Использование бросового материала в ДОУ как неотъемлемая часть защиты окружающей среды
статья на тему

Рахманова Наталья Павловна

Статья о защите окружающей среды, экологическом воспитании. Использование бросового материала педагогами ГБДОУ в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx12.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  бросового материала в ДОУ как неотъемлемая  часть  защиты окружающей  среды

В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки уродуют облик пригородов, создают угрожающую экологическую обстановку. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га ежегодно. Бумаги выбрасывается столько, что тысячи гектаров леса могли спокойно расти, а не вырубаться для нужд целлюлозно-бумажной промышленности. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа.

2017 год объявлен в России Годом экологии, и в ознаменование этого события правительством страны было принято постановление о проведении на территории РФ специальных мероприятий, направленных на защиту окружающей среды.

В середине ноября 2016 сотни активных жителей нашей страны поддержали движение за раздельный сбор и переработку, присоединившись к всероссийской Неделе без мусора. Периодически добровольцы проводят традиционные акции по приёму вторсырья, фримаркеты, экоуроки в школах, экскурсии на мусороперерабатывающие заводы.

Люди перестают замечать мусор под ногами, спокойно выбрасывая его в любое место на своем пути, дети наблюдают за взрослыми и повторяют в точности их поступки: мусорят на улицах, в подъездах, общественном транспорте, кинотеатрах. А ведь именно в  детстве  происходит ознакомление  ребенка с окружающим социальным  миром,  формируется целостная  картина  мира. В дошкольном  возрасте  происходит  формирование   гражданской принадлежности, закладываются  любовь  к Родине и основы патриотизма, гордость  за действия  соотечественников. Помочь  маленькому  человечку  научиться  видеть и замечать  происходящее  вокруг,  правильно  давать оценку  своим  действиям и поступкам, а  так же действиям  взрослых  людей  должны  сами взрослые. Так  сложилось  у  нас  в  стране,  что  большая  часть  детей  в возрасте  до  семи  лет   посещают  дошкольные образовательные учреждения.  Поэтому  основным  примером для  подражания,  образцом поведения  для  малыша является   воспитатель  детского  сада. Именно воспитатель помогает   ребенку  усвоить  нормы  и  ценности,  принятые  в обществе, формирует моральные  и нравственные  качества  ребенка, первичные  представления  в быту, социуме, природе.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей происходит развитие интересов, любознательности, у них развивается воображение и творческая активность, формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей и об особенностях ее природы.

Поэтому педагоги Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №23  уделяют особое внимание развитию  нравственных и  гражданских  качеств  личности воспитанников.  Начиная с раннего возраста, взаимодействуя  с родителями, они приучают малышей к аккуратности и бережливости предметам   и вещам окружающего  мира. Воспитатели закладывают  основы  экологической  культуры,  бросовым  материалам  дают  вторую  жизнь. Воспитатели показывают детям как  любая баночка, крышечка, коробочка может превращаться  во  что-то  полезное, и приносит пользу и  радость, может  быть использована  в игре.  Из ненужных вещей, вместе с родителями педагоги мастерят  увлекательные и полезные тренажеры, музыкальные инструменты и различные развивающие игры, которые способствуют развитию мелкой моторики детей, развивают детскую фантазию и творческие способности. Малыши с удовольствием включаются в совместную деятельность, придумывают новые возможности для применения, казалось бы, невостребованных  и отживших  свое предметов. Детская фантазия позволяет им превратить несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Дети старшего возраста относятся к бросовому материалу более осознано, проявляя гражданскую ответственность, фантазируя, они  с удовольствием пускают в дело и находят  применение  многим ненужным  вещам, создают из них оригинальные предметы, которые становятся украшением для интерьера или подарком для дорогого человека.

Поделки из бросового материала для детского творчества педагоги подбирают  с учетом возрастных особенностей развития воспитанников,   их интересов и способностей. Дети любят мастерить из  пластиковых бутылочек и крышечки от них, умело применяют ячейки для яиц, одноразовую посуду, втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец, пуговицы, скорлупу от орехов и многое другое. В работе с детьми необходимо, чтобы бросовый материал легко резался, прокалывался, склеивался, был податлив для различных манипуляций с  ним. Фантазия, творческий  подход, умелые руки превращают предметы, которые  использовались в быту, а потом выбрасывались в материал для творчества.

Но самые волшебные и загадочные превращения бросового материала происходят зимой, потому что  Новый год – праздник, которого ждут все от мала до велика. К этому дню  педагоги и воспитанники готовятся заранее, наряжают елку, украшают  группу, музыкальный зал и изготавливают подарки. И в преддверии этого праздника, как никогда бывает полезен  бросовый материал: цветочная  упаковочная бумага, фантики, старые каталоги и журналы используются при изготовлении гирлянд и фонариков. Из пакетов для мусора и музыкальных дисков изготавливаются оригинальные новогодние костюмы к празднику. Перегоревшие лампочки становятся красивыми елочными игрушками, которые украшают елку, и  которых ни у кого больше нет. Пластиковые стаканчики становятся основой для игрушек, если их раскрасить яркими красками и добавить блеска. В этом году дети и  воспитатели  изготовили огромного снеговика, который украсил  музыкальный зал и был украшением новогодних утренников. А после Нового года снеговика переодели и сделали из него замечательную Маслену, которая придёт   в гости, чтобы встретить Масленицу. Родители так же принимают активное участие в изготовлении новогодних поделок и  игрушек, они вместе со  своими  малышами радуются, когда в детском саду  проходят выставки, и они видят  свои поделки.

         Работа с бросовым материалом учит взрослых и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения для  ненужных  и отживших  свое  вещей, учит бережливости и любви к окружающей среде.

Родители наших  воспитанников, и сами  воспитанники, прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, уже приглядываются к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра, и   задача именно  педагогов научить детей и взрослых творить и давать старым вещам вторую жизнь и этим спасти нашу Планету от загрязнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!

В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...

Тематическая разработка НОД подготовительной группы в ДОУ "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".("Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины матери"), посвященному дню Материи в России.

Познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; формирование умения понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; воспитывать в детях необходимос...

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

В работе использовали разный материал: пластилин, природный материал, краски, кисточки, кариндаши.

В своей работе дети использовали разный материал, дети учились работать последовательно, с  интересом, желание выполнить работу. Развивали творчество, аккуратность в работе....

Конспект занятия по конструированию из природного материала (шестой год жизни, первый этап обучения, третье занятие, материал – древесные грибы и кора)

На этом занятии у детей формируется умение анализировать природный материал как основу будущей поделки; они обучаются трем основным приемам построения образа способом «опредмечивания» - умению «изменя...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...