Характеристика методов
учебно-методический материал на тему

Певнева Светлана Георгиевна

Методы и приёмы музыкального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_metodov_i_priemov_muzykalnogo_vospitaniya.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

 Основные

1. Наглядный;

2. Словесный;

3. Метод художественно - практической деятельности.

Наглядный:

Наглядно-слуховой

Наглядно-зрительный

Словесный метод 

Объяснение

Пояснения. 

Указания. 

Поэтическое слово

Беседа. 

Вопросы. 

Замечания. 

Практический метод. (художественно- практический)  Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).


МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 
Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства. 
Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода: 
• Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка; 
• Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия; 
• Метод упражнения в практических действиях; 
• Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям. 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 
О. П. Радынова, исследуя музыкальную культуру дошкольников, выделяет следующие методы ее формирования: 
• Метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.); 
• Метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребёнка, направленный на осознание музыкального образа. 
Виды уподобления: 
– Моторно-двигательное (передача характера музыки в движении); 
– тактильное (прикосновение в соответствии с характером музыки); 
– словесное (вербальная передача знаний о музыке); 
– вокальное (подпевание); 
– мимическое (передача характера музыки в мимике); 
– тембро-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений); 
– интонационное (определение эмоциональной окраски музыки на основе разнообразия ее интонационного языка); 
– цветовое (в основе приём «цвет – настроение»); 
– полихудожественное (в основе – сравнение произведений различных видов искусства).

МЕТОДЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ МУЗЫКИ 
КАК ВИДА ИСКУССТВА
 
Анализ современной методической литературы позволяет выделить ряд методов музыкального образования, отражающих специфику музыки как вида искусства. 
Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства – живописью, поэзией и т. д., жизненными ситуациями и образами. 
Метод создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного произведения. В качестве форм общения ребёнка с музыкой могут выступать: 
– вокализация музыки; 
– отражение её в рисунке; 
– воплощение музыки в пластике движений; 
и т. д. 
Данный метод, внося игровой элемент в процесс освоения музыкального произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт детей. 
Метод размышления о музыки (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) направлен на развитие осознанного отношения ребёнка к музыке, формирование его музыкального мышления. Использование данного опыта опирается на формирование у ребёнка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки. 
Целевая функция метода не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», «оценить», «выразить». 


Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдулин), ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне. 


Метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдулин) используется при реализации программ музыкального образования, имеющих тематическое строение. Метод направлен на обобщение знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы. 
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.) нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства. Реализация данного метода в области музыкального образования требует от ребёнка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществление деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки. 
Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ребёнка: 
• осознание творческого замысла и содержания музыкального образа; 
• разработку логики развития сюжета и музыкального образа; 
• выбор средств и приёмов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике и т. д.); 
• придание законченности продукту творчества, оформление результата творческого процесса. 
Метод моделирования элементов музыкального языка (Т. Э. Тютюнникова и др.). Различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы и др. 
Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова) направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Эффективный приём данного метода – «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки. 
Метод активизации творческих проявлений ребёнка (Т. Э. Тютюнникова и др.). В основе метода – импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение. 
Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребёнка в ситуации восприятия музыки. 
Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) нацеливает педагога на планомерное раскрытие ребёнку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития, сравнения интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров. 
Перечисленные методы имеют многофункциональный характер и направлены на постижение музыки адекватными природе искусства средствами (при помощи языка, на котором говорит само искусство). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика методов и приёмов экологического воспитания

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...

Внимание. Его характеристики. Методы развития.

Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в дошкольном детстве и играют важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. К работе представлен материал, в котором предло...

Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Краткая характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям....

характеристика метода проектов

характеристика проекта...

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

Что такое метод, а что такое прием? Как между собой связаны эти два понятия? Подробнее можно узнать в статье....