Педагогический ринг «Знатоки ФГОС»
методическая разработка по теме

Шобухина Юлия Александровна

Цель: обеспечение условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и эффективного использования ими интерактивных технологий в педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ДО. Разработан творческой группой музыкальных руководителей г.Чита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_ring_segodnya_18.01.15.docx46.06 КБ

Предварительный просмотр:

                         Педагогический ринг «Знатоки ФГОС»

Цель: обеспечение условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и эффективного использования ими интерактивных технологий в педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Обозначить основные компетентности педагогов, необходимые для создания условий позитивной социализации, индивидуализации развития личности дошкольников в условиях ФГОС ДО
  2. активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО
  3. развивать навыки аргументировано отстаивать свою точку зрения

Музыкальные руководители рассаживаются группами за 6 столов, звучит гонг.

Т. Г.:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем «Педагогический ринг» на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования. В обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.

Помните, в одной известной песне поется: «Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…».  Слова этой песни как никогда актуальны сегодня.

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Но – стандарты приняты, и нам по ним работать. Поэтому, сегодня мы попытаемся  проанализировать и воспринять проблему организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС. Наш Педагогический ринг мы назовём «Знатоки ФГОС» Самую подготовленную команду нам поможет определить группа экспертов в лице…..

1.Вед:

А сейчас я хотела бы вам рассказать небольшую притчу:

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей. Красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы.»

 (Представитель каждой команды выбирает себе шляпу) Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко «примерить на себя». «Надевая» на себя ту или иную шляпу, мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

Начнём с Разноцветной шляпы (надевает шляпу) Проведём небольшую разминку.

Вопросы командам:

  1. Что означают  аббревиатура ФГОС ДО?
  2. Что означают  аббревиатура ООП ДО (основная образовательная программа)
  3. Что означают  аббревиатура РППС (развивающая предметно-пространственная среда)
  4. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5) Назовите их.(Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)
  5. Содержатся ли в ФГОС принципы? Цели? Задачи?
  6. Какой документ модернизации образования передал эстафету ФГОС (Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.)

(Команды поочередно отвечают на вопросы, за правильный ответ получают фишки)

2. Вед:

Ну а теперь мы переходим к основным вопросам нашего Ринга. Примерим Белую шляпу (участники выбирают из белой шляпы карточки с вопросами, время на подготовку -1,5 мин. После гонга команды отвечают на вопросы, на м/м – правильный ответ. Команды получают фишки)

Карусель вопросов:

1.Документы, лежащие в основе Стандарта.

  • Конституция РФ, Законодательные документы, в том числе Закон об образовании в РФ, Конвенция ООН о правах ребенка)

Основные принципы стандарта

  • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
  • Уважение личности ребенка
  • Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка) 

2.Цели стандарта

  • Повышение социального статуса ДО
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
  • Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

  • Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

3.Кем разрабатывается основная Образовательная программа

  • Разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ
  • Реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации
  • Организация может разрабатывать и реализовывать

  различные ООП с разной продолжительностью

  пребывания детей в течение суток

4.Виды детской деятельности

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятия художественной литературы и фольклора
  • Самообслуживание и бытовой труд
  • Конструирование из различных материалов
  • Изобразительная
  • Музыкальная
  • Двигательная

5. Какие требования к программе и условия реализации программы

устанавливает стандарт? (раздел I., пункт 1.8)

  • К структуре Программы и ее объему; Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
  • К условиям реализации Программы (комментарий)
  • К результатам освоения Программы (комментарий)


6. Восстановите правильную структуру документа:

а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

б) Общие положения;

в) Требования к результатам освоения основной образовательной Программы дошкольного образования;

г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

(б,а,г,в).

Все ответы обсуждаются, на м/м появляется правильный ответ. По результатам ответов команды получают фишки

1.Вед:

Сейчас командам предоставляется возможность заработать дополнительные баллы, назвав задачи стандарта 

 Задачи стандарта

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
    в том числе их эмоционального благополучия
  • Обеспечение равных возможностей  для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических  и других особенностей (в том числе ОВЗ)
  • Обеспечение преемственности ООП  ДО и НОО(начальное общее образование)
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
  • Объединение обучения и воспитания  в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
  • в том числе их эмоционального благополучия
  • Обеспечение равных возможностей  для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических  и других особенностей (в том числе ОВЗ)
  • Обеспечение преемственности ООП (основная образовательная программа ДО и НОО
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
  • Формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности формирование предпосылок учебной деятельности
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

(Ответы сопровождает презентация. За каждый правильный ответ команды получают фишки)

1.Вед:  поменяем  Белую шляпу на  Жёлтую. 

2.Вед:

Но она пуста! Значит, пришло отдохнуть и наполнить её вашими положительными эмоциями, зарядиться бодростью духа! Итак, немного разомнёмся!

«Разогревка - самооценки» 

  •   Похлопайте в ладоши, потому что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт! (хлопают в ладоши)
  •  Потопайте ногами, потому  что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая.(топают)
  • Дотроньтесь до кончика носа, если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения
  • Кивните головой, если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети
  • Помашите рукой, если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов
  • Улыбнитесь, если вам нравится обучаться и быть учеником

1.Вед:

Итак, жёлтая шляпа наполнена добрыми эмоциями…. А мы переходим к следующей шляпе!!!

2. Вед:

 Примерим синюю шляпу! Практическая работа.

Для реализации Программы необходима соответствующая развивающая среда. Какие требования (принципы) к РППС необходимо учитывать при реализации Программы, давайте мы с вами выясним…

  • Насыщенность
  • Вариативность
  • Информативность
  • Полефункциональность
  • Доступность
  • Индивидуальность
  • Трансформируемость
  • Целесообразность
  • Безопасность

Проект предметно-развивающей среды групп разных возрастов 1Вед: 

Практическая работа: Приглашаю всех в творческую мастерскую. На листе бумаги нарисуйте модуль, который бы соответствовал всем этим требованиям. Лучший проект получит 6 фишек.

(Участники рисуют пособие своей мечты, лучший проект получает 6 баллов, остальные по убывающему баллу)

(Ответы сопровождает презентация)

(Участники выбирают одну из 6 предложенных  карточек с видом музыкально-образовательной деятельности и поясняют, какие образовательные области интегрируются в этом виде деятельности, обдумывают вопрос 2-3 минуты, отвечают, получают фишки)

Т. Г:

Примеряя разные шляпы, выявляя пользу ФГОС ДО и говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерим Чёрную шляпу. Уважаемые коллеги, поделитесь своими сомнениями, переживаниями, проблемами, которые, конечно же, возникают и будут возникать в нашей работе.

Мы увидели проблему, возникающую у многих педагогов при проектировании педагогического процесса. Во многом это связано с отсутствием Примерных программ, методических разработок. Наша образовательная программа составлена на основе комплексной программы, которая во многом не учитывает основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДОУ на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

Итак, под Чёрной шляпой мы определили ориентиры, по которым мы должны идти к решению этих проблем.

2 Вед: 

Давайте сравним переход к Образовательным Стандартам, как процесс приготовления и поедания зелёного салата. Далеко не все любят есть зелёный салат, но ведь он очень полезен!

Надеваем Зелёную шляпу. Как заставить человека есть зеленый салат?. (подразумеваем: как правильно организовать работу в условиях Стандарта)

Мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:

- Тщательно очистить ингредиенты салата

- Украсить салат

- Подать в необычной сервировке

- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

- Придумать интригующее название

- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

- Убедить в полезности состава ингредиентов.

1Вед: 

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш поисковый вопрос.

Тщательно очистить ингредиенты салата

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

Оказалось, как легко приготовить салат и так же легко осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок. А если забудете,  то вспомните наш зеленый салат, и сразу станет легко и понятно.

2 Вед: 

Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – Красная.

Введение ФГОС  в дошкольное образование направлено  в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Для этого необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Однако, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, или целевыми ориентирами, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Сейчас, я предлагаю каждой команде  расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду) попробуем нарисовать словесный портрет будущего первоклассника. Из представленных понятий, что считаете самым важным:

- состояние здоровья ребенка;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- самостоятельность;

- развитие речи и памяти;

- умение логически мыслить;

- умение организовывать свое рабочее место;

- ответственность;

- умение читать и писать;

- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.

(Команды получают фишки)

Т. Г.:

Теперь посмотрим на экран. Вот - целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

●ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

●ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Учить для жизни, а не для школы. Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».  Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

1Вед: (подходит с разноцветной шляпой к каждой команде)

«…Через несколько лет братья вновь встретились в доме отца.

Первый брат  научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.

Четвёртый, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Шестой брат научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

В современных условиях настоящий педагог должен обладать всеми этими требованиями.

Т. Г.:

Уважаемые знатоки, вы справились с заданием отлично. Надеюсь, что предложенная тема была интересной для всех, а информация, которую мы сегодня получили, окажется полезной для каждого.

Слово экспертной группе, подведение итогов.

Ну, а победители  нашего ринга - все мы вместе, и каждый из вас отдельно. Ведь в наших руках возможность формировать личность - любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной  деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический Брейн-ринг "Знатоки ФГОС"

Брейн-ринг проводится в рамках семинара РМО дошкольных педагогов по теме «Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО». Цель: уточнить и си...

Брейн-ринг "Знатоки ФГОС"

Брейн-ринг "Знатоки ФГОС" для педагогов ДОУ...

Педагогический час в форме «Педагогического ринга» "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об основной образовательной программе в соответствие с ФГОС ДО.  Предлагаю  разделиться на две группы. Каждой команде нужно выполнить несколько...

Педагогический ринг "Знатоки познавательного развития"

Педагогический ринг на педсовете по познавательному развитию...

Деловая игра для педагогов ДОУ в форме педагогического ринга "Знатоки художественно-эстетического развития"

Представлен конспект делово игры в форме педагогического ринга. Можно  использовать в качестве педагогического совета или какой-либо его части...