Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
консультация на тему

Трегубова Лидия Васильевна

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacija_dlja_vospitatelej.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

«Только тот, кто любит,

ценит и     уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

 С. Михалков.

  

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

    Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Начиная работу   по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен подумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

  Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символикой. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что любой край, город неповторимы. В каждом месте своя природа. Их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

– повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных,  нефтяники добывают нефть, строители строят дома);  люди неповторимы. Везде свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой город.

– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

– люди берегут и охраняют природу;

– есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

   Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

   Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

   В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным  своеобразием родного края. Успешность развития  детей старшего дошкольного возраста  при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

   В соответствии с программой "От рождения до школы" и с учётом регионального компонента необходимо планировать  весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно, в определённой системе.

    Наиболее целесообразно планировать материал по лексическим темам. Работа по каждой теме включает ОД, игры, труд, свободную деятельность, по некоторым темам – праздники. Комплексно -  тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также способствует воспитанию чувств.   Лексические темы  - «Дюртюли– город мой родной», «Республика. Город.  Улица.»,  «Транспорт», «Профессии. Орудия труда» и другие, помогают   ознакомить с  историей, культурой, знаменитыми  людьми города.  

   Патриотическое воспитание дошкольников, прежде всего любви к родному краю, наиболее существенно осуществляется при комплексном подходе, т.е. патриотическое воспитание включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического и физического.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём?

   Воспитатель должен организовывать сообщение этих знаний так, чтобы вызвать у них познавательную активность,   развить любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления, стимулируют детское художественное творчество. Чем интереснее и целенаправленнее наблюдения, тем содержательнее детское творчество. Наблюдения необходимо сочетать с чтением художественных произведений, музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам.

   Воспитание патриотов – процесс сложный и кропотливый. Он проходит под непосредственным руководством взрослого. При этом взрослые, должны включаться в деятельность детей, вместе с ними трудиться, играть, и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям. Взрослые должны быть примером для ребёнка, в них дети должны видеть все те нравственные качества, о которых им говорят, знакомя с явлением общественной жизни. Только в этом случае работа даст необходимый результат.

   Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводим в определённой последовательности, с постепенным усложнением:

– история возникновения города:    место нахождения,    показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля;  а с открытием залежей нефти  селение начало расти; объяснить, откуда пошло название города.  

– история названия улиц города:    рассказ о том, что, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история  города.

 – здания города:  в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины и др.   Рассказ об особых зданиях, например, церковь, мечеть и др.

 – знакомство с людьми, прославившими наш город

   Получив знания дети, используя разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы учатся создавать композиции на темы окружающей жизни. Учатся развивать сюжет игр, расширять игровые замыслы, используя различные источники информации.

Т. О.  постепенно  изо дня в день, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"250","style":"width: 106px; height: 150px;","width":"176"}}]]О важности приобщения ре...

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Консультация для воспитателей НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для воспитателейНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ          В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федераци...

Консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами устного народного творчества"

Наиболее доступным средством воспитания в этом направлении  является русский фольклор....

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...