«Моя страна - бескрайняя Россия» конспект викторины с детьми подготовительной к школе группы
материал (подготовительная группа) на тему

Ходакова Аксана Валерьевна

Развлечение с закреплением двух столиц нашей России, её символики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект викторины с детьми подготовительной к школе группы

Тема «Моя страна  - бескрайняя Россия».

Задачи:

- формировать у детей гражданскую позицию через систематизацию знаний   о родной стране России, её государственных символах (гербе, флаге, гимне).

-совершенствовать связную речь детей при составлении рассказов  о столице страны Москве, северной столице – Санкт - Петербурге, их достопримечательностях.

-приобщать детей к искусству русского народа, расширяя представления о государственных праздниках (8 марта, 23 февраля, 1 мая, 9 мая) и народных символах (берёзка, каравай, самовар, матрёшка)

Материал и оборудование: герб, флаг, гимн, карта России; герб, флаг Москвы и Санкт-Петербурга, иллюстрации достопримечательностей этих городов (Кремль, Красная площадь, Спасская башня, Зимний Дворец, Петропавловская крепость, разводные мосты), картинки с изображением матрёшки, самовара; портреты знаменитых людей: Пётр Первый (www.scholl-collection.edu.ru, Петр Первый (N 208524), Георгий Константинович Жуков (http://nazadvgsvg.ru), Юрий Гагарин (www.minipedia.org.ua), Валентина Терешкова (www.cosmos-online.ru), Алексей Немов (www.tltsport.ru), Виктор  Николаевич Поляков (www.tgl.ru).

Ход.

Под музыку (песня о Родине) дети командами входят в зал и строятся возле своих эмблем.

Ведущий: - Мы живём в самой большой и прекрасной стране на земле. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя-Россия. И сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине на тему «Бескрайняя Россия», где вы покажите свои знания о России, посоревнуетесь в смекалке, у кого будут самые подробные и верные ответы на вопросы, тот и станет победителем.

 У нас будет  жюри, строгое и справедливое.

Воспитатель представляет членов жюри

Ведущий: - прошу капитанов представить свои команды.

1 команда «Родные просторы»

Девиз: -         Озёра, реки и поля

                              Леса и степь и горы,

                              Как велика наша страна,

                              Как широки её просторы.

2 команда «Раздолье»

Девиз: -         Россия, как песни слово.

                              Берёзок юная листва,

                              Кругом леса, поля и реки

                              Раздолье – русская душа.

Ведущий: – Молодцы, капитаны, достойно представили свои команды.

1 конкурс «Разминка»

Команды должны показать свои знания о России. (Звучит гонг)

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

1.Что такое Родина?

Дети:  - Родина, значит родная, как мать и отец; Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живём. Родина у каждого человека одна.

Ведущий: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей: моя семья, мой дом, мой город, мой край, моя страна, моя Родина – Россия.

2. А как много места занимает территория нашей страны? Покажите на глобусе.

Дети: - Территория нашей страны самая огромная, по сравнению с другими странами. Она расположена в двух частях света - в Европе и в Азии (показ на глобусе).

3. - Назовите водные пространства, которые омывают нашу страну? Назовите их характерные особенности. Покажите на карте.

Дети: - Нашу страну омывают Северный Ледовитый – самый маленький по площади океан, самый мелководный из всех океанов. Там сплошной лёд, мало тепла, суровый климат. Тихий  - самый крупный и глубокий океан на земле. Животный мир тихого океана самый разнообразный по сравнению с другими океанами. Магеллан сильно ошибся с названием, он совсем не тихий, здесь зарождаются самые свирепые цунами и тайфуны. Атлантический – второй по величине океан. На дне много водных вулканов. Животный мир разнообразен, особенно много крупных морских зверей (киты, тюлени, котики) и океанические птицы. (Показ океанов на карте).

4. Это морские границы нашей страны с Японией и США (Америкой). А по суше, с какими странами граничит Россия?

Дети: - Россия по суше граничит со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея. (Сколько смогут назвать, необязательно все).

Ведущий – Правильно, много стран вы назвали. Россия граничит с 18 государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. И со всеми мы живём дружно, не допуская войн. Каждая страна имеет свои государственные символы. О чём рассказывают государственные символы России?

2 конкурс «Государственные символы России».

Ведущий - Капитаны, возьмите задание.

Материал: 1- изображение герба Росси; 2- изображение флага России.

Как только гонг прозвучит, все должны быть готовы к ответу и рассказать о символе, который вам достался.

