ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ

и семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:

-Проектный метод – немного из теории…
-Плюсы и минусы проектного метода

 2.Почему  меня заинтересовал этот метод работы - формула «дети + семья + педагоги».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_organizatsii._2_3.docx54.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский  сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ   В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Воспитатель 1 кв.к.

Жаак Марина Геннадьевна

                                    План выступления:

1..Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ

и семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:

-Проектный метод – немного из теории…
-Плюсы и минусы проектного метода

 2.Почему  меня заинтересовал этот метод работы - формула «дети + семья + педагоги».

3.Представление нескольких проектов в развёрнутом виде
4.Презентация опыта работы

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь”.

    На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности.

  Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости. Среди них я могу выделить наиболее известный- метод проектов, так называемая проектная деятельность.

   Немного из истории…Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ребёнка, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.  

   

 С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Проектный метод же направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

   Проект ( с греч.) – это путь исследования.

   Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

   Проект - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

   В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

  Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); - это совокупность приёмов, действий детей в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.  

             

    Анализируя всю научную информацию и наличие собственного опыта работы я осмелюсь определить   своего рода «плюсы» и «минусы» проектного метода:

   Минусы- 1) Загруженность современных родителей; 2) Кропотливость разработки -системы, так как нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться дети, что должен делать каждый ребёнок, чтобы достичь целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

   Плюсы- 1)Проектная деятельность делает детей более приспособленных к жизни, формирует способность хорошо ориентироваться в разнообразных ситуациях, а также работать в коллективе; 2) Педагог является разработчиком, координатором, экспертом, консультантом ; 3)В проектной деятельности преобладает совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность детей, имеющая общие цели, согласованные способы деятельности, направленная на достижение результата; 4) Ориентирован на самостоятельную деятельность детей- индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течении определённого отрезка времени; 5) Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать творческое вдохновение, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную творческую  работу.

    Значимость этого метода очень велика ещё и потому, что позволяет педагогу реализовывать ФГОС и ФГТ. Можно привести несколько примеров. Когда педагог готовит проектную деятельность, он планирует деятельность детей по всем четырём областям:  коммуникативно-личностное развитие;  познавательно-речевое развитие;    художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, что оговорено разделом ФГОС  «Требования к структуре основной образовательной программы  дошкольного образования.» Также планируя проектную деятельность педагог  отражает следующие аспекты : социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. И так далее.

  Работая с детьми младшего возраста мы пришли к выводу, что полноценно реализовать  всю нашу проектную деятельность мы можем  только взаимодействуя с семьёй, по формуле «дети + семья + педагоги».

   Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

  Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

  В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

  Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

  Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52].

   На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Ведь вовлечение родителей в жизнь детей, активно используя потенциал семьи в осуществлении всестороннего развития ребёнка дают хорошие результаты. Родители выступают в роли союзников, участников педагогического и развивающего процесса. Они помогают нам в реализации всех поставленных целей и задач воспитания и развития детей. Родители в сотворчестве с детьми принимают активное участие в  разнообразных конкурсах, акциях, помогают в подборе различного материала. Это радует родителей. А почему бы и нет? Почему бы не принять участие в развитии и воспитании своего ребёнка в содружестве с педагогами. Тем более результаты не заставляют себя ждать.                                                                                            

              Можно открыто заявить, что проекты, в которых используется формула  «дети + семья + педагоги» помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей;  способствуют умению наблюдать; способствуют умению слушать; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон комплексно; развивают воображение;  развивают внимание, память, речь. А также являются одними из методов развивающего обучения и самообразования; способствует выработке исследовательских умений; способствует развитию креативности и логического мышления; является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы и организации работы с детьми и родителями; повышает компетентность педагога ;повышает качество образовательного процесса. Основной целью проектного метода в нашем опыте работы является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.  Задачи развития: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.  В младшем дошкольном возрасте это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (вместе с педагогом и родителями); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом и родителями); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ и семьи.

В статье публикуется теоретическая часть о методе проекта и практический материал из опыта работы воспитателя о взаимодействии ДОУ и семьи в рамках реализации проектной деятельности....

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.

Материал для выступления по теме "Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ и семьи"...

Доклад на тему "Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей"

Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей...

Консультация для воспитателей "Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи"

    Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенд...

Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.Ведь воспитание здорового ребенка ...

Консультация для педагогов "Проектный метод в организации работы ДОУ и семьи"

Использование проектного метода позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. Приобщить родителей к участию жизни детского сада. Повысить уровен...

Взаимодействие педагогов и семьи в процессе формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ

В статье описана система работы по формированию толерантного отношения к дошкольникам с ОВЗ. Воспитание в духе толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужде...