Главные вкладки

    «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»
    консультация на тему

    Жалнина Ольга Николаевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_mladsh34.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тамбовская область р. п. Мучкапский

    МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

    Доклад на тему:

    «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»

    Подготовила: Жалнина О. Н.

    Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека. А так же целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

    Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

    Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей, не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.

    Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую «бьются на смерть». . В настоящее время  все чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

    Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

    Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

    Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;

     Задачи:

    Для детей:

    -познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

    -воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,

    - воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой,

    -  вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках,

    -  мириться,

    -  учить ласковому отношению к животным.

    - обогащать и расширять словарный запас детей;

    Для родителей:

    -создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;

    -развитие совместного творчества родителей и детей;

    -развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

    -заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

     

    Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО.

    Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

    Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

    Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

    Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

    Язык сказки доступен ребенкуСказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкойСказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

    Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

    Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

    Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность.

    С целью формирования культурно – толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща).  Сказка «Репка» учит преодолевать  любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

    Закончить своё выступление хочется словами Л. Н. Толстого:

    «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».

    Материал взят с сайта: http://nsportal.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

    Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

    Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

    Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

    Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

    Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

    "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста".

    В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системо...

    Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

    Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

    «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    В статье описывается значимость духовно-нравственного развития дошкольников....

    Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

    laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...