Формирование представлений о Космосе, как способ создания целостной картины мира и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Комарова Наталья Эрнестовна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о Космосе, как способ создания целостной картины мира и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Греческий корень слова «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. Космическое воспитание ребенка - это сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Как, работая с детьми, научить их быть наблюдательными, удивляться каждой, даже самой незначительной частичке мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой? Для этого нужна система, в которой будут сочетаться знания по астрономии, геологии, географии, истории, биологии, физике, химии, с учётом индивидуальности ребёнка, его разума, умения осмыслить и понять новое, его энергии и характера.

Только тогда ребенок достигнет понимания, что каждый сможет внести вклад в существование всех, сумеет осознать собственное предназначение, и будет стремиться к его воплощению в жизнь.

Мало  просто вывести ребенка на улицу и показать ему звезды, чтобы он ощутил причастность к Вечности. На вторую ночь ему уже захочется разобраться, как устроено звездное небо. А это ведь можно делать днем, в комнате или в группе. С помощью специально организованной развивающей среды.

Это помогает ребенку построить взаимосвязи миропорядка в его маленькой головке, потому что он стремится узнать сразу все из совершенно разных областей. Представляя мир как огромное информационное поле, которое надо возделать самостоятельно. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыты по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии в 11 классе.

Ребёнку уже сейчас, в 5 - 7 лет, это безумно интересно. И он не делит свои вопросы об окружающем мире по предметам: биология, астрономия, история. Потому что в один и тот же день его одинаково занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Логика расположения дидактического материала в пространстве и правильная последовательность презентации его ребёнку позволяют подняться со ступеньки разрозненных знаний о мире на ступеньку развития, связанную с целостным взглядом на мир.

Космическое воспитание — это такой объем знаний, который объединяет в себе знания о природе, об окружающем мире, о человеке. Эти подразделы тесно переплетаются между собой, ведь хотим мы того или нет, человек является частью Космоса и развивается по его законам. Оно должно включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое, и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых.

Взрослые, зная, что астрономия – сложная наука, боятся знакомить ребёнка с тайнами космоса. Но если перевести астрономию на понятный для ребёнка язык, то она станет вполне доступна и весьма привлекательна.

В настоящее время существует много различных программ воспитания и обучения детей. Они предусматривают ознакомление с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Разумеется, немало внимания уделяется формированию у детей коммуникативности, развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Все это необходимо. Между тем «Астрономия» не есть некая добавка к, и без того, перегруженному содержанию обучения. Правильнее иное: ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.

Знакомлю детей  с основами астрономии как науки о Вселенной, даю знания о самой близкой звезде – Солнце – с позиции формы, размера, удаленности, о планетах солнечной системы, о спутнике земли – Луне, а также сведения об освоении Космоса. Наряду с формированием общих энциклопедических знаний, организую познавательно-практическую деятельность, формирую предпосылки системного диалектического мышления, способности производить некоторые преобразования с предметами, устанавливать закономерности, понимать явления, которые попадают в поле зрения ребенка в быту и вызывают интерес познания. Работа проводится на познавательно-практических занятиях, вне занятий через игры, наблюдения, опытническую деятельность, экспериментирование. Одним из важных факторов успешной работы является правильно организованная среда, наглядный, демонстрационный, а также «лабораторный» материал для проведения опытов. Учитывая особенности детского мышления и восприятия, надо обеспечить продуктивную деятельность, с помощью которой ребенок сможет отрефлексировать результат своей работы. Это может быть любая работа по изобразительной деятельности, схематизация, составление творческого рассказа и т. д. Правильно построенная работа по формированию научных знаний стимулирует мышление ребенка, способствует познавательной, творческой активности, развитию воображения.

А использование мультимедийных презентаций не только ускоряет процесс усвоения знаний детьми и делает его ярким и не скучным, но и расширяет границы творчества.

В практике моей работы создание и использование мультимедийных презентаций стало неотъемлемой частью педагогического процесса. Поскольку использование наглядно-действенных приёмов во много раз увеличивает объём запоминаемого материала детьми, повышает любознательность и познавательную активность дошкольников, содействует речевому развитию и развитию логического мышления.

Целесообразность использования медиапроектора на занятии:

  1. эффективность подхода к работе детей на данном этапе занятия
  2. повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  3. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

В ходе работы по приоритетному направлению пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг достижений детей по теме «Космос» осуществлялся по следующим  направлениям и показателям компетентности по теме «Космос».

  1. Интеллектуальная компетентность: способы самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений; способен обобщать освоенные знания и представления  сведениями из личного опыта; понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».
  2. Эстетическая компетентность: умеет замечать необычное в обыденном; способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира; способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.
  3. Речевая компетентность: способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.

Средства мониторинга: игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые ситуации, вариативно – игровые задания.

Вопросы.

  1. Как называется планета, на которой мы живем?
  2. Как называется ближайшая к нам  звезда?
  3. Что такое солнечная система?
  4. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
  5. Как называется спутник Земли?
  6. Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
  7. Кто был первым космонавтом Земли?
  8. Когда впервые человек полетел в космос?
  9. Каких российских космонавтов ты знаешь?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 9 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 7 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 6 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали  19 детей (90,6%) , средний уровень –  3 ребенок (9,4%), низкий уровень:  0 детей (0%)

 

     Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса - происходит становление космического сознания ребенка.

        Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что у нас над головой? Автор Комарова наталья эрнестовна Детский сад № 179 ОАО «РЖД» г.Томск

Слайд 2

Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё, что их окружает, кажется им таким родным и интересным. Даже маленькая былинка притягивает их внимание. Что уж говорить о том, как завораживает и волнует детей «сиянье звёзд, пространства глубина». С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной. Какие же тайны скрывает в себе далёкий космос? Реализуя проект, мы приоткроем завесу тайн Вселенной и познакомим со звёздами, с Солнцем, созвездиями и планетами. Работа в проекте позволит расширить знания детей о космонавтике, об окружающем мире, научит самостоятельно добывать информацию, делиться ею с единомышленниками.

Слайд 3

Типология проекта Информационный Долгосрочный Разновозрастной Предметная область Межпредметный: Познавательная Музыкальная Изобразительная деятельности

Слайд 4

О сновополагающий вопрос Как устроен мир у нас над головой?

Слайд 5

Проблемный вопрос Начало загадки для малыша – В воротах за поворотом. Калитку он трогает и, не дыша, В щёлочку смотрит: А что там? Растешь ты – загадка в простор голубой К небесным вздымает высотам, На Солнце сверкает, мерцает звездой…. А ты повторяешь: А что там?

Слайд 6

Образовательная цель и задачи Формирование элементарных представлений о Вселенной и её исследовании. Продолжать знакомиться со строением Солнечной системы, планетами и небесными телами, созвездиями Уточнить и расширить представления детей о космонавтах, различных космических аппаратах Развивающая цель и задачи Воспитательная цель и задачи Развитие познавательной активности ребенка. Формирование умения работать в команде. Развивать умение детей ориентироваться в информационном пространств, умение анализировать и обобщать данные, полученные в ходе исследования. Развивать диалогическую и монологическую речь детей как средство развития познавательной активности. Развивать творческие способности детей в процессе восприятия окружающего мира. Воспитывать умение четко высказывать своё мнение и слушать высказывания других. Воспитывать чувство ответственности за общий результат в процессе проектной деятельности. Воспитывать желание ребенка проявлять с вои способности в совм естно й деятельности.

Слайд 7

Темы детских исследований

Слайд 8

Этапы реализации проекта

Слайд 9

Мотивационный этап Деятельность педагога Деятельность ребенка Создание проблемной ситуации: «Гость из Космоса», загадки – задания. Включение в деятельность, личное принятие проблемы Создание клуба «Исследователи Космоса». Вживание в сюжетную ситуацию. Формулирование целей и задач предстоящей деятельности. Принятие детьми целей и задач.

Слайд 10

Деятельность педагога Деятельность ребенка Объединение детей в группы для проведения исследований. Формирование детских экипажей. Планирование практической деятельности по темам детских исследований Совместное обсуждение с педагогом и представление результатов работы. Определение методов и приемов работы с детьми. Планирование совместной деятельности. организационный этап

Слайд 11

Деятельность педагога Деятельность ребенка Организация работы над проектом. Поиск решения задачи с помощью педагога и родителей. Практическое консультирование и помощь. Самостоятельная и совместная деятельность с родителями. Реализация проекта на равных партнерских позициях. Деятельность ребенка в разных ролевых позициях. Практический этап

Слайд 12

Деятельность педагога Деятельность ребенка Обобщение полученных результатов, подведение итогов работы. Демонстрация результатов проведенных исследований. Оценка деятельности в соответствии с критериями. Оценка и самооценка деятельности и её результата презентационный этап

Слайд 13

У чебно – методический пакет Дидактические материалы: Дидактическкие игры Лабиринты Дидактические презентации Опыты, эксперименты Методические материалы: Цикл конспектов занятий Беседы Художественное слово Итоги реализации проекта: Презентация «Наше солнышко». Презентация «Хоровод созвездий». Презентация «Путь к звездам». Буклет «Солнышко моё». Буклет «Я и Зодиак». Ширма «Первые космонавты».

Слайд 14

Дети смогут: рассказать, что такое Вселенная, Солнечная система; назвать 9 планет Солнечной системы по порядку; создать модель Солнечной системы; назвать, как минимум 6 созвездий; вместе с воспитателем создать презентацию в Power Point ; продемонстрировать с помощью буклетов, компьютерных презентаций, фотоальбомов и др. знание и понимание изученной темы; -продемонстрировать итоговый продукт работы группы; -провести самоанализ работы в проекте; -показать умение работать в команде. Ожидаемые результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему развития познавательного интереса у старших дошкольников. В статье предлагается материал для работы с детьми по подготовке к школе и привитию таких качеств как самостоятельность, любозн...

Занятие по формированию целостной картины мира "Путешествие по родному краю" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие направлено на расширение знаний детей о достопримечательностях  малой Родины, растительном и животном мире Краснодарского края, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к приро...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Проект направлен на создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи проекта:-изучить пси...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствован...