Характеристика развития гуманизма у детей.
консультация на тему

Орлова Елена Николаевна

Орлова Елена Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с №6

Основные ценности дошкольного возраста: открытость миру, любознательность, сказочно-мифическое мировосприятие, наивность, непосредственность, импульсивность, обостренное чувство справедливости, определяют  повышенную эмоциональность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanizm.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика развития гуманизма у детей.

Орлова Елена Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с №6

Основные ценности дошкольного возраста: открытость миру, любознательность, сказочно-мифическое мировосприятие, наивность, непосредственность, импульсивность, обостренное чувство справедливости, определяют  повышенную эмоциональность ребенка.

          В возрастном периоде с 1 месяца до 1 года, под влиянием личностно – адресованного общения со взрослым у ребенка складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально – положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим. Складываются предпосылки высших чувств любви и симпатии к близким, познавательные чувства. Социальная ситуация развития – общая жизнь ребенка с матерью, ситуация «мы».

        В ситуативно – деловом общении  проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии.

Вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие побуждающую и тормозящую функции

            В раннем детстве с 1 года до 3 лет постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.

 Начиная с двух лет ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные нормы поведения. Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу его большие и малые прегрешения, поручение детям посильных трудовых задач – вот истоки морали, бескорыстия и доброты.

  Зарождаются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда.

Складываются оценочные суждения, сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим. Нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое. Формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности. Создаются возможности для того, чтобы подвести к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые  включен ребенок.

Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте, это только первый шаг к возникновению гуманных чувств.

Дети  3-4 лет только учатся понимать причины возникновения эмоциональных состояний таких как: грусть, радость, спокойствие. У них формируются элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей, представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга, учатся простым способам выхода из конфликта.

К 4-5 годам представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях т.е. с тем, что мы определили как мир людей. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея и т.д. Не только знание норм определяет поведение ребенка; важно, чтобы он сам почувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Дети 4-5 лет все еще учатся понимать, распознавать эмоциональные состояния, но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, появляются такие как: злость и доброта, гнев, страх, удивление, плохое настроение. Средний возраст (4-5 лет), возраст осознанных действий, но в этом возрасте дети только учатся проявлять социальные эмоции – взаимопомощь и взаимопонимание, например. Мотивом к проявлению социальных эмоций, еще может быть желание получить похвалу взрослого или страх неодобрения поступка взрослым, т.е. побуждающим стимулом все еще является взрослый.                                                                                                                                                                                                  

 Учатся самостоятельно решать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами ( уступить, договориться, извиниться, соблюдать очередность и др.)

К 5-6 летнему  возрасту у ребят появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек в основном осознает свою принадлежность к детской группе, начинает понимать важность социально значимых дел. То есть именно на рубеже между 5- 6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.

Он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяет развитие его социализации-индивидуализации.

Одним из важнейших моментов в характеристике социального развития ребенка, развития, реализуемого в его усложняющейся деятельности, выступает развертывание  явления  социализации-индивидуализации, поступательно осуществляемого - от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности.

В старшей группе перед воспитателем стоят задачи обучения социальным отношениям детей, следовательно развитие гуманных чувств детей.

Воспитатель побуждает детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;

Старшие дошкольники осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах;

Углубляются представления о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

Воспитатель постепенно развивает в детях чувство самоуважения, собственного достоинства. Он направляет сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости.

    В отношениях  ребенок и взрослый:

Усваивает многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома — любящая мать, на работе — умелая труженица (врач, учительница, портниха), в свободное от работы время, возможно,— спортсменка, туристка, вышивальщица. Рассматривать картины, в которых отражена материнская любовь к детям.

Эмоциональные состояния. Понимание, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение. Понимание того, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал — предложить помощь, проявить заботу; если взрослый огорчен проступком ребенка — попросить прощения, не повторять неправильные действия). Понимание связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых («Маму обрадовало то, что я...»; «Папа рассердился, потому что я...»).

Вместе с воспитателем анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей со взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах), выделять мотивы поведения детей, положительные или негативные действия, выражать отношение к поступкам с позиции известных правил.

Семья. Представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и т.д.).

Культура поведения. Знание правил поведения, понимание того, что они выполняются не только по отношению к близким, к воспитателю, но и по отношению к незнакомым людям. Конкретные способы проявления детьми заботливого, вежливого отношения к старшим: в ситуациях общения, в уходе за больным или старым человеком, в ситуации поздравления. Понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим, что недопустимо проявление грубости, черствости к своим близким, к воспитателю, к другим людям.

Знание стихов, пословиц, поговорок, в которых отражены забота и любовь детей к близким, труд людей, семья, добрые или героические поступки старших.

Уметь с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста. Проявлять уважение к старшим: предложить свою помощь, пропустить в дверях, предложить сесть, поднять оброненный предмет. Проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (Мама отдыхает — нельзя шуметь; бабушке тяжело нести сумку — надо помочь; у бабушки болят ноги — надо идти медленнее). Уметь выразить в семье внимание к больному: подать лекарство, градусник, принести воды.

Старательно выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество, не прерывать общей работы, пока она не закончена или взрослый не разрешил ребенку уйти. Проявляя стремление к самостоятельным действиям, пытаться преодолевать трудности и не спешить, сразу же обращаться за помощью к старшим. Чутко относиться к оценкам своих поступков со стороны взрослого, отказываться от повторения негативных действий, получивших неодобрение.

Выражать уважение к воспитателю, быть внимательным к его словам и поручениям, настойчивым в доведении порученного дела до конца.

В общении быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не прерывать разговора, если он не закончен, не перебивать старших. Самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.

Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности {добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчиый, заботливый, правдивый, смелый), с помощью конкретных примеров раскрывать их смысл. Использовать примеры из дет¬ской художественной литературы. Связывать моральную оценку с личностью литературного героя: смелый, как Иван-царевич, злой, как Змей Горыныч. Использовать в речи слова, обозначающие возрастную характеристику человека {молодой, пожилой, старый, старше, моложе). Отражать в речи последовательность возрастного развития {младенец, малыш, ребенок, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой, старый, старик

Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество. (Девочку зовут Оля; а как будут ее называть, когда она станет взрослой? У Вовы папу зовут Алексей; как будут называть Вову, когда он станет взрослым?) Знать свое полное имя и отчество, а также имена и отчества родителей, близких. Уметь использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля», «мамочка». Уметь интересоваться состоянием здоровья, самочувствием, делами близких. (Как чувствует себя бабушка? Поправился ли дедушка?)

Выражать стремление поговорить с близкими по телефону, послать письмо, вложить в письмо свой рисунок, сделать своими руками подарки членам семьи. Рассказывать старшим о своих делах, любимых книгах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринно...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей 2-3 лет по системе М. Монтессори

Вашему вниманию предлагается работа на тему: "Психолого-педагогическая характеристика развития детей 2-3 лет по системе м.Монтессори". Надеемся, что данная работа поможет вам в работе или в учёбе....

Статья "Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста".

В этом материале я постаралась объединить исследования нескольких авторов и выделить основные речевые нарушения на первом, втором и третьем году жизни ребенка....

Характеристика развития речи детей 2 - 7 лет

В данной статье отражены особенности развития речи детей 2 - 3 лет, 3 - 4 лет, 4 - 5 лет, 5 - 6 лет, 6 -  7 лет....

Основные характеристики развития детей

Основные характеристики развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. (Адаптированный вариант О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой)...

Статья на тему: "Характеристика развития деятельности экспериментирования детей раннего возраста"

Тема: ”Характеристика развития деятельности экспериментирования детей раннего возраста”...

Воспитание гуманизма у детей младшего дошкольного возраста

Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма....