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009.- 214с.
  2. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: ТЦ Cфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя) (3).
  3. Богуславец И.А., Пономарева Л.И. Анализ программного содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Гендерный аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
  4.  Взаимодействие  ДОУ и семьи. /  Сост. Бочкарева О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112с.
  5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (2).
  6. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111с.
  7. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
  8. Инновации в детском саду. / Микляева Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2008.

     – 160с.

  1. Климина Л.В. Если вы растите сына… - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 64с. (Серия «Советы специалистов родителям. Коротко и доступно»).
  2. Климина Л.В. Если вы растите дочь… - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 64с. (Серия «Советы специалистов родителям. Коротко и доступно»).
  3.  Ключникова  Е.А. Гендерный подход в руководстве игровой деятельностью в ДОУ как фактор формирования нравственного здоровья детей дошкольного возраста  [Текст] / Е.А. Ключникова  //Дошкольник. Образование. Здоровье.: сборник статей по организации и содержанию здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2012-2013 г. В 2ч. Часть 1 - Ульяновск: УИПКПРО, 2012-С.53-58.
  4. Коломийченко Л. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я, 2006. - №1. – С.54 – 106.
  5. Курбатова С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.
  6. Настольная книга воспитателя детского сада. / Честнова Н.Ю. – Ростов    н/Д.: Феникс, 2006. – 326с.
  7. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк О.В., Погонцева Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123с.
  9. . Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282с.
  10. Радзивилова М.А. Воспитание дошкольников в процессе половой социализации: автореф. дис…канд.пед.наук /М.А.Радзивилова,- Вологда,

     1999.- 15с.

  1. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольника в условиях ДОУ// Фундаментальные исследования.- 2013 - №4(часть2). –

стр.453-456.

  1. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева О.Л.,  Кротова Т.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128с.
  2. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. / Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. – М.: Глобус; Волгоград:  Панорама, 2009. – 192с.
  3. . Справочник дошкольного психолога. /Широкова Г.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384с.  
  4. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. М., 2007.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  6.  Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие.

     / Виноградова Н.А, Микляева Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128с.

  1. Шустова Л.П. Гендерный подход в воспитании дошкольников: учебно-методическое пособие/ Л.П.Шустова,  И.А.Анохина; под ред. Л.П.Шустовой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. –100с.
  2. Шустова Л.П. Гендерные исследования в образовании; учебно-методическое пособие/ Л.П.Шустова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. –156с.
  3. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 5 -7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".

Министерством образования и науки России утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором уделяется особое внимание проблеме социал...

Доклад "Социально коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО"

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.  Через коммуникац...

Программа семинара "Современные подходы к социально-коммуникативному развитию дошкольников"

Материал подготовлен для проведения семинара с воспитателями ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО и новых методов работы с детьми-дошкольниками и педагогами ДОО (например, "коучинг-сессия", "квик-настрой...

Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"

laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...

Доклад "Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников"

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...

Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...