Консультация для педагогов "Проектный метод в организации работы ДОУ и семьи"
консультация

Использование проектного метода позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. Приобщить родителей к участию жизни детского сада. Повысить уровень воспитательных умений и педагагической культуры родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_organizatsii_raboty_dou_i_semi.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в организации работы

ДОУ и семьи

      Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

 Сегодня очевидно, что невозможно воспитать ребенка изолированно от общества, нужно научить подрастающего человека оценивать и «взвешивать» социальные воздействия,  учить принимать позитивное и отторгать негативное.

    Семья была, есть и останется в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Однако далеко не всегда родители понимают и хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребенка.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы детского сада зависит уровень педагогической культуры родителей  а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

     В работе   детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод  получает все более широкое применение  в педагогической практике. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

    Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы  взаимодействия ДОУ и семьи.

     Достоинства метода проектов для современного образования заключаются в следующих позициях:

1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.

2. Дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.

3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира.

4. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей и родителей.

Каковы же задачи проектной деятельности для взаимодействия с семьей?

Задачи:

- создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;

формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.

- обеспечение   методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;

- расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

-  гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

    Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель  - Дети». По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему явлением.

     Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Благодаря проектной деятельности  интересы детей объединяются с интересами педагогов  и родителей в разработке  проектов  разных видов и  организации совместной  работы над ними.

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществляется  по нескольким этапам:

Этапы:

Первый этап.

        На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Необходимо показать   родителям положительный  образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями должны складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

       На втором этапе необходимо использовать различные формы и методы  работы с родителям.  На смену собраниям проводятся семейные гостиные, родительские клубы по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники,  конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ,  проекты.

      Третий этап приводит к тому, что родители, которые принимают участие в проектной деятельности,  начинают налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они не только узнают, чем занимается ребенок в детском саду, но и принимают непосредственно    активное участие в жизни группы.

     Таким образом, можно сказать: установление доверительных отношений с родителями приводит   к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

     Очень важно, что в совместных  проектах дети, родители и педагоги выступают  на равных. Атмосфера совместной деятельности дает возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.

     Совместная работа над проектом не просто дает им возможность проявить способности к творчеству, но способствует  формированию общей культуры семьи, выстраивает  традиционные  иерархии  жизненных ценностей.

Использование проектного метода позволяет:

- Повысить  профессиональную  компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- Приобщить  родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- Повысить уровень  воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвуют в проектной деятельности, проявляют творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей, активно общаются в детско-родительском коллективе, обсуждают совместный план действий.

       Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива.         Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ и семьи.

В статье публикуется теоретическая часть о методе проекта и практический материал из опыта работы воспитателя о взаимодействии ДОУ и семьи в рамках реализации проектной деятельности....

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.

Материал для выступления по теме "Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ и семьи"...

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по   физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....

Опыт организации работы ДОУ с семьями воспитанников

Представлены задачи и формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников. Описан опыт работы за 2015-2016 учебный год с подтверждающими фото материалами....

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...

Приказ об утверждении Положения по организации работы с неблагополучными семьями 2015 год

Вашему вниманию представлен приказ, регламентирующий деятельность работы с неблагополучными семьями....

Консультация "Организация работы с неблагополучными семьями"

Организация работы с неблагополучными семьями. Механизм выявления неблагополучных семей. Алгоритм работы с неблагополучной семьёй. Социально-педагогическая работа с различными типами се...