Сенсорное воспитание
проект (младшая группа) на тему

dugaron1960

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики рук. Развитие руки – мелкая моторика и координация движений пальцев рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, карандашами оказывают  прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx677.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем.  Народная пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи -  и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда гладит, трогает руками, нюхает. У них развивается восприятие, мышление, а главное речь (умение размышлять, рассуждать, анализировать). И поэтому работаю над сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики рук. Развитие руки – мелкая моторика и координация движений пальцев рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, карандашами оказывают  прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.

В нашей группе разработана и апробирован проект по развитию мелкой моторики у детей. Проект состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап – включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, информационные и дидактические материалы.
  2. Диагностический этап – включает:
  • проведение диагностики мелкой моторики по методике Н.О.Озерецкого;
  • определение уровня развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
  • подготовку индивидуальных и групповых рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей.

Дети младших групп на начало прошлого учебного года имели следующее распределение по уровням мелкой моторики: треть детей (33%) имели средний уровень, а большинство детей (67%) – низкий уровень. Детей с высоким уровнем развития мелкой моторики не выявлено. К концу прошлого учебного года наблюдается тенденция к улучшению показателей развития мелкой моторики: на 10% уменьшается число детей с низким уровнем, появляются дети с высоким уровнем – 8.

на начало года:

       

на конец года:

Рис.1. Показатели развития мелкой моторики детей младших групп

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Таким образом, анализ проведенной диагностики показал, что дети младшего дошкольного возраста имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики. Этот факт указывает на необходимость проведения последовательной и систематической работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников с раннего возраста.

Система работы должна предусматривать создание условий для развития данной функции и разработку комплекса практических мероприятий для внедрения в педагогический процесс.

  1. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников и включает в себя:
  • «Умелые пальчики» - проект с участием всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, детей);
  • Сенсорный центр или уголок – создание в группе сенсомоторного уголка.

Также на этапе апробации были проведены следующие семинары и мастер – классы по психомоторному и мелкомоторному развитию дошкольников.

  • практическая консультация для воспитателей на тему «Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников»;
  • мастер-классы «Развитие мелкой моторики и координации движений руки.
  •  творческий конкурс среди родителей по изготовлению поделок из сбросового материала «Шуршалки-гремелки».
  1. Этап анализа – включает анализ проведенной работы: методической, диагностической и практической:

Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников

  •  длительность физкультминутки около 2-3 мин (в зависимости от возраста детей);
  •  количество упражнений в одном комплексе 4-5 или 6-8 (в зависимости от возраста детей);
  •  одно упражнение повторять 4-6 раз;
  •  пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя одновременно);
  •  после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями рук);
  •  упражнения должны быть разнообразными: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость;
  •  при проведении самомассажа можно использовать предметы: грецкие орехи, карандаши и т.д.

Содержание сенсомоторного уголка в группе

Зрение:

- картинки – штриховки (на картинке основной контур заштрихован);

- картинки прятки (на картине «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти);

Слух:

- кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких стран, звуки транспорта, звуки воды (водопады, ручейки, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т.д.

- приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

- кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой;

- предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда);

- разные по форме мелкие предметы;

- различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Вкус:

- стаканчики, формочки, тарелочки, подносы для подачи детям различных вкусов;

- лимоны, бананы, чеснок (по необходимости для конкретных занятий).

Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:

Природный материал: горох, орехи, фасоль, крупа, шишки, камни, песок и т.д.  (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ – выкладывания на пластилине, нанизывания и т.д.).

Бытовые материалы: карандаши, шнурки, прищепки, пуговицы, липучки и т.д.

Дидактические игры и материалы: объемные и плоскостные пазлы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы, пластический материал (пластилин, техническое тесто, глина) и т.д.


Критерии сенсомоторного развития (тест Н.О.Озерецкого)

Материалы для проведения теста: кубик, карандаши, мяч.

Карта сенсомоторного развития детей в начале учебного года

ФИ детей

Умение выполнять пальчиковые упражнения

Равновесие

Координация движений

Скоординир-

ванность действий

Ориентация в пространстве

Моторика пальцев

Баллы

дотянуться до предмета, встав на цыпочки

коснуться пальцем руки кончика носа

хлопать в ладоши и притопывать одновременно

пройти в определенную точку пространства

взять кубик большим и указательным пальцами

Балданов Аюша

1

2

1

1

1

1

7

Даримаева Адиса

1

1

1

1

1

1

6

Дамбиева Арюна

2

1

2

1

2

1

9

Дашицыренов Цыден

1

1

1

1

1

1

6

Ешидоржиев Аюша

2

1

1

1

1

1

7

Мыльников Алдар

1

2

1

2

2

1

9

Намсараев Цыбик

2

1

1

1

1

1

7

Нимаев Аюр

1

1

1

1

1

1

6

Цырендашиева Таня

2

1

1

1

1

1

7

Цыпылов Буянто

1

1

1

1

1

1

6

     1 балл – низкий уровень

     2 балла – средний уровень

     3 балла – высокий уровень


Критерии сенсомоторного развития (тест Н.О.Озерецкого)

Материалы для проведения теста: кубик, карандаши, мяч.

Карта сенсомоторного развития детей в конце учебного года

ФИ детей

Умение выполнять пальчиковые упражнения

Равновесие

Координация движений

Скоординир-

ванность действий

Ориентация в пространстве

Моторика пальцев

Баллы

дотянуться до предмета, встав на цыпочки

коснуться пальцем руки кончика носа

хлопать в ладоши и притопывать одновременно

пройти в определенную точку пространства

взять кубик большим и указательным пальцами

Балданов Аюша

2

3

2

3

2

2

14

Даримаева Адиса

1

1

1

2

1

2

8

Дамбиева Арюна

1

2

3

3

2

3

13

Дашицыренов Цыден

1

1

1

2

1

2

8

Ешидоржиев Аюша

1

1

1

2

3

2

10

Мыльников Алдар

3

3

2

3

2

2

15

Намсараев Цыбик

2

1

1

2

2

2

10

Нимаев Аюр

1

2

1

1

1

2

8

Цырендашиева Таня

3

1

2

3

2

3

14

Цыпылов Буянто

3

1

2

2

3

2

13

     1 балл – низкий уровень

     2 балла – средний уровень

     3 балла – высокий уровень


Пальчиковые упражнения

«Моя семья»                    

Вот дедушка,                        

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья

«Наш малыш»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «УРА!»

В детский сад идти пора!

         

           

            «Детский сад»

Большой палец встал один.

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура»!

В детский сад идти пора.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«За работу»

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

«Пальчик мальчик»

Пальчик мальчик, где ты был?

С этим братцем –

В лес ходил.

С этим братцем –

Щи варил.

С этим братцем –

Кашу ел.

С этим братцем –

Песни пел.

«Сорока»

Сорока – сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе ничего нет!

Бидэ тоолонобди,  хэлэеэ  нугалнабди,  шудалнабди.

             Гарай табан хурган

Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо,

Толи байса, Бишыхан шэгшуудэй.

             Хулэй табан хурган

Пат парнаахан, Патан парнаахан,

Ойлог шойлог, Одхон Нима,

Оодон Цыремпил.

            Дээнгэс-доонгос

Дээнгэс-доонгос,

Дээшээ доошоо,

Дурбэтэй, арбатай,

Дуутай, шуутай,

Тоомтой, тоомгуй,

Хухюун хуугэд

Хореогой хоер тээ

Нааданад.

           Тоолуур

Нэгэн, хоер, гурба,

Нэрэ шинии хэн бэ?

Дурбэ. Таба, зургаа, долоо,

Дуу шинии хэн бэ?

Найма, юhэ, арба,

Наhан шинии хэды бэ?

Хэн гээшэбши, хэлыш,

 хэды тоо мэдэхэбши?

             Уhан

Уhан, уhан,

Угаа нюурым –

Нюдэнэйм ялалзатар,

Хасарайм улайтар,

Аманайм энеэтэр,

Шудэнэйм сайтар,

Уhан, намай угаа!

        

Пальчиковые

Игры

«Разыгра»

  1. Девочки  и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать руки за спину)
  2. Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами)
  3. В гости к тете Разыгра (похлопать в ладоши)
  4. На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца)
  5. Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)
  6. Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев)
  7. Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их)
  8. Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

«Две подружки»

  1. На лужайке две подружки (похлопать по коленям) –
  2. «Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)
  3. Две зеленые лягушки (похлопать по коленям)-
  4. «Ква-ква-ква, ква-ква» (похлопать в ладоши)
  5. Ква! (притопнуть одной ногой)
  6. Хором песни распевают (сложить ладони и чуть – чуть «приоткрыть» их - ротик)
  7. «Ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)
  8. «Ква-ква-ква» (несколько раз притопнуть ногой)
  9. И спокойно спать мешают (погрозить пальцем)
  10. «Ква-ква-ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)
  11. Ква! (сделать один притоп)

«Дом»

  1. На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой),
  2. На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»)
  3. За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)
  4. Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить)
  5. «Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони)
  6. «Заходите, я не злой!» (руки в стороны, ладони вверх).

«Семья могучая»

  1. В одном лесу дремучем (покачать руками над головой – «деревья»)
  2. Жила семья могучая (сложить ладони «в замок»)
  3. У них был дом огромный (соединить пальца – «крыша»)
  4. И крыша с трубой темной (поднять средние пальцы – «труба»)
  5. Из трубы в колечки дым («колечки» из пальцев)…
  6. «Плим, плим, плим…» (пощелкать пальцами).

Ход

Хуугэдуд, кукла Полина таанадые мэндэшэлжэ байна. – Здравствуйте, дети, ухибууд. Би таандудта айлшан ерээб. Полина бидэниие урина, огородым ошожо овощиемни суглулжа, хуряалсыт гэнэ, ямар овощ бэ гэжэ Полинын огород ошоод ухибууд таандууд θθhэдθθ хараад хэлэхэт. Бидэ Полинын огород ябагаар бэшэ, машинаар бэшэ, мореор ошохобди. «Цок-цок-цок. Энэ юун бэ?» (Помидор). Булта хэлэгты… (помидор). Снежана, Аюр, Арина хэлэгты (хором и индивидуально).

Хуугэдууд, помидор ямар унгэтээб? (улаан- красный). Бултада хэлэе и индивидуально.

Помидор тухай юун гэжэ хэлэжэ болохоб. Помидор улаан, помидор улаан унгэтэй.

Хуугэдууд, помидор эльбэд узэеда, ямар гэжэ hананабта (мэлигэр зθθлэхэн гу, али узууртэй, гарыемнай убэдхθθнэ гу?) гладкий или шершавый. Мэлигэр – гладкий, хэлэгты (хором и индивидуально).

Помидор ямар форматайб - монсогор гу, тэбхэр гу, узууртэй гу (монсогор).Булта хэлэе.

Мунθθ хуугэдууд унэрдэгты даа, юунэй унэртэйб? (помидорой, нэгэ θθрын онсо, ондоо унэртэй).

Харагты ухибууд, помидорнууд ямар байдаг гээшэб? Кукла Полинада харуулагты, алиниин томоб, алиниин жааханууд  помидор бэ. Хэлэе энэ помидор томо, энэ помидор жаахан. Помидорнууд томо, жаахан байдаг.

Помидорта юун байнаб? (эшэ, набшаhан).

Ухибууд баряад эльбээд узэгты – хатуу гу, зθθлэн гу? Хатуу эшэниин, ямар унгэтэйб? (ногоон). Булта хэлэеэ – помидор эшэтэй, набшаhатай.

Мунθθ хуугэдууд салфетка абаад физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их сожми и разожми

Поверни их так и так

Помаши слегка вот так

Вот так, вот так.

Гараа аршагты, наашан табигты, ушθθ салфетка абаад помидоороо аршагты. Кукла Полина хэлэнэ помидор бэедэ туhатай, витаминтай гэнэ. Хуугэдууд помидоороо эдигты, эдижэ узэгты, амталагты. Ямар амтатайб? - гашуун гу, сахартай гу, шууhэтэй гу (гашууншаг – кислый, кисло-сладкий).

Харагты, зосоонь юун байнаб? (жааханууд монсогор юумэнууд). Энэ юун гээшэб гэжэ энэнэй хойтотой мэдэдэг болохобди.

Помидор амтатай гу эдихэдэ (амтатай, туhатай бэедэ). Ямар гое амтатай помидор эдебибди гэжэ харуулая даа.

Артикуляционная гимнастика «Вкусные помидоры». Али амамнайб? Где ротик покажите? Кто в ротике живет, аман соомнай хэн байдаг бэ? Язык – хэлэн, хэлээрээ амая долеое, иимэ амтатай помидор эдибэбди.

Помидор овощ амтатай, монсогор, улан, яма гое овощи гээшэб гэжэ харуулае, хэлэе: «ая-я-я, ая-я-я, ая-я-я-я».

Хуугэдууд, бидэ Полинын огород юугээр ерээ hэнбибди? (мореор). Морин яагад бадаг бэ гэжэ харуулае (цок-цок-цок, цок-цок-цок). Морин яагад абяа гарадаг бэ? (ио-о, ио-о).

Мунθθ ухибууд помидор тухай кино харае. Кино харангаа помидор тухайгаа хθθрэхэ еhотойбди. Давайте, дети расскажем о помидоре ласковыми словами: помидор – помидорчик, улан – улаахан (красный - красненький), набшаhатай – набшаhатайхан (листья - листочки), эшэтэй – эшэтэйхэн, монсогор – монсогорхон (круглый - кругленький), амтатай – амтатайхан (вкусный - вкусненький).

Кино хараа хадаа, нюдθθ амараая (гимнастика для глаз). Нюдθθ хаагты – нээгты, хаагты – нэгты. Мунθθ нюдθθрθθ, тархяа худэлгэн угы баруун тээшээ харагты, зуун тээшээ харагты (2-3раза). Ухибууд, нюдθθ томо болгогты, жаахан болгогты.

Мунθθ наада наадае – разрезные картинки – помидоры. Энэ помидорнуудые бутэн, суглуулха еhотойбди.

Индивиуальная работа. Вопросы: Юун бэ? Ямар форматайб? Помидорнай юун бэ? Эдидэг гу, али угы гу?...

Хуугэдууд кукла Полинада олон помидорнуудые зураад табаг соо бэлэг угэе. Карандашар бэшэ, ручкаар бэшэ, губкаар, гуашаар зурахабди. Помидор ямар унгэтэйб? (улаан). Улаан помидор зурахабди. Губкаяа баряад, гуашруу хээд, абаад, саарhан дээрэ табяад лэ абаха, табяад лэ абахабди.

Консультации родителям

Наши пальчики играют

Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на их функции руки.  И.П.Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.

Мы рекомендуем такие игры:

  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый»; «Найти такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее - холодное»; «Мокро - сухое».
  • Игры с водой.
  • Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие).
  • Игры с пластилином.
  • Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант – нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант – скакать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».
  • Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками».
  • Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2-4 части), кубики, мозаика.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

  • игровые задания должны постепенно усложняться;
  • начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть;
  • если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!);
  • никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует;
  • недопустимо переутомление ребенка в игре;

Литература:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В.Белкина – Воронеж «Учитель», 2006.
  2. Дошкольное воспитание, 2003г. №1.1-128.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Л.А.Венгера – М., «Просвещение».
  4. Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста) – М.: Линка-Пресс, 2002г.
  5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008 №5.
  6. Сенсорное воспитание в детском саду/ Н.Н.Подъякова 2-е изд., - М.: Просвещение.

        

МБДОУ «Алханайский детский сад «Малыш»

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

                                                         

    Воспитатель: Дугарон Ц.Э.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Консультация для воспитателей на тему:

«Оформление сенсомоторного уголка в группе детского сада»

Сенсомоторика (от лат. зепзив - чувство, ощущение и тоtor (-двигатель) -взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Оформление сенсомоторного уголка в группах детского сада

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Функции сенсомоторного уголка в ДОУ

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия   мышечного   и   психоэмоционального   напряжения,   достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания        положительного эмоциольного фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения    мотивации    к    самостоятельной    и    экспериментальной деятельности дошкольников.

Этапы организации сенсомоторного уголка.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо
выбрать место расположения в групповом помещении. Оно должно быть
удобным для доступа детей.

Далее нужно подумать над созданием авторской концепции его оформления. Дизайн уголка должен соответствовать и дополнять общее оформление группы.

Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как организованных занятиях воспитателей, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) и центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающеe действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М. Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей.

Обычные ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, графические навыки формируются в более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность;
  • разнообразие объектов.

Консультация для родителей по теме:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

 Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.

 Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

 В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

 С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

  Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

  • Игра «Песочница» на кухне.

 Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

  • Игра «Мозаика из пробок».

 Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

  • Игры с крупами.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

 Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё  руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:  

Месим, месим тесто,  есть в печи место.                                                                

 Будут-будут из печи   Булочки и калачи.

 А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно  предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

 Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

 Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

Веселые крышки

Цель: Развитие сенсорного внимания, учить различать предметы по величине, группировать предметы по цвету, формировать представление у детей о величине, развивать координацию мелких мышц руки.
           Ход игры: Воспитатель и ребенок высыпают на стол крышки.  Воспитатель предлагает ребёнку самую большую или маленькую крышку, показать определенного цвета или такую как у него;
Построить башню из крышек;  Выложить дорожку из крышек.

Сухой бассейн.

Цель: Снятие напряжения, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческой способности, совершенствования мелкой моторики рук.

Ход игры: Сухой бассейн – это набор цветных крышек, собранных в коробке. Эту игру можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден.

1. «Купание» рук в сухом бассейне: погружение кистей рук, рук по локоть, плечи, шуршание крышками.

2. Рассыпать крышки по ковру (столу, полу, предложите ребенку ответить на вопросы и выполнить задание:

• В тазике помещается много крышек?
• Какого цвета крышки?
• Какого цвета больше?
• Сортируем крышки по цветам.

3. Детям предлагается рассыпать и собрать их, снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.

4. «Чьи бусы длиннее» малыш должен выложить на полу цепочки из крышек одного цвета или чередуя цвета;

5. Строим пирамиды, башенки, арки, ворота. Ребенок строит различные сооружения, ставя  крышки друг на друга. Если в игре принимают участие несколько детей, можно предложить им посоревноваться, например: «Чья башенка выше? »


Бусинки.

Цель: Развитие мелкой моторики, развивать внимание, учить чередовать бусы по цвету, развивать координацию движения рук под зрительным контролем. Формировать понятие о количестве предметов, понимать слова «один» - «много».

Ход игры: Воспитатель высыпает перед ребенком бусинки, а ребенок нанизывает бусы на шнурок,  чередую их по цвету, величине, форме.

Кубик с кармашками.

Цель: Развитие сенсорного внимания, мелкой моторики.

Ход игры: Мягкий, крупный куб с кармашками основных цветов и плоскими предметами таких же цветов. Воспитатель предлагает ребенку заготовки предметов, ребенок вкладывает заготовку в нужный карман.

Шумящие коробочки.

Цель: Развитие слухового внимания, умение различить звуки.

Ход игры: Ребенку предлагается найти по звучанию такой же звук коробочки, что и у воспитателя, определить, что бренчит «громко» - «тихо», «глухо»«звонко».


Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнегообихода.
          Этот период жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.
           Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
          Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

      Именно  поэтому   так  важно,  чтобы   сенсорное  воспитание  планомерно  и систематически включалось  во все моменты  жизни малыша, прежде  всего в процессы  познания  окружающей  жизни:  предметов,  их  свойств и качеств. Поэтому  я  выбрала тему: « Развитие  сенсорных  способностей детей раннего возраста»   
           Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающим. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность - это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, на чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

В воспитании  и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.
          Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.
            Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладываемся в общий темп работы.
           Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.

   Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
  • лучше адаптироваться в практической жизни,
  • научиться понимать многие явления окружающего мира.

Дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития

(для детей раннего и младшего возраста).

Сюжетный тренажер «Цветные дорожки».

Оборудование:

Коробка бархатная синего цвета (в данном случае используется коробка от ювелирных украшений);

Самоклеящаяся бумага  4-е основных цвета – синий, красный, желтый, зеленый;

Крышки от пластиковых бутылок 4основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

На дно коробки наклеиваются четыре полосы разного цвета –дорожки, ставим перекладины синего цвета, бархатные как коробка, образуем ячейки.

Цель:

Развитие мелкой моторики;

Формирование умения обращать внимание детей на цвет дорожки, устанавливать тождество цвета;

Развивать умения различать и называть цвета, закрепить форму пробки.

Формирование умения выполнять действия с предметом;

Развивать наблюдательность.

Ход игры:

1.Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером…

2. Воспитатель называет цвет дорожки, говорит, что нужно найти пробку такого цвета и положить в ячейку.

3. Ребенок должен назвать цвет, определить форму пробки (круглая), обводит пальцем пробку и кладет ее в ячейку с указанным цветом.

        

Дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития

(для детей раннего, младшего возраста).

Сюжетный тренажер «Цветные картинки».

Оборудование:

Коробка бархатная черного цвета (в данном случае используется коробка от ювелирных украшений);

Самоклеящаяся бумага  4-е основных цвета – синий, красный, желтый, зеленый;

Из самоклеящейся бумаги на белом картоне формируется рисунок –вырезаются детали и наклеиваются. Ламинируется.

Крышки от пластиковых бутылок 4основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

Геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги на белом картоне, ламинированные.

Цель:

Развитие мелкой моторики;

Формирование умения обращать внимание детей на цвет, устанавливать тождество цвета;

Развивать умения различать и называть цвета.

Развитие умения различать предметы по форме – круг солнце, яблоки, серединка цветка;  квадрат- дом, окно; треугольник –крыша; указать величину предметов, сосчитать уголки.

Формирование умения выполнять действия с предметом;

Формировать умение понимать изображенное на картине и отвечать на вопросы воспитателя

Развивать наблюдательность.

Ход игры:

1.Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером…

2. Воспитатель, говорит, что нужно найти пробки  такого цвета как яблоки на дереве и положить их на каждое яблоко.

3. Ребенок должен назвать цвет, определить форму яблока (круглая), обводит пальцем пробку, указать какой она формы и цвета, кладет сверху на яблоко.

4. тоже проделывает с цветком, подбирает пробки такого же цвета как лепестки, листок, середина цветка.

5. Ребенок называет цвет и форму дома, находит геометрические фигуры (квадрат –синий, треугольник – зеленый, маленький квадрат -  красный), старшие дошкольники могут сосчитать уголки дома, крыши, окна. Указать величину, что больше окно или дом, дом или крыша.

Дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития

(для детей раннего и младшего возраста).

Сюжетный тренажер «Овощи».

Оборудование:

Панель МДФ белого цвета;

Овощи – цветные картинки или фото ламинированные;

Горловины с резьбой от пластиковых бутылок;

Крышки от пластиковых бутылок 4основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

Клей «Момент»

На панель МДФ наклеиваются овощи, в определенных местах вырезаются отверстия, и с изнаночной стороны панели просовываются горловины.

Цель:

Развитие мелкой моторики (научит детей откручивать и прикручивать пробки);

Формирование умения обращать внимание детей на цвет овоща, устанавливать тождество цвета;

Развивать умения различать и называть цвета.

Ход игры:

1.Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером…

2.Воспитатель показывает цветную пробку.

3. Ребенок должен назвать цвет, и найти овощ подходящего цвета, и прикрутить пробку на горлышко к данному овощу.

        

Мастер-класс

Развитие мелкой моторики и координации движений руки.

В воспитании  и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.
       Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую
моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме.
       Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв.
       Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.

        Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

        

Массаж рук

Цель и задачи
Развитие силы рук.
Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
          Материалы
        Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное детское косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.
         Организация занятий
       Длительность массажа 5-10 минут.
         Меры предосторожности
       Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребенка—массаж должен быть укрепляющим, но в то же время легким, не доставляющим неприятных ощущений.
        Приемы массажа
      Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Педиатры предлагают проводить упражнения в такой последовательности:
 1) массаж пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик, начиная от их кончиков;
 2)массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев;

 3)массаж всей руки. Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.
       Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой. Кроме того, массаж способствует общему развитию.

Дидактические игры с различными предметами и материалами

 Цели и задачи 

  • Развитие хватания.
  • Развитие согласованных движений обеих рук.
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  • Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.
  • Развитие осязания.
  • Развитие мышления и воображения.
       
    Материалы 

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

  Методы обучения 

  • Показ действий.
  • Действия руками ребенка.
  • Поэтапная словесная инструкция.

Организация занятий 

Дети часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:

  • не допускать переутомления детей  сначала длительность занятий не должна превышать 5—10 минут, постепенно ее можно увеличить;
  • уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
  • обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать детей;
  • занятия проводить в свободное время индивидуально или с небольшой группой детей.

Порядок работы

Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить ребёнку сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.

Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать детям одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

Меры предосторожности 

Во время занятия следите за соблюдение мер безопасности, не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).

Пальчиковые игры и упражнения

Цели и задачи 

  • Развитие согласованных движений обеих рук
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.  
  • Развитие внимания

Методы обучения 

  • Показ действий.
  • Действия руками ребёнка.
  • Самостоятельные действия ребёнка.

Организация занятий 

     Занятия проводятся индивидуально или группой детей. Длительность зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры и упражнения, которые хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке, в свободное время.

Пальчиковый театр

Цели и задачи 

  • Развитие точных и дифференцированных движений

кистей и пальцев рук.

  • Развитие согласованных движений обеих рук.
      

  Методы обучения 

  •   Показ действий.
  •   Действие руками ребенка.

  Порядок работы 

Произвольный.

Рисование

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
  • лучше адаптироваться в практической жизни,
  • научиться понимать многие явления окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...