Консультация "Проектирование предметно-развивающей среды для развития инициативы детей".
консультация (старшая группа) на тему

Реализация требований ФГОС к развивающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация

«Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ, развивающей инициативу дошкольников».

 Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть предметного пространства детского сада. От того насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие,

содержание и качество образовательной деятельности.

    В соответствии с ФГОС ДО понятие «развивающая предметно- пространственная среда» трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. Развивающая предметно-пространственная среда способствует и профессиональному развитию самого педагога.

   Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группа оснащается материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды деятельности.

    Стратегия проектирования предметно-развивающей среды группы должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления ребенка. Проектирование предметно-развивающей среды группы связано со стремлением педагога создать для детей такие условия, в которых они могли бы полнее реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир, достичь успеха, чувствовать себя свободно, комфортно. Технологически проектирование направлено на создание системы действий, позволяющей эффективно решить поставленную задачу.

    Процесс проектирования включает в себя ряд этапов: выявление противоречия, формирование проблемы, определение цели.

Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в любой группе детского сада – это:

  • Пространство.
  • Время.
  • Предметное окружение.

Такое проектирование среды показывает ее влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить себе все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.

    Проектирование развивающей среды представляет собой систему последовательных действий и включает 4 этапа.

     Первый – сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды. Например, цель – создать развивающую среду, которая развивает инициативу, формирует у каждого ребенка восприятие себя, как активного деятеля.

     Второй – определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач и пособия для эффективной работы с воспитанниками. На этом этапе воспитатель составляет список, где указываются учебно-методические пособия, игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности, специальное оборудование для разных видов детской деятельности. На этом этапе работу по проектированию игрового пространства ведем вместе с детьми. Для этого, например, проводим конкурсы детских рисунков «Моя любимая группа». Воспитатели могут выявить предпочтения воспитанников, их мнение относительно того, что должно быть в группе для игр и занятий. К преобразованию среды привлекаем родителей своих воспитанников.

    На третьем этапе – определяем дополнительное оборудование. Оно необходимо для того, чтобы разместить игровой материал, учебно-методические пособия и обеспечить режимные моменты. Это столы, стулья, полки, контейнеры для игрушек, материалов и т.д.

    Четвертый этап. Теперь следует определить, как разместить оборудование в игровой комнате и дополнительных помещениях группы. Все созданные зоны имеют условные границы, которые определяются в зависимости от конкретных задач воспитательного, образовательного, развивающего момента. Часто воспитанники «заражаются» интересами сверстников, желают присоединиться к их игре, или наоборот, проявляют инициативу и используют игровое оборудование в своих творческих играх. Для развития творческого замысла в игре, девочки используют предметы женской одежды, сумочки, украшения. Для всех детей в группе имеется большое количество «подручных» материалов (коробочек, колес, ленточек), которые дети творчески используют по своей инициативе. Развитию инициативы детей способствует разнообразное использование составляющих предметной среды: например, детской мебели, мягких модулей, различных предметов без жесткого закрепления в то числе и природных материалов. Все это разнообразие обеспечивает детям свободный выбор вида деятельности.

    Однако, на этом проектирование развивающей среды не заканчивается. В течение года воспитатели вносят в нее изменения с учетом динамики развития воспитанников, необходимости поддержать их интерес и инициативу в их деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда для развития речи детей

Этот материал содержит важную  информацию для родителей о вреде и пользе компьютерных технологий....

Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"

Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...

"Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"

quot;Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"...

«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»

Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...

Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»

Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...

Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи". ...