Проект по развитию речи "Говорушки"
проект (средняя группа) на тему

Ерюшева Елизавета Александровна

Представлен проект по развитию речи с целями, задачами, планируемыми результатами длительностью 2,5 месяца

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorushki.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35» г. Энгельса Саратовской области

Проект

«Говорушки»

Целевая аудитория:

                          Дети средней группы 4-5 лет

Родители

Авторы:

Ерюшева Елизавета Александровна

Шаклон Татьяна Николаевна

 «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

                                                                                                Д.Б. Эльконин.

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Говорушки»

Руководитель проекта (автор)

Ерюшева Елизавета Александровна

Состав и возраст проектной группы

Дети 4-5 лет, родители

Срок реализации

Два с половиной месяца.

Типология проекта

Внутриучрежденческий, творческо-игровой

Направленность

Комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная)

Образовательные области

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Актуальность

Порою умственно и нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким-либо причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и в дальнейшем успешное овладение школьной программой. Для поддержания интереса к звуковой стороне речи у детей, мы считаем наиболее приемлемой формой использование малых форм фольклора (скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, песенки…)

Цель проекта

Развитие звуковой культуры речи у детей посредством малых форм фольклора.

Задачи проекта

Образовательные:

Вызвать у детей интерес к слову и его звучанию.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Формировать умение выразительно читать произведения малого фольклора регулируя интонацию, тембр, силу голоса и режим речи в зависимости от ее содержания.

Развивающие:

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать интерес у детей к словотворчеству.

Развивать память, слуховое внимание, воображение, творческую активность.

Воспитательные:

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

Воспитывать гуманные чувства, отзывчивость умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.

Этапы

1.Подготовительный

Изучение методической литературы, анкетирование родителей, мотивация детей и родителей на предстоящую деятельность, разработка плана работы с детьми, форм работы с родителями.

2.Основной

Осуществление запланированной деятельности. Использование игр на развитие звуковой культуры речи в различных видах деятельности. Изготовление картотеки «Малые формы фольклора» (привлечь родителей).

3.Итоговый

Результат деятельности – презентация готового продукта (книжки «Говорушки» и «Загадки и отгадки») изготовленного детьми совместно с родителями.

Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)

Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей.

Совместная деятельность с детьми, индивидуальная работа.

Организация работы в семье по звуковой культуре речи. Активное участие родителей в мероприятиях группы.

Рабочее планирование проекта

1этап – подготовительный (1 неделя)

2этап – основной (2 месяца)

3этап – итоговый (1 неделя)

Технологии

Сказкотерапия

Музыкальная терапия

Релаксация

Методы и методики

Исследовательские методы:

-  изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

Практические методы:

- упражнения, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.  

Игровые методы:

- дидактическая игры, игровые действия, словесные игры, загадывание и отгадывание загадок.

Словесные методы:

- чтение художественной литературы, заучивание пословиц,  стихотворений, исполнение песен и др.

Необходимое оборудование

Книги, иллюстрации, дидактические и развивающие игры, атрибуты для игр на развитие дыхания, пособия для театрализованной деятельности.

Презентация итогов проекта

Открытое мероприятие для участников проекта по авторской сказке «Теремок».

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Книжки изготовленные детьми совместно с родителями: «Говорушки» и «Загадки и отгадки».


2. ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся (очная, дистанционная)

Содержание работы участников

Выход этапа
(что создано, освоено и т.д.)

Организационно-подготовительный

1 неделя

очная

Подбор методической литературы по данной теме.

Разработка анкеты для родителей.

Анкетирование родителей.

Организация развивающей среды:

- подбор художественной литературы (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки)

- Подбор иллюстраций художников – графиков к фольклорным и другим произведениям для дошкольников

- подбор игр и упражнений по развитию речи

- оформление речевого уголка

Проведение первичной диагностики детей по звуковой культуре речи.

Консультации для родителей:

- «Особенности речевого развития детей».

- «Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей».

Проведение «Круглого стола» с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.

Составление плана проектной деятельности по теме: «Говорушки». Целью которого является воспитание звуковой культуры речи у детей по средствам малых форм фольклора.

Основной

2 месяца

очная

Занятия по звуковой культуре речи.

Занятия по продуктивной деятельности.

Работа в уголке книги (чтение стихов, скороговорок, потешек, сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ художественных произведений).

Дидактические игры на развитие словаря, на закрепление звука в слове.

Словесные игры («Скажи как я», «Кто как кричит», «Послушай и скажи», «Добавлялки», «Подскажи словечко» и др.).

Развивающие игры («Живые слова», «Звуки природы», «Кто где живет», «Почемучка» и др.).

Музыкальные игры («Если весело живется», «Лавата», «Каравай», «Во поле береза стояла», «Па малину в сад пойдем» и др.).

Подвижные игры со звукоподражанием («Комары и осы», «Лошадки», «У медведя во бору» и др.).

Подвижные игