Развитие познавательных интересов у детей 4-х лет через экспериментирование
методическая разработка (средняя группа) на тему

Пухлякова Елена Алексеевна

Последовательность экспериментов с детьми в осенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperim_proekt.docx85.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка  детский сад  первой категории № 1 «Русалочка»

п. Гигант Сальского района

                                                                                                                 

        

Проект  

в средней группе

по теме:

 «Развитие  познавательного интереса у детей через экспериментирование»

 

Авторы проекта

Пухлякова Е.А. - воспитатель

п. Гигант 2016уч. год

Тип проекта: Познавательно – исследовательский.

Срок проекта: сентябрь - ноябрь2016 года.

Участники проекта: Автор проекта - воспитатель Пухлякова Е.А,  участники -  дети общеобразовательной группы  4-5 лет «Звездочки», и  их родители.

Цель проекта :. Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

Задачи:

 1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
2. Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
3. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
4. Учить детей измерять предметы различными способами, 
показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
5. Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
6. Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
7. Выявить свойство предметов – массу; познакомить с   прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
8. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
9. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

                                              Ожидаемые  результаты:

 1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.

                                           

                                          Актуальность проблемы:

 На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

                                              Этапы проекта:

I.Подготовительный 

Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»;

Основной этап:

Эксперименты с водой, с тонущими и плавающими предметами.

Игры с красками.

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
Работа  с родителями – консультирование по теме.
«Создание условий для экспериментирования детей дома», «Экспериментируем дома».

Заключительный этап:

Создание альбома «Измерим все вокруг».

Работа с детьми по проекту:

Экспериментальная деятельность.

Дидактические игры.

Пальчиковые игры

Прогулки, наблюдения.

Образовательная деятельность.

Чтение художественной литературы, загадывание загадок, беседы .

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка  детский сад  первой категории № 1 «Русалочка»

п. Гигант Сальского района

Фотоотчёт по проекту 

                                         2 этап: Основной.

             Перспективное планирование по проекту.

Образовательная область

Форма

Цель

Сроки

Физическое развитие.

Дидактическая игра "Чей шарфик длиннее 

Учить измерять длину шарфа путем наложение друг на друга, развешивания одежды;  закрепить представление о том, как одеваться когда холодно.

сентябрь

Дидактическая игра "Измерим всё вокруг,, Измерение роста детей, измерение группы различными мерками, самый высокий в группе, "

 Упражнять в классификации предметов одежды и посуды.

Закрепить назначение предметов и их хранение..

сентябрь

Подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения «Солнышко», « День - ночь» п/и  «Солнышко и дождик», «Через ручеёк»,    «Птички и птенчики»,«Скворечники», «Поймай комара», «По ровненькой дорожке».

 «Солнышко», «Капель», «Весна»,                                  «Одуванчик», «Птички», «Дождик».

                                   

развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.

В течении всего года

Самые длинные волосы, самая длинная юбка»

Учить измерять одежду разной длинны.

Образовательная область

Форма

Цель

Сроки

Социально - коммуникативная

Домики для лисы и зайца

Поезд для путешествий

Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: сверху, вниз, слева направо

Учить различать и выбирать нужные геометрические фигуры: круг, квадрат; упражнять в раскладывании указанного количества предметов (много или один), расположенных слева направо одна от другой; развивать воображение

сентябрь

Октябрь

Игровая ситуация на прогулке "Расскажи Мишке,  почему вес бывает разный , чем можно измерять длину?»

Учить отвечать на вопросы взрослых расширять кругозор детей.

В течении всего проекта

Беседа "Кто помогает соблюдать чистоту и порядок? «толщина льда », «Ног немочи – не становись в лужи»"

Закрепить понятие измерения и соблюдение мер безопасности .

ноябрь

Дидактическая игра" У нас порядок"

Формировать знания о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место; закреплять представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье

В течении проекта

Образовательная область

Форма

Цель

Сроки

Познавательное развитие

«Гараж»

1.Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначена.

2.Закреплять умение различать пространственные характеристики объектов (высота – длина).

Октябрь

Постройка моста.

1.Учить строить мост в соответствии с его назначением.

2.Развивать умение перестраивать свой конструктивный опыт в соответствии с новыми задачами.

3.Развитие понимания эстетики детских построек.

ноябрь

Дидактическая игра"Угадай что длиннее

Закрепить знания об овощах  и фруктах, умение определять их длину на глаз

октябрь

Дидактическая игра измерис стол "".

Учить детей приему измерения   стола разными мерками .

ноябрь

Образовательная область

Форма

Цель

Сроки

Речевое развитие.

Составление рассказа «Утренние лучи».

1.Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.

2.Закреплять умение устанавливать многообразие связи в сказке, мотивы поведения героев.

3.Воспитывать усидчивость, умение слушать товарища, не перебивая его.

В течении всего проекта

    октябрь

 

    ноябрь

В течении всего проекта

Образовательная область

Форма

Цель

Сроки

Художественно-эстетическое развитие

Рисование :  Солнышко,

солнышко где твои лучики.

»

Рисование «Украсим полотенце»

Составление композиции из нескольких

элементов разной формы. Развитие чувства формы и композиции.

Освоение изобразительно-

выразительных средств для передачи

трансформации образа: рисование ветки с

почками и наклеивание листочков.

сентябрь

октябрь

Шарфики для матрешек

Строить сериационный ряд по правилу: расположить предметы в том порядке, который определен устной установкой.

Ноябрь

.

Стихотворения, О.Широких «Кузнечик», Лесная газета – Дош. воспитание №6 1991год

Кто, где живет?, у кого дом лучше всех?, кто из чего строил себе дом?.,

Учить слушать, запоминать, развивать речь детей, активизировать словарь детей, отвечать на вопросы воспитателя.

В течении всего проекта

Форма

Цель

Сроки

Работа с родителями

Консультация, Создание условий для экспериментирования детей дома»,

»

Выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдение принципов здорового образа жизни в семье.

В течении всего проекта

Консультация "«Экспериментируем дома».

 

Формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребенка в холодное время года.

.

ноябрь

.

".

.

                                             3 этап :Результативный

 Итоги проекта

- желание детей наблюдать за природными явлениями, рассказывать о них,

-  интерес детей к экспериментальной деятельности

- значительное обогащение словаря

 Выставка работ детей по проекту.

                    Методическая копилка к проекту

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Скворечники»

Цель:  учить  бегать  врассыпную,  не  наталкиваясь  друг  на  друга;  ориентироваться  в  пространстве; выполнять правила игры. Развивать внимание, ловкость.

Ход  игры:  на  площадке  чертятся  круги:  на  один  меньше  числа  играющих.  Это    - скворечники. Все дети – скворцы. Они  «летают» по площадке врассыпную. На сигнал: «По домам»  -  все   бегут   к   скворечникам.   Кто-то   из   детей   остается   без   скворечника.   Игра  повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети  возвращаются, у каждого оказывается скворечник.

 «Солнышко и дождик»  

 Цель: учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на   площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.

 Ход  игры:    дети  сидят  на  стульях  вдоль  комнаты,  это  их  «дом».  Воспитатель  мотрит  в  окно  и  говорит  «Какая  хорошая  погода,  идите  гулять!».  Дети  встают  и   идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап  –  кап!».  Постепенно  дождь  утихает  и  воспитатель  говорит  «Идите  гулять.  Дождь   перестал!». Игра повторяется несколько раз.

 «Поймай комара»

 Цель:  упражнять  детей  в  прыжках  (подпрыгивание  на  месте).  Развивать  умение   согласовывать движения со зрительным сигналом.

 Ход игры:     играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к   центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1-  1,2  метра  с  привязанным  на  шнуре  картонным  комаром.  Длина  шнура –  50  см.   Воспитатель  обводит  прутом,  «кружит  комара»,  немного  выше  головы  играющих.   Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот,   кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом   круг.  

 «Птички и птенчики»    

 Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга. Развивать у   детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место.

 Ход  игры:  дети  делятся  на  3-4  группы  по 5-6 человек,  каждая  группа  имеет  свой   домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать.   По  слову  воспитателя  «Полетели!»  -  птенчики  вылетают  из  гнезда.  Летают  около  дома,  помахивая    руками  – крыльями.  Птички  –     матери  улетают  подальше,  за  кормом. По слову воспитателя  «Домой!»  - птички –  матери  возвращаются  и  зовут  птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются кружок и птичка – мать кормит  их воображаемыми червячками.  

«Через ручеёк»

Цель: учить детей перепрыгивать с одного места на другое, действовать по сигналу  воспитателя,      ориентироваться   в   пространстве.   Развивать   ловкость,   внимание,  координацию движений.

Ход игры: на площадке чертится две линии на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой  – это ручеёк. Играющие   стоят   у   черты,   они   должны   перейти   ручеёк   по   камешкам   (четко  начерченным кружкам), не намочив ног.  Те,  кто  оступились  –  намочили  ноги,  идут  сушить  их  на  солнышко  –  садятся  на  скамеечку. Затем они снова включаются в игру.

«По ровненькой дорожке» 

Цель:  учить  выполнять  движения  по  тексту:  ходьба,  прыжки,  приседания;  ориентироваться        в   пространстве.       Развивать     внимание,      координацию  движений.

Ход  игры:  дети  свободно  группируются  или  строятся  в  колонну  и  идут  гулять.  Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,  

По ровненькой дорожке  

Шагают наши ножки.  

Раз-два, раз- два.  

По камешкам, по камешкам.  

По камешкам, по камешкам...  

В яму — бух!

При   словах      «По   ровненькой   дорожке»   дети   идут   шагом.   Когда   воспитатель  говорит:«По камешкам, по камешкам», — они прыгают на двух ногах, слегка про- двигаясь вперед.  На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли  из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет  стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,  

По ровненькой дорожке,  

Устали наши ножки,  

Устали наши ножки.  

Вот наш дом —

Здесь мы живем.  С окончанием текста дети бегут в дом (заранее договаривают, где будет дом  — на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

                                   

                               Дидактические ИГРЫ

«Сложи картинку»

Цель:  учить   складывать  целое  из  частей,  называть  предметы,  изображенные  на  картинках; развивать внимание, речь, умение доводить начатое до конца.

«Что перепутал художник?»

Цель:   учить   замечать   несоответствия   на  картинках,   называть    их;  развивать  наблюдательность, смекалку, речь.

« Что такое хорошо и что такое плохо »

Цель:   уточнить   представления   детей   об   экологически   правильном   поведении;  развивать внимание, наблюдательность, связную речь.

«Чей малыш?»

Цель:   учить  называть  животных  и  их  детенышей;  подбирать  соответствующие  картинки; развивать речь, внимание, память.

«Времена года»

Цель:   учить   называть   времена   года   по   картинке;   их   характерные   признаки;  развивать связную речь.

«Кто где живёт?»

Цель:  учить  называть  животных,  их  место  обитания;  развивать  речь,  внимание,  память.

«Одень куклу»

Цель:  учить  называть  предметы  одежды;  подбирать  одежду  по  сезону;  развивать  речь, внимание, память.

Игры-забавы «Солнечные зайчики»

Цель:    обеспечить   профилактику     эмоционального      перенапряжения     у  детей,  доставить радость.

«Плывут-плывут кораблики»

Цель:  учить  пускать  кораблики  в  лужице,  продолжать  знакомить  со  свойствами  предметов   (легкие   предметы    не  тонут   в  воде).   Расширять  словарный    запас  понятиями, связанными с наблюдаемыми явлениями.

«На прогулке»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные  состояния, снятие психо-эмоционального напряжения.

Ход:  педагог предлагает детям следующие игры-тренинги. « Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, котику тепло, он  потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие,  блаженство).

«Теплый ветерок».

 Подул ветерок, он теплый, нам приятно.

«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, на

«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

 

                   Игры для экспериментирования

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
Пластмасса – любые предметы или игрушки.
Резина.
Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Вода

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Бассейн

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить).Расставьте  стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

                           

                       

               

 

                      ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

                                  «Росточек»

Из земли торчит росточек         Правая рука ладонью вверх, пальцы собраны в  

                                 щепотку

Это будущий цветочек.            Левая рука поднята, кисть опущена, пальцы  

Дождик, дождик, поливай!         расслаблены. Пальцы быстро шевелятся (идет  

                                 дождь)

Ты, цветочек, подрастай!         Правая рука медленно поднимается вверх

Вверх тянись, старайся!          Медленно развести пальцы правой руки  

Солнцу открывайся.               (распустился цветок)

                                  «Кораблик»

Раз – плывем на корабле,             Загибать на счет по одному пальчику на каждой  

Два – купаемся в реке,                руке

Три – плывем на лодке,

На четыре и на пять

Прилетела к нам вчера                      Махать ладошками

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек                       На каждое название насекомого загибать  

И веселый мотылек,                          пальчик

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                   Сделать кружочки из пальчиков и поднести  

                                                                      их к глазам

Пожужжали, полетали,                    Махать ладошками

От усталости устали.                  Положить ладони на стол

                                    «Доброе утро»

Стучат всё громче дятлы,              Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце,              Ладони    сомкнуты    "ковшом",   поднимаем  

Чтоб землю нашу греть.               руки  вверх,  раскрываем   ладони,  боковые  

                                      части   остаются     прижатыми,      пальцы  

                                     растопырены.

Бегут ручьи под горку,                Выполняем руками волнообразные движения  

Растаял весь снежок,

А из под старой травки                       Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...                   Ладони раскрываются, боковые стороны  

Раскрылся колокольчик                    рук соединяются, пальцы раскрыты,  

                                            полусогнуты (чашечка цветка)

В тени там, где сосна,                 Руки стоят на столе, опираясь на локти.  

                                                Пальцы сжаты в кулак.

Динь-динь, звенит тихонько,             Качаем кистями рук в разные стороны,  

Динь-динь, пришла весна.                       проговаривая "динь-динь".  

                                        Качаем кистями рук в разные стороны,  

Динь-динь, звенит тихонько,                    проговаривая "динь-динь".  

Динь-динь, пришла весна.  

Мы купаемся опять.  

                                       

             

                               ФИЗМИНУТКИ

   «Капель»                                        «Солнышко»

  Кап-кап, я капель,                          Светит, светит солнышко,

  У меня в апреле                            Мы сажаем зернышки,

  На весеннем тепле                          Посыпаем их землей,

  Капельки поспели.                          Поливаем их водой.

  Кап-кап, на скамью,                         Светит, светит солнышко,

  Детям на игрушки,                          Проросли все зернышки.

  Кап-кап воробью                            Распустились лепесточки,

  Прямо по макушке.                           Стали алыми цветочки.

.

«Одуванчик»                                       «Птички»

Одуванчик, одуванчик!                                           Маленькие птички,

Стебель тоненький, как пальчик.                         Птички-невелички,

Если ветер быстрый-быстрый                                 По лесу летают,

На поляну налетит,                                                  Песни распевают.

Все вокруг зашелестит.                                          Буйный ветер налетел,

Одуванчика тычинки                                             Птичек унести хотел.

Разлетятся хороводом                                           Птички спрятались в дупло,

И сольются с небосводом.                                  Там и тихо, и тепло.

                             

                                          «Дождик»

Капля первая упала – кап!                     Туфли - посмотрите

И вторая прибежала – кап!                    Мокрыми стали.

Мы на небо посмотрели:                       Плечами дружно поведем,

Капельки «кап-кап» запели.                   И все капельки стряхнем.

Намочили лица.                                От дождя убежим,

Мы их вытирали.                              Под кусточком прыг

                                           

                                                   НАБЛЮДЕНИЯ

                                                       За солнцем.

Цель:  учить  замечать  изменения,  происходящие  в  природе  весной.  Развивать  речь,  мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

                                                     За небом.

Цель:  учить  детей  обращать  внимание  на  состояние  неба,  определять,  какое  оно.  Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес к окружающему миру.

                                                       За ветром.

Цель: учить определять ветер и  силу ветра, уточнить, какой бывает ветер весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

                                                   За птицами.

Цель: расширять представления о птицах (внешний вид, как передвигаются, что едят,  перелетные     или   зимующие).     Развивать    внимание,    наблюдательность,     память.  Воспитывать интерес к природе.

                                                   За насекомыми.

Цель:  расширять  знания  детей  о  жизни  насекомых.  Расширять  словарный  запас  детей. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

                                                   За деревьями.

Цель:  дать  детям  понятие  «почки»,  рассказать,  когда  они  появляются;  расширять  представления  детей  о  деревьях,  об  их  значении  в  нашей  жизни.  Развивать  речь,  мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

                                                     За  дождем.

Цель:    формировать     реалистические     представления     об   окружающей      природе.  Расширять представления и знания детей о явлениях природы весной. Развивать речь,  внимание,  наблюдательность,  память.  Воспитывать  интерес          к  явлениям  неживой  природы.

                                                     За лужами.

Цель:  продолжать  знакомить  детей  со  свойствами  воды.  Развивать  речь,  внимание,  наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.                                                          

                                                        ЗАГАДКИ

Зазвенели ручьи,                                  (Ветер) 

Прилетели грачи.

В улей пчела

                                                                                    Пушистая вата

                                                                                    Плывет куда-то.  

                                                                                    Чем вата ниже,  

 

                                                                                     Тем дождик ближе.

                                                                                         (Облака)

                                                                               Меня часто зову                                                                            Дожидаются, ,

                                                                                 А приду -  от меня убег                                                                                    В летний солнечный денек  

Растет она вниз головою,

                                                                                    Золотой расцвел цветок.  

 Не летом растет, а зимою.

                                                                                   На высокой тонкой ножке

 Но солнце ее припечет  

                                                                                    Все дремал он у дорожки,  

Заплачет она и умрет.

                                                                                      А проснулся

(Сосулька)

                                                                                    Улыбнулся:

                                                  -                                 Вот пушистый я какой!  

Ты весь мир обогреваешь  

                                                                                      Ах, боюсь,

И усталости не знаешь,  

                                                                                      Что разлечусь.

Улыбаешься в оконце,  

                                                                                    Тише, ветер луговой!

И зовут тебя все ... (солнце). 

                                                                                    (Одуванчик)

Я всегда со светом дружен,

                                                                                       На откосе, на лугу,

Если солнышко в окне,

                                                                                         Желтые глазочки.

                                                                                           Босиком на снегу,

Я от зеркала, от лужи

                                                                                         Первые цветочки –

Пробегаю по стене.

(солнечный луч) 

                                                                  (мать-и-мачеха)

Бегу я, как по лесенке,  

По камушкам звеня,                                Шевелились у цветка  

Издалека по песенке                               Все четыре лепестка.  

Узнаете меня.                                     Я сорвать его хотел

(ручеек)                                           Он вспорхнул и улетел.

                                                   (Бабочка)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,                                 На шесте -  дворец,

Налечу, засвищу,                                   Во дворце -   певец.

 Даже шапку утащу.                                (Скворец)

 А меня не видать, кто я?

 Можешь угадать?

                                   

           муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка  детский сад  первой категории № 1 «Русалочка»

п. Гигант Сальского района

                                                 Консультации для родителей

                                                   Экспериментируем   дома

     

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду.

Тема:  «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Выпаривание  соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью.

                                 \Тема:  «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта.  Обратите внимание на то, что пар –  это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

    Тема: «Свойства  веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных  сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух  и  его  свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух  вокруг  нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха,он держится за их счет, как на «надувной подушке». 

Тема:  «Плавание  тел»

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Тема: «Секретное письмо»

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики — таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

Вариант 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода,  замерзая, освобождается от солей и сахара.

                                 Тема: «Снежные цветы»

ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: соломинка, мыльный раствор.

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Можно также показать ребенку, как образуется иней — в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край»

Методическая копилка

к проекту

« Развитие  познавательного интереса у детей через экспериментирование»

 

Материал подобрал:

                                                                                Пухлякова Е.А. -      воспитатель

           муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка  детский сад  первой категории № 1 «Русалочка»

п. Гигант Сальского района

                Работы детей по проекту

      ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 «Весна»                                    «Весенняя песня»  

Если снег повсюду тает,                     Травка зеленеет,  

День становится длинней,                    Солнышко блестит;

Если все зазеленело                         Ласточка с весною

И в полях звенит ручей,                     В сени к нам летит.

Если солнце ярче светит,                    С нею солнце краше

Если птицам не до сна,                      И весна милей…

Если стал теплее ветер,                     Прощебечь с дороги

Значит, к нам пришла весна.                 Нам привет скорей.

