ФОРМИРООВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
консультация (подготовительная группа) на тему

Исаева Оксана Анатольевна

На дошкольном этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения), направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Поэтому мы, педагоги, должны уделять большое внимание формированию коммуникативной активности детей через познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsiyu.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРООВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                                           Исаева О.А.

                                                                         МБДОУ «Лямбирский детский

                                                                        сад №3  комбинированного вида»

        

        Все мы с вами знаем, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы - взрослые.
        Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания,  “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

         Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому, я считаю, тему моей работы «Формирование коммуникативной активности дошкольников через познавательную деятельность», актуальной.

Её целью является развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками через познание.

По моему мнению, правильно организовать познавательно-речевое развитие можно при активной любознательности у дошкольников, формировании представлений об окружающем мире, сенсорном воспитании. И конечно основное - это речь педагога,  которая имеет обучающую и воспитательную направленность.

Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще дети воспринимают нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.  Детям  нужно давать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего они используются.  

В работе по развитию речи  я использую следующие формы совместной деятельности:

-наблюдение и элементарный труд в природе;

- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

- слушание художественной литературы с использованием ярких красочных       картинок;

-инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;

- игры на развитие мелкой моторики рук;

-дидактические игры и упражнения;

-бытовые и игровые ситуации;

-элементарное экспериментирование.

В  моей группе оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей.

Материал этой зоны содержит в себе:

-оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов,

- разнообразные коллекции;

-мини-библиотеку;

- демонстрационный и иллюстративный материал;

-дидактические и настольно-печатные игры разной направленности.

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому я стараюсь использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. В моей педагогической копилке есть множество картотек игр  и упражнений разной направленности:

Сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления  детей об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Строительно-конструктивные, развивающие конструктивные способности, расширяющие знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-драматизации, способствующие более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизирующие речь дошкольников.

Дидактические игры. Они занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Всё шире в последнее время  я использую  игры-эксперименты.

Игры-эксперименты - это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Схемы-модели - для заучивания стихов отгадывания загадок.

Мнемотаблицы - для составления  и пересказа рассказов.

Сказки-подсказки. Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику.

Чтобы достичь желаемого результата, я работаю в тесной взаимосвязи с родителями. В октябре 2015 года было проведено анкетирование родителей по проблеме коммуникативной активности дошкольников, в результате, которого выявлено, что родители следят за речью своих детей, но у них есть желание узнать новые способы работы по совершенствованию речи дошкольников.                 Поэтому мы пересмотрели свои формы работы с родителями  и чаще стали использовать  круглые столы, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.

Опыт работы показывает, что на дошкольном  этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения), направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Поэтому мы, педагоги, должны уделять большое внимание формированию коммуникативной активности детей через познавательную деятельность.

Литературы

1. Вахрушева Л.Н. « Познавательные сказки для детей 4-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. Иванищина О.Н., Румянцева Е.А.«Развитие связной речи детей. Образовательные ситуации и занятия. Средняя группа» Волгоград: Учитель 2014.

3 Логинова В.И. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» С.П. «Акцидент» 1999.

4. Парамонова Л.А., «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва 2015.

5. Шорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия»  Москва, .2010.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"

Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Как же нам, педагогам...

Программа по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.

Создание условий для формирования основ  познавательной активности....

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность"

ГАОУ ДПО города Москвы "Московский центр качества образования"Выступление на вебинаре 2017.01.26 Направление вебинара "Качество дошкольного образования"Тема вебинара "Раз...

развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность

Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность...

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнк...