Взаимодействие педагогов логопедической группы с родителями для успешной реализации проекта «В первый класс без дефектов речи»
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Вовк Юлия Викторовна

  "Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе". 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_rab._s_semyoy.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС КВ №17 «Весёлые гномики» с.Небуг

Взаимодействие педагогов логопедической группы

 с родителями для успешной реализации проекта

«В первый класс без дефектов речи»

Воспитатель: Вовк Ю.В.

2015г.

Взаимодействия педагогов с родителями для успешной реализации целей проекта.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как показывают современные социологические, психологические и педагоги-ческие научные исследования, а также состояние практики, нужду в конструкти-вном взаимодействии испытывают сегодня как детский сад, так и семья.

 Родители дошкольников запрашивают от педагогов детского сада взаимодей-ствия, характеризующегося доверием, ответственностью, всесторонним вниманием к каждому ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию.

 В свою очередь, педагоги ожидают от родителей заинтересованного отношения к решению проблем личностного развития дошкольника, разделения ответствен-ности с родителями в воспитании детей, активности в установлении разнообразных связей со специалистами детского сада. 

В трудах педагогов Е.П. Арнаутова, В.М Иванова, В.П.Дуброва раскрываются причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями: низкий уровень социально-психологической культуры участников педагогического процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения. 

В настоящее время путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и детском саду. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в МДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. 
   Кроме того, современная семья переживает серьезный кризис, который выражает-ся в углублении трудностей семейного воспитания: у молодых родителей отсутству-ет осознанное отношение к их роли, снижена социальная установка на воспитание и образование детей поэтому отмечается противоречивость представлений о целях воспитания и закономерностях психического развития ребенка, отсутствует адекватное представление о серьезности речевой патологии у ребенка. 

    Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих преемственность семейного и общественного воспитания, определил: 
- В Законе РФ "Об образовании" указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и
равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". 
- В "Концепции дошкольного воспитания" акцентировано внимание на следующем положении: "Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе" [4;11]. 
  Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями . 
  Еще один известнейший русский педагог В.А. Сухомлинский полагал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями . 
    Значение и сущность педагогической помощи семье в новой социокультурной ситуации, деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей раскрыты в работах Н.М. Бутыриной, Г.В. Глушковой, Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, А.В. Меренкова. Авторы подчеркивают, что незнание родителями методов коррекционно - развивающей работы с ребенком отрицательно сказывается на развитии детей. 
   Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям освещалась в работах И.В. Гребенникова, Г.И. Легенького, А.М.Низовой, Н.П.Харитоновой и др.

Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. 

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

       Поэтому важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей.

Целью работы с родителями является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений педагогов с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

      Одним из путей повышения педагогической подготовленности родителей нам видится использование разнообразных форм работы с семьей с целью максималь-ного вовлечения родителей в процесс коррекционной работы с детьми. Необходимо, чтобы детский сад стал "открытой" системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия, должны быть уверены в хорошем отноше-нии педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо видеть ребенка в разв-итии, создавать условия для проявления положительных черт и привлекать к ним внимание родителей. Доверие родителей к педагогу основывается на уваже-нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания. 
    В основе сотрудничества педагога с семьей в процессе коррекционного воздействия лежат следующие принципы:

* принцип сотрудничества между родителями, педагогами и ребенком; 
* принцип взаимосвязи диагностики и коррекционно-развивающего процесс; 
* принцип учета интересов родителей; 
* принцип информационного обеспечения; 
* принцип комплексного подхода к сотрудничеству семьи и МДОУ.

Взаимодействие с семьей по развитию речи детей, имеющих общее недоразвитие речи лучше проводить в  детском саду в системе, состоящей из трех блоков: аналитический, практический и оценочный. 
     В аналитический блок включается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. С целью выявления актуальных проблем взаимодействия детского сада и семьи проводилось анкетирование родителей. Выявленные данные определили формы и методы дальнейшей работы. Также данный блок включил
взаимодействие с родителями по двум взаимосвя-занным направлениям: 
1) просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки); 
2) организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами. 
Для реализации данного направления выбираются
соответствующие формы взаимодействия:

* приобщение родителей к педагогическому процессу; 
* расширение сферы участия родителей в организации жизни МДОУ; 
* пребывание родителей на занятиях; 
* создание условий для творческой самореализации родителей, детей; 
* информационно-педагогические материалы, выставки детских работ; 
* разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Второй блок условно  называется "практическим".

 В рамках этого блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач, связанных, в основном, с развитием речи дошкольников. К этой работе привлекаются специалисты детского сада: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. 
На этом же этапе проводится  работа по осмыслению педагогами важности семьи в воспитании и обучении ребенка с нарушениями в речевом развитии: организовывались педагогические беседы и консультации. 
     Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводятся  мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения:

* занятия, целью которых является повышение психолого-педагогической родительской компетентности; 
* организация встреч родителей со специалистами МДОУ, с администрацией МДОУ; 
* совместное планирование и проведение досугов, развлечений, праздников, игр и выставок; 
* организация Дня открытых дверей (участие родителей в образовательном процессе, посещение открытых занятий, организация бесед, диспутов и дискуссий по проблемам развития речи детей); 
* совместное оформление групповых комнат, кабинетов;  
* оформление информационных стендов для родителей.

 Активно внедряются нетрадиционные формы сотрудничества с семьей: экспресс-выставки научно-методической литературы, оформление мини – музеев и рубрики "Детский сад, семья и я" в информационном уголке, мастер-классы с участием узких специалистов детского сада. 
    С целью оценки эффективности проведенной работы вводится  третий блок – контрольно-оценочный.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются  оценочные листы, в которых они могли отразить свои отзывы. 
   Такая система описанной работы перспективна: речевое развитие детей достигает высокого уровня, однако она требует следующих условий: выявление картины внутрисемейных отношений, осуществление просвещения родителей специалистами, обучение родителей
несложным приемам коррекции речи и осуществление эмоционально-психологической поддержки семьи в виде индивиду-альных психотерапевтических бесед. 

Работа с родителями осуществляется воспитателем в значительно большем объёме, чем логопедом и другими специалистами ДОУ. Воспитатель в логопедичес-кой группе помимо работы, выполняемой в обычной группе ( консультаций по воп-росам воспитания и обучения; изготовления папок-передвижек и другого нагляд-ного материала; оформления информационного стенда для родителей) осуществляет специфические формы работы с родителями.

 Такой формой работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради воспитанника. Родителям не всегда понятны термины(например, слоговая структура), названия некоторых звуков (ль, й, нь, сь), принцип выполняемого задания ( составить схему, отхлопать слово). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям всё внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий.

Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, вовремя приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома.

Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который был пройден на занятии, записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Другая специфическая форма работы с родителями – собрания и открытая НОД. Виды НОД в течение двух лет чередуются, чтобы продемонстрировать разнообразие учебной деятельности. В повестку дня  такого собрания включаются консультации, проводимые в зависимости от темы логопедом или воспитателем.

Наиболее актуальны темы для консультаций, проводимых воспитателем: «Как отвечать на детские вопросы», «Игра в жизни ребенка», «О воспитании у детей самостоятельности», «Развиваем мелкую моторику» и т. п. Такие консультации должны быть предельно ясными, четкими, содержали конкретный материал.

На семинарах - практикумах родителям предлагается к изучению теоретических основ темы и дается возможность самим попрактиковаться в тех или иных действиях с предметами, игрушками или дидактическими пособиями.

На собраниях -  диспутах предлагаются различные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Следовательно, сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями включает в себя разнообразные формы: анкетирование,  консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи на родительском собрании, круглые столы, презентации, наглядная информация в родительских уголках, выпуск газеты, семинары-практикумы и др.

В результате просветительской работы каждый родитель должен иметь представление о необходимости систематической, длительной работы с ребенком.
      Таким образом, развитие речи детей не должно ограничиваться рамками программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении и сводиться лишь к подаче знаний ребенку в процессе занятий.

Только творческое сотрудничество совместно с семьей даст положительный результат. 

Список использованной литературы:

* Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с. 
* Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] /Е.С.Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 95 с. 
* Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании" 
* Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – N 5. – С. 10-23 
* Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В первый класс без дефектов речи

Речь – это использование языка в целях общения. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка р...

Доклад на родительском собрании «В первый класс – без дефектов речи»

До 5 лет звукопроизношение ребенка характеризуется физиологическим несовершенством. Но любые недостатки, даже если это простая замена звука, после 5 лет нельзя назвать нормой. К этому возрасту нормаль...

Статья "Особенности взаимодействия воспитателей логопедической группы с родителями"

В статье указаны основные моменты работы с родителями логопедической группы, на которые нужно обратить внимание воспитателям....

Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО

Плодотворное сотрудничество семьи и специалистов образовательной организации зависит от взаимного отношения. Оптимально, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенк...

Консультация для родителей на тему: «В первый класс - без дефектов речи»

Консультация для родителейна тему:«В первый класс - без дефектов речи»...

Тема: «Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО»

Тема: «Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО»...

В первый класс без дефектов речи

Материал для родителей по автоматизации звуков в речи...