Е. Карганова                                А. Плещеев

«Весенняя гостья»                                      «Одуванчик»

Милая певунья,                                          Носит одуванчик

Ласточка родная,                                      Желтый сарафанчик.

К нам домой вернулась                           Подрастет - нарядится

Из чужого края.                                         В беленькое платьице

Под окошком вьется                                    Легкое, воздушное,

С песенкой живою:                                     Ветерку послушное.

«Я весну и солнце                                      (Е. Серова)

Принесла с собою...»  

(И. Белоусов)

                        «На весенней проталинке»

                          На проталинке жучок

                        Грел на солнышке бочок,

                         Вскоре вылез червячок,

                           А за ним и паучок.

                       Солнце скрылось за горой,

                          И отправились домой

                          И жучок, и червячок,

                           И, конечно, паучок.

                          На проталинке опять

                          Завтра будут загорать

                         Жук, червяк и паучок…

                        Будут греть другой бочок.

                           (Татьяна Гусарова)

 Весна, весна красная!                       Как  весна идет, земля гудит.

 Приди, весна, с радостью,                    Как весна пришла, вся земля расцвела.

 С радостью, с радостью,                        Весна, весна! Красным красна!

 С великою милостью:

 Со льном высоким,  

 С корнем глубоким,

 С хлебами обильными!

                                                        (русские народные потешки)

Л. Толстой «Пришла весна…»

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку  

по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, и ничего впереди себя не  

видели, и в лужу упали.

В.Сухомлинский «Мальчик и колокольчики ландышей»  

Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на  

два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький,  

тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром  

расцвел белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей.  

Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота  

цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы  

сорвать цветы. Цветы прошептали:  

— Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?  

— Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, — ответил мальчик.  

— Хорошо, — сказали Колокольчики Ландыш»'"' тихо вздохнув. — Срывай, но перед  

тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.  

Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были  

похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно  

красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле  

Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.  

— Растите, Колокольчики, — тихо вымолвил мальчик.  

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Весенний день – что ласковое слово.

Весна – цветами красна.

Солнце пригрело – все поспело.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

                                      ЗАГАДКИ

Зазвенели ручьи,                                  (Ветер) 

Прилетели грачи.

В улей пчела

                                                                                    Пушистая вата

Мед принесла.

                                                                                    Плывет куда-то.  

Кто скажет,

                                                                                    Чем вата ниже,  

Кто знает,

                                                                                     Тем дождик ближе.

Когда это бывает?

                                                                                         (Облака)

(Весной)

                                                                               Меня часто зовут,

Старый снег на солнце тает,

                                                                                Дожидаются,

Ветерок в ветвях играет,

                                                                                 А приду -  от меня

Звонче птичьи голоса –

                                                                                Укрываются.

Вот и к нам пришла…

                                                                                   (Дождь) 

(Весна)

                                                                                    В летний солнечный денек  

Растет она вниз головою,

                                                                                    Золотой расцвел цветок.  

 Не летом растет, а зимою.

                                                                                   На высокой тонкой ножке

 Но солнце ее припечет  

                                                                                    Все дремал он у дорожки,  

Заплачет она и умрет.

                                                                                      А проснулся

(Сосулька)

                                                                                    Улыбнулся:

                                                  -                                 Вот пушистый я какой!  

Ты весь мир обогреваешь  

                                                                                      Ах, боюсь,

И усталости не знаешь,  

                                                                                      Что разлечусь.

Улыбаешься в оконце,  

                                                                                    Тише, ветер луговой!

И зовут тебя все ... (солнце). 

                                                                                    (Одуванчик)

Я всегда со светом дружен,

                                                                                       На откосе, на лугу,

Если солнышко в окне,

                                                                                           Босиком на снегу,

Я от зеркала, от лужи

                                                                                         Первые цветочки –

Пробегаю по стене.

                                                                                         Желтые глазочки.

(солнечный луч) 

                                                                  (мать-и-мачеха)

Бегу я, как по лесенке,  

По камушкам звеня,                                Шевелились у цветка  

Издалека по песенке                               Все четыре лепестка.  

Узнаете меня.                                     Я сорвать его хотел

(ручеек)                                           Он вспорхнул и улетел.

                                                   (Бабочка)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,                                 На шесте -  дворец,

Налечу, засвищу,                                   Во дворце -   певец.

 Даже шапку утащу.                                (Скворец)

 А меня не видать, кто я?

 Можешь угадать?

                                   

                                                     

                           ОПЫТЫ

  Где быстрее наступит весна?

 ЦЕЛЬ: установить зависимость изменений в природе от сезона.

МАТЕРИАЛ: емкости со снегом, льдом.

 ХОД:   взрослый  вместе  с  детьми  выносит  на  улицу  форму,  наполненную  водой.   Другую  форму  наполняет  на  прогулке  снегом.  По  окончании  прогулки  заносит  в   помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за   происходящими  изменениями.  Лед  тает  дольше.  Выясняют,  где  быстрее  наступит   весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).

 Зачем зайчику другая шубка?

 ЦЕЛЬ: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой   природе.

МАТЕРИАЛ: кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани  и меховые.  ХОД: дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют,   что  зимой  она  становится  теплее.  Выясняют,  что  делать  животным,  чтобы  не  за-  мерзнуть.  Дети  представляют,  что  рука  - это  «зайчик»,  и  выбирают  ему  шубку  на   лето  и  на  зиму  (рукавички).  Выходят  на  прогулку  в  этих  шубках  и  сравнивают   ощущения  обеих  рук.  Взрослый  выясняет,  какую  бы  шубку  дети  хотели  на  зиму,   какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, с длинным мехом, пушистые).   Наблюдения зарисовывают в виде символов.

Солнечные зайчики

ЦЕЛЬ: понять причину возникновения солнечных «зайчиков».

МАТЕРИАЛ: зеркала. ХОД:   вспомнить   стихотворение   о   солнечном   «зайчике».   Когда   он   получается? Показать,  как  с  помощью  зеркала  появляются  солнечные  «зайчики».  Предложить  детям попробовать самим поймать его.  Что нужно сделать? Поймать зеркалом луч  света и направить его в нужном направлении. Как спрятать солнечного «зайчика»? Закрыть зеркало ладошкой.

Лужи – зеркала

ЦЕЛЬ:  познакомить детей с понятием «отражение». ХОД:  подойти  к  луже  и  посмотреть  в  нее.  Что  там  увидели? В  лужах  отражаются  предметы. Предложить  аккуратно постучать лопаткой  по воде,  образуя  волны.  Что  видно?   Почему   нет   отражения?      Объяснить,   что   отражение   бывает   только   в  спокойно

                                                НАБЛЮДЕНИЯ

                                                       За солнцем.

Цель:  учить  замечать  изменения,  происходящие  в  природе  весной.  Развивать  речь,  мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

                                                     За небом.

Цель:  учить  детей  обращать  внимание  на  состояние  неба,  определять,  какое  оно.  Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес к окружающему миру.

                                                       За ветром.

Цель: учить определять ветер и  силу ветра, уточнить, какой бывает ветер весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

                                                   За птицами.

Цель: расширять представления о птицах (внешний вид, как передвигаются, что едят,  перелетные     или   зимующие).     Развивать    внимание,    наблюдательность,     память.  Воспитывать интерес к природе.

                                                   За насекомыми.

Цель:  расширять  знания  детей  о  жизни  насекомых.  Расширять  словарный  запас  детей. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

                                                   За деревьями.

Цель:  дать  детям  понятие  «почки»,  рассказать,  когда  они  появляются;  расширять  представления  детей  о  деревьях,  об  их  значении  в  нашей  жизни.  Развивать  речь,  мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

                                                    За первой травкой.

Цель:    учить    рассматривать      растения.    Развивать     наблюдательность,      речь.  Воспитывать заботливое отношение к ним: не рвать, не топтать, не мять.

                                                  За первыми цветами.

Цель:   учить   находить   первый      весенний   цветок   (мать-и-мачеха),   узнавать   по  характерным особенностям, закреплять  умение  правильно  называть основные  части  растения.   Развивать   речь,   наблюдательность.   Воспитывать   умение   внимательно  слушать воспитателя и сверстников.

                                                     За  дождем.

Цель:    формировать     реалистические     представления     об   окружающей      природе.  Расширять представления и знания детей о явлениях природы весной. Развивать речь,  внимание,  наблюдательность,  память.  Воспитывать  интерес          к  явлениям  неживой  природы.

                                                     За лужами, за ручьями.

Цель:  продолжать  знакомить  детей  со  свойствами  воды.  Развивать  речь,  внимание,  наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

   Образовательная деятельность по рисованию на тему

                                              «Божья коровка»

Задачи: продолжать учить рисовать округлую форму, дополняя  ее деталями. Закреплять навыки рисования гуашевыми красками. Развивать чувство  формы и цвета. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание  стихотворения о божьей коровке. Воспитывать умение видеть красоту природы,  понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.  

Материал: тонированная бумага в  форме листочка, гуашь, кисть, банка с водой,  салфетка; картинка с изображением божьей коровки.

                                       Ход занятия:

Загадать загадку:

Сидит в траве коровка –

Черная головка.

Спинка красная в горошек,

Нет хвоста, копыт и рожек.

Молока нам не дает,

Му-у-узыкально не поет.

Почему же там и тут

Ее коровкою зовут?

Что это за коровка? (ответы детей)

Правильно. Это божья коровка.  Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок. Как нужно вести  

себя при встрече с этим насекомым? К сожалению, не все люди стараются оберегать  божьих коровок.  

Послушайте стихотворение, написанное Андреем Усачевым.  В нем рассказывается  история одной божьей коровки.  

                                           «Божья коровка»

Гуляла за городом Божья коровка,  

По стеблям травинок карабкалась ловко,  

Глядела, как в небе плывут облака.  

И вдруг опустилась Большая Рука.  

И мирно гулявшую Божью коровку

Засунула в спичечную коробку.  

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!  

Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.  

 Неужто в неволе остаться навек?  

Коровка решила готовить побег!  

О, Боже! взмолилась несчастная крошка

И вдруг увидала за шторой окошко.  

А там, за окном, все от солнца светло.  

Но к свету ее не пускает стекло.  

Однако коровка на редкость упряма:

 Образовательная деятельность по рисованию на тему

                                          «Одуванчик»

 Программное         содержание:       познакомить       детей     с    растением      –  одуванчиком,      его   строением;     продолжать      учить    рисовать     округлые   предметы,  прямые  линии.  Закрепить  умение  правильно  держать  кисть,  хорошо   промывать     кисточку   при   смене    краски.  Развивать    интерес   к  рисованию.   Воспитывать бережное отношение к живой природе.

 Материал:  картинка  с  изображением  одуванчика  –        желтого  и  белого,  зеленая,  желтая,  белая  гуашь,  тонированные  зеленым  цветом  листы  бумаги,  кисть,  банка  с   водой, салфетка.

                                              Ход занятия:

 - Ребята, отгадайте загадку:

 Есть один такой цветок,

 Не вплетешь его в венок.

 На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

 - Что это за цветок?  Правильно, одуванчик. Одуванчик одним из первых появляется  

 весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой травке.  Воспитатель предлагает рассмотреть одуванчик на картинке,  дети называют   части растений, их цвет, размер, форму.

 Дидактическая игра

«Подбери слово» Желтый, как солнышко. Круглый, как… Мягкий, как… Белый, как… Пушистый,   как… Хрупкий, как… Вот какой удивительный цветок!

 Физминутка «Одуванчик»

 - Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и   желтые лепестки сменяют белые пушинки (показать картинку).

 Золотой и молодой

 За неделю стал седой.

 А денечка через два

 Облысела голова.  Белые пушинки – это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в  

 разные стороны. И прорастают новые одуванчики.

 Ну, а мы что же, останемся без одуванчиков? Конечно же, нет! Мы же умеем с вами   рисовать.   Давайте нарисуем поляну с одуванчиками.

-

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»

Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы....

Перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района

Перспективный план работы поможет педагом построить в системе работу по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами....

Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...

Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой

Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....

Проект «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование».

Сегодня нашему обществу нужны люди самостоятельные, творческие, интеллектуальные, способные оригинально мыслить и принимать нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет...

Проект «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач,...