Дети о гербе России: - На гербе нашей страны изображён золотой двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья, со скипетром и державой. На щите изображён серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он копьём поражает змея. Герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость, сильная власть и защита государства.

Дети о флаге России: Это трёхцветное полотнище. Обозначение цветов: белый – чистота, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Ведущий: - а где его можно увидеть?

Дети: - на зданиях, самолётах, кораблях.

Ведущий: - всё верно рассказали. Что такое государственный гимн?

Дети: Гимн - главная песня страны, которая исполняется в особо торжественных случаях. Слушать её надо стоя, проявляя уважение.

Прослушивание гимна России (www.scholl-collection.edu.ru, Аудиофрагмент: Гимн РФ (N 164964)

Ведущий: Но не только торжественные песни исполняются у нас в стране, но и весёлые, народные – шуточные. Давайте поиграем да повеселимся, в удальстве посоревнуемся.

Двигательная пауза: народная игра «Скок-поскок».

Цель: снятие умственного и мышечного напряжения, вызов положительных эмоций у детей.

Ход игры: дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга - птичка (ребёнок, которого выбрали по считалочке)

Скок, скок - поскок         продвигаются вперед  прыжками   

Молодой дроздок,          

По водичку пошел,         идут мягким пружинным шагом

Молодичку нашел.          

Молодиченька,                сужают круг

Невеличенька,

Сама с вершок,               присаживаются

Голова с горшок.           прикладывают ладони к щекам,  покачивают

                                     головой

Методические рекомендации к проведению двигательной паузы: текст игры произноситься не спеша, ритмично. На  слова «сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.

Ведущий: Славно повеселились, но пора за дело браться, продолжаем викторину. В нашей стране более 1000 городов, «Родные просторы» назовите столицу России.

Дети: - Москва.

Ведущий: «Раздолье» назовите северную столицу?

Дети: Санкт – Петербург

3 конкурс «Рассказы о Москве и Санкт-Петербурге» (звучит гонг)

Ведущий: - Что вы знаете об этих городах? Перечислите достопримечательности, чем отличается герб и флаг этого города. Какая самая большая река там протекает. В помощь  возьмите иллюстрации об этих городах.

Дети тянут жребий. Например, команда «Родные просторы» рассказывает о Москве, а команда «Раздолье» рассказывает о Санкт- Петербурге. Дети разбирают соответствующие картинки нужного города  и помещают у себя на столах.

Дети о Москве: - Москва начиналась со строительства кремля. В Кремле работают президент России и правительство. Достопримечательности Москвы: Спасская башня (показывают). На ней расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны - кремлёвские куранты. Красная площадь (показывают). Здесь проходят парады, салюты, выступления артистов. На гербе Москвы изображен всадник — Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии, на коне, поражающий золотым копьем черного Змея.  Флаг города Москвы представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с двусторонним изображением в центре Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змея. В Москве протекает самая крупная – Москва-река.

Дети о Санкт - Петербурге: Санкт-Петербург построен на реке Неве. Основал его царь Пётр Первый. Его построили раньше, чем Москву. Пётр Первый хотел сделать Санкт-Петербург столицей России, но потом передумал. Поэтому сейчас Санкт-Петербург называют второй столицей России, или Северной столицей России. К достопримечательностям Санкт-Петербурга относятся Зимний Дворец, Петропавловская крепость, разводные мосты (показывают и кратко описывают). Герб Санкт-Петербурга (цветное изображение) представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из неё Андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединённых Андреевской лазоревой лентой. Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два перевернутых белых якоря — морской и речной, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Сейчас Санкт – Петербург считается одним из красивейших городов мира.

Ведущий: - Всё верно рассказали о двух главных городах России.

4 конкурс  «Собери сувенир» (Звучит гонг).

Ведущий: А какие народные символы характеризуют Россию?               С какими предметами, растениями гости России ассоциируют её?  Когда приезжают иностранцы к нам в страну, какие сувениры они хотят приобрести?

Дети: матрёшка, самовар, берёзка, каравай.

Ведущий: Выбирайте конверты, доставайте пазлы. Кто быстрее соберёт сувенир для иностранцев!

Дети на столах собирают, кому что досталось: самовар или матрёшку. Рассказывают о сувенире.

Дети о Матрешке: Матрёшка – это тепло и уют в доме. Матрёшка – она мать, которая символизирует собой семью. А в ней – мелкие матрёшки – это дети разного возраста, и даже внуки. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно точно исполниться.

Дети о Самоваре: Самовар - символ застолья, щедрого, душевного, с обилием пирогов и чая. Чем больше чая, тем лучше. Народ придумал пословицу: гость в дом – самовар на стол. Таковы русские традиции. Сейчас самовар – сувенир.

Ведущий: - Ну, молодцы, справились с заданием, собрали сувениры, я думаю, гости нашей страны будут вам благодарны.

5 конкурс «Вспомни и назови пословицу о Родине»

Ведущий: Наш народ тоже восхваляет свою страну и сложил много пословиц о Родине, а какие вы назвали, если бы сами приехали зарубеж? (Дети по очереди называют пословицы)

Ведущий: Да, ребята, в народе с давних времён любовь к Родине выжалась не только в пословицах, но и делом.

6 конкурс «Знаменитые люди России» (звучит гонг), Приложение 1.

Ведущий: - В нашей стране люди живут дружно, они приветливы, добры, сильны духом. Есть много замечательных людей, которые своими делами, поступками прославили нашу Родину. Внимание, вопрос! Вам нужно назвать имя человека, и рассказать чем он прославил Россию?

Портреты знаменитых людей демонстрируются детям на экране.

Дети: Пётр Первый  - это первый русский царь. Он прославил Россию тем, что построил первый флот и разгромил врагов, которые хотели захватить Россию.

Георгий Константинович Жуков  - это  маршал Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны, он многое сделал, чтобы наша армия победила. Он руководил захватом Берлина, под его командованием наша армия одержала победу 9 мая 1945 года.

Юрий Гагарин – первый космонавт не только нашей страны, это первый человек, полетевший в космос.

Валентина Терешкова – это лётчица повторила подвиг Юрия Гагарина. Первый космонавт – женщина.

Алексей Немов – это четырёхкратный чемпион мира по спортивной гимнастике. Начинал карьеру в Тольятти. Является Почётным гражданином города Тольятти.

Виктор Николаевич Поляков – первый директор ВАЗа. Почётный гражданин Тольятти. Под руководством В.Н.Полякова в короткие сроки был создан наш завод. Он поднял наш город. Одна из новых улиц нашего города названа в честь В.Н. Полякова.

Ведущий: - Я очень рада, что вы знаете знаменитых людей, которыми можно гордиться.

7  конкурс «Государственные праздники» (домашнее задание).

Ведущий: Наш народ славен и добрыми делами и умением повеселиться. Давайте вспомним народные праздники. Это было ваше домашнее задание.

Команды загадывают друг другу загадки по очереди

Ведущий: Начинает команда «Родные просторы», вам слово.

  1. Идёт парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный….(День Победы)

  1. Музыка, флаги, шары и цветы,

Столько весенней вокруг красоты

Первого мая отметим всегда

Радостный праздник…(Весны и труда)

Ведущий: Продолжает команда «Раздолье».

  1. Чтоб на всей большой земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

день…(Защитника отечества)

  1. Если нам куда – то надо, путь найти поможет карта

Если нам нужны награды, быстрый бег начнём со старта…

А весной мы встретить рады женский день…(8 марта)

8 конкурс «Песни о Родине»

Ведущий: Да, много праздников у русского народа. Любит он и танцевать, и петь. Давайте тоже споём! Объявляется конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений.

Команды по очереди исполняют песни о Родине:

- «Край Родной» слова и музыка Е. Гомоновой

- «Это Родина наша» слова И. Мазина, музыка А. Абрамова.

Подведение итогов викторины. Награждение команд-участниц.

Ведущий: Будущее нашей страны во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать , когда станете взрослыми людьми.

Приложение 1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки космоса»

АНО ДО «Планета детства «Лада»ДС № 99 «Капелька»        Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группына тему: «Знатоки космоса...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)

Конспект интегрированного занятия   в подготовительной  к школе  группе (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие детей)...

Конспект ООД с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Математика»

Тема: «Путешествие в страну Математика»Цель: Закрепить знания, полученные в течение года: упражнять в различении геометрических фигур, развивать логическое  мышление детей (задачи на ...

«К вершине Знаний» - конспект викторины-квеста в подготовительной к школе группе.

laquo;К вершине Знаний» – викторина для детей старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группе. Ребятам предлагается увлекательное восхождение к «вершине Знаний»...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП) Развлечение «Математическая Викторина» с детьми подготовительной к школе группы №7 "Сказка"

Цель:Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь....

«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной  к школе  группе "Путешествие в страну уральского фольклора"Программное содержание:Познакомить с характерными чертами уральског...