«Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности»
консультация на тему

Кожушкова Ирина Владимировна

Консультация для воспитателей ДОУ всех возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Что же такое «партнерство»? Партнерство — англ. partnership; Совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

      На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

        Этапы непосредственно образовательной деятельности        

1 этап.        - Начальный этап деятельности.        Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».

Здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. В своей группе мы мотивируем детей разными способами.

А) игровая мотивация – «Помоги игрушке» - мы часто помогаем Машеньке и Медведю, Райдеру и щенкам из «Щенячьего патруля», фиксикам и пр.        Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

Б) помощь взрослому – «Помогите мне». В конце НОД необходимо обязательно сообщить, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Например, я просила детей помочь мне вырезать перья для жар-птицы, чтобы затем у меня осталось время поиграть с детьми в сюжетно-ролевую игру «Пикник».

В) «создание предметов своими руками для себя» — Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Так, например, в нашей группе мы изготовили домик для листовичков и мебель для этого домика из глины, мотивируя детей, что в дальнейшем они смогут играть с этим домиком.

2 этап.        - основной- В нашей группе все дети свободно размещаются за общим столом, я только проговариваю, что дети, которые сидят за высоким столом (2) садятся так же за высокий стол, но в любое место по своему желанию. И так же ребята, которые сидят за низким столом (1) садятся за низкий. Стулья дети ставят себе сами, так же учитывая их высоту. Этому мы учили детей со второй младшей группы, поэтому сейчас никаких сложностей в этом вопросе не возникает. Мы - воспитатели - садимся с ребятами за стол и тоже выполняем необходимую работу. Так же в нашей группе не ограничивается общение ребят с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. Например, во время продуктивной деятельности, все необходимые атрибуты (ножницы, кисточки и пр.) я выставляю на один общий стол, дети же по мере необходимости и по своему желанию могут подходить и брать то что им нужно для работы. Так же по ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п. И, наоборот, если я вижу, что кому-то тяжело справиться самостоятельно, то я пересаживаюсь максимально близко к этому ребенку, что бы была возможность ему подсказывать, показывать на своем примере, как можно сделать что-то.

При чтении художественной литературы ребята так же свободно размещаются на ковре, кто-то сидит, кто-то даже ложится.

Познавательно-исследовательскую деятельность, мы чаще всего проводим в свободной форме на ковре или переносим ее (по мере необходимости) на прогулку. Так, например, сделать выводы, зачем нужна теплая одежда зимой, детям помог опыт с камнями и льдом (по Дороновой Т.Н.). Дети в группе рассмотрели камни и лед, а затем один из камней и один кусочек льда укутали в теплые шали, а вторые оставили «без одежды». Камни понесли с собой на прогулку. Зайдя с прогулки, детям дали потрогать камни, чтобы они узнали, что тот камень, который был «не одет» стал холодным, а укутанный в шаль остался теплым. Затем, после того, как дети переоделись, рассмотрели лед. Тот кусочек льда, что был укутан в шаль остался целый, а так сказать «раздетый» - растаял. Таким образом, мы подвели детей к пониманию того, что если ты замерз, то зайдя домой, нужно снять с себя теплую одежду, чтобы быстрее согреться.

Возвращаясь к этапам непосредственно образовательной деятельности - 3 этап        - заключительный этап деятельности.        Еще со второй младшей группы мы учим детей «открытому концу» деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.  После чего он прибирает за собой свое рабочее место (если это необходимо), убирает продукт свое деятельности на выставку (если таковая есть) или уносит в шкафчик и идет играть с игрушками, или же играть с продуктом деятельности.

Таким образом, образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

-включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

-свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

-открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности"...

Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

laquo;Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»...

Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых ос...

Доклад: «Особенности организации непосредственно образовательной деятельности »

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых ос...