Выступление на педсовете «Характеристика метода проектов»
консультация на тему

Федорова Екатерина Викторовна

Выступление на педсовете

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_21.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида №20»

г. Сергиев Посад

Выступление на педсовете:

«Характеристика метода проектов»

Подготовила воспитатель

 Федорова Е.В.

2016г.

    Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели .

    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

    У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.

    Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

    М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой .

    В энциклопедическом словаре проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) трактуется как процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

    По мнению ряда известных ученых, проектирование можно рассматривать как:

  • специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта;
  • научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);
  • форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;
  • управленческую процедуру.

     Термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики А.С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности» и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта с учетом индивидуальных особенностей личности.

    Рассматривая педагогическое проектирование как деятельность, можно отметить, что проекту свойственна определенная динамика, смена этапов, стадий.

    Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание - педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в какой литературе можно найти информацию,
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    Итак, погружение в проектную деятельность иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества.

    Проектирование может быть использовано в качестве:

  • Педагогического средства внутри более широкого социально – образовательного контекста;
  • Средства обучения (воспитания) со вспомогательной ролью по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных проектов;
  • Процедуры, в контексте другой деятельности, например управления образованием;
  • Формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).

    В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

    Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - но бывают и личностные, специальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки» и т.д.

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности 1-2 месяца, долгосрочные от 6 месяцев до года и более (например, проект в нашей группе «Мой город Сергиев Посад»» - на 6 месяцев).

    Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

    Задачи по подготовке специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

    В образовательной практике используется матрица проекта.

    Матрица проекта

  1. Название проекта.
  2. Тематическое поле.
  3. Актуальность.
  4. Цель.
  5. Задачи.
  6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта).
  7. Описание продукта, полученного в результате проекта.
  8. Вид проекта.
  9. Состав участников.
  10. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
  11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
  12. Планируемое время на реализацию проекта по этапам.
  13. Межпредметные связи при реализации проекта.

   14.    Форма проведения презентации.

    Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В нашем проекте родители помогали нам в создании книги «Сергиев Посад», в приобретении литературы про город. А так же нам бы хотелось посетить музей, где инициатива и помощь родителей просто необходима.

    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Здесь же дети самостоятельно изготавливали книги про Троицу Сергиеву Лавру и Сергиево Посадскую березку; а так же дети самостоятельно работали подгруппами над коллективной работой «Мой город», где дошкольники работали сообща.

    Возможны небольшие проекты, где инициатива полностью принадлежит детям. От подобного проекта не стоит ожидать нужного уровня системного подхода к технологии и результатам. Такие детские проекты обладают замечательным развивающим эффектом. Здесь мы пока не преуспели т. к. проектной деятельностью мы сами начали работать не так давно.

     Мы мотивирует деятельность ребят. Высокий уровень мотивации – залог успешной работы над проектом. Проект – это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и для нас.

    Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности.

    При использовании метода проектов помимо оценки результата деятельности необходимо отслеживание психолого-педагогического эффекта: степени формирования личностных качеств, самооценки, умения делать выбор. В своей проектной деятельность работы мы размещаем в приемной не только для родителей, но и для самих детей. Что бы каждый ребенок смог сделать выводы, о том получилось ли у него, или еще надо над чем-то поработать. Стараемся выделить все работы для повышения самооценки у детей.

     Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

      Таким образом, под проектным методом понимают способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

      Наша роль, роль педагогов – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: Результативность работы по методу проектов в ДОУ.

В выступлении отмечается роль метода проектов для развития интегративных качеств воспитанников, повышение педагогического мастерства педагогов через участие в творческой группе "Метод проектов в ДОУ"....

Выступление на педсовете "Реализация здоровьесберегающих проектов с использованием АМО технологий"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, на...

характеристика метода проектов

характеристика проекта...

Выступление на педсовете по краткосрочному проекту по социально-нравственному развитию «Вместе весело шагать…»

По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.«Дети - наше будущее». И каким оно будет...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМА: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: ТЕМА: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»...

Выступление на педагогическом совете «Метод проектов в ДО»

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию информационных педагогических технологий, открвающих нове возможности для  воспитания и развития инициативы,...

Выступление на педсовете «Инновационные методы и способы обучения нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (технология Кроссенс и др.)

Дидактические игры очень эффективны в воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мыс...