Организация предметно-развивающей среды
статья на тему

Четкое планирование организации предметно-развивающей среды должно стать для педагогов дошкольных учреждений одним из основных компонентов всей комплексной системы воспитания и обучения ребенка в условиях ДОУ. Это фундамент, основа деятельности педагогического коллектива, на котором зиждется, строится и осуществляется всестороннее развитие детей, подготовка их к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_predmetno_-_prostranstvennaya_sreda_sadovskaya.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды

Пояснительная записка

Одним из условий успешного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста является правильная организация и оборудование педагогического процесса, создание рациональной и оптимальной предметно-развивающей среды в группе. Воспитатель должен знать, какой материал можно использовать для проведения того или иного занятия, какие игрушки, книги предложить детям данного возраста, что можно давать дошколятам для занятий самостоятельной деятельностью, как оборудовать помещения и игровые уголки, чтобы они были полифункциональны, удобны, доступны и безопасны.

Четкое планирование организации предметно-развивающей среды должно стать для педагогов дошкольных учреждений одним из основных компонентов всей комплексной системы воспитания и обучения ребенка в условиях ДОУ. Это фундамент, основа деятельности педагогического коллектива, на котором зиждется, строится и осуществляется всестороннее развитие детей, подготовка их к школе.

Выполнение поставленных задач не может проходить успешно без оснащения дошкольных учреждений современными дидактическими пособиями и игрушками, без целенаправленного и систематического их использования в педагогическом процессе.

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность, наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания, обучения и развития требует от педагога умелого применения разнообразных пособий и игрушек; от этого во многом зависит и успех реализации программы.

Оборудование подбирается с учетом возрастных особенностей детей, методов и приемов их обучения и воспитания. Оно отвечает определенным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

В предлагаемом плане сделана попытка показать, какие игры, игрушки, пособия, оборудование, материалы применяются в различных видах деятельности детей в средней группе детского сада.

Пособия и игры представлены по видам деятельности: по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, по музыкальному воспитанию, развитию движений; определены зоны и условия деятельности.

Опыт показывает, что только комплексное использование различных игрушек, игр и наглядных пособий обеспечивает всестороннее воспитание детей.

Наличие такой модели организации предметно-развивающей среды поможет практическим работникам отобрать то, что необходимо для данной возрастной группы (в данном случае, для детей 4–5 лет) и для дошкольного учреждения в целом. Предлагаемый перечень не является обязательным, поэтому при отборе игрушек и пособий важно учитывать условия конкретного детского сада и данной возрастной группы. Тем не менее он позволит специалистам ДОУ оснастить педагогический процесс, обеспечивающий всестороннее воспитание и обучение детей.

К выбору показанного здесь многообразия пособий, игр, игрушек, оборудования воспитатель должен подойти творчески, исходя из условий и возможностей своего детского сада, своей группы. Так, для сюжетно-ролевых игр необходимо использование кукол, которые помогают детям полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности, часто выступают в роли незаменимого партнера. В средней группе к сменной одежде по сезонам для куклы добавляют праздничную одежду, мебель (для кукол крупных размеров и более мелких), посуду разных размеров (чайную, столовую), кухонную и бытовую технику (часы, стиральная машина, телефон, холодильник, плита и т. д.), игрушки, изображающие транспорт. Для конструктивной деятельности, к примеру, в средней группе должны быть строительные наборы с брусками, полукубами, цилиндрами, кирпичиками, геометрическими формами, окрашенными в светлые тона, с приложением арок, флажков на подставках, автомобильных рулей и др.


Организация предметно-развивающей среды в средней группе

Направленность

Содержание

Условия

функциональное помещение

раздел
программы

1

2

3

4

Зона познавательной деятельности

Ознакомление

с окружающим миром

– Настолько-печатные игры: «Составь по описанию», «Найди по описанию»;

– картинки-путаницы;

– коллекции:

– открытки или календарики на определенную тему (город, цвет, животные и т. д.),

– ракушки, кусочки красивых тканей и т. п.

Хранятся в удобном и доступном месте.

– коллективные коллажи по темам: «Лес», «Улица», «Река», «Озеро», «Болото», «Север», «Пустыня»

Создаются вместе с детьми постепенно. Вывешиваются на стене и остаются в группе в течение всего года

Приобщение
к художественной литературе

– Книжная полка;

– листы бумаги, карандаши;

– настольная лампа;

– 5–6 книг + 1–2 новые

В доступном месте.

Размещение по соседству с оборудованием для театральной деятельности, около света

Театральная деятельность

– Зеркала различной формы, величины и кривизны;

– разнообразные виды театров;

– оснащение для разыгрывания сценок (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски);

– атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления

В доступном месте (игровой шкаф)

Музыкальное воспитание

– Музыкально-дидактические игры и пособия (альбомы, открытки, слайды и др.)

В доступном месте

Математика

– Математический театр в коробке;

– числовой фриз.

– Дидактические игры:

∙ «Подбери пару» (разные виды);

∙ «Лото» (разрезные картинки);

∙ игры «Собери урожай», «Учись считать», «Веселый счет»;

– математические весы, геометрические головоломки;

– 8 картинок, изображающих последовательные этапы какого-либо процесса;

– различные конструкторы

В доступном месте. Числа появляются из коробки по мере ознакомления
с ними детей и затем находятся
в группе постоянно перед их глазами

Продолжение табл.

1

2

3

4

Лаборатория:

– емкости для исследования свойств воды, песка;

– различный сыпучий материал;

– наборы предметов (тонущие и плавающие, растворяющиеся и не растворяющиеся, линяющие и не линяющие)

Художественная зона

Изобразительная деятельность, ручной труд

Пособия и оборудование:

– стационарные рабочие места для рисования и лепки;

– карандаши, краски, мелки;

– гуашь, соус, шариковые ручки;

– индивидуальная палитра для смешивание красок (на каждого ребенка);

– фломастеры, штампики, тычки, сангина;

– 2–3 мольберта или пюпитра;

– навесные настенные планшеты;

– валики с рулонами бумаги;

– 4–5 станков с поворотным кругом (для индивидуальной работы);

– глина и пластилин;

– мелкие предметы для нанесения узора путем вдавливания (части от шариковых ручек), проведения линий, процарапывания и т. п.;

– схемы (для работы с бумагой);

– рисунки с вариантами оформления разных видов изделий из ткани – в вышивании, шитье и т. п.;

– индивидуальные листы-карты с изображением последовательности операций при изготовлении какой-либо поделки.

Хранятся в удобном и доступном месте

Должны быть откидными

Навешиваются в удобное место

Полочка красоты:

– предметы народного и декоративно-прикладного искусства;

– книги с иллюстрациями;

– репродукции произведений живописи;

– специальные альбомы

Хорошо освещенное и относительно спокойное место.

Укрепляется на уровне глаз ребенка.

Менять экспонаты следует не чаще одного раза в неделю. Книги и отдельные иллюстрации должны быть цветными и большого формата

Окончание табл.

1

2

3

4

На участке:

– школьные мелки для рисования на асфальте и линолеумной доске, установленной на веранде;

– заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу,
песке.

Материалы и инструменты для ручного труда:

– бумага разных видов (цветная, в том числе гофрированная, газетная, салфетки, картон, открытки и т. д.);

– вата, поролон, текстиль (ткань, веревочки, шнурочки, ленточки);

– проволока в цветной оболочке;

– природный материал;

– клей, кисть;

– ножницы;

– для самостоятельного ручного труда – «Уголок труда»;

– большой лист оберточной бумаги, обоев;

– образцы поделок

Беспрепятственный доступ. Материалы лучше хранить в отдельной коробке

Конструктивно-игровая зона

Конструирование

– «Строительные наборы» разных размеров и конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, а на участке – песок
и снег;

– образцы построек;

– схемы, рисунки, изображающие последовательность действий;

– игрушки для обыгрывания

Место для работы с конструктором должно быть хорошо освещено. Коробки с деталями должны быть доступны каждому ребенку. Для каждого конструктора – отдельная коробка

Спортивная зона

Физическая культура

– Обручи;

– гимнастические палки;

– дуги;

– шнуры;

– плоскостные дорожки;

– мячи (разные);

– кегли, кубики;

– скакалки;

– шведская стенка с матом

Доступно, безопасно. Возможность для интенсивной двигательной активности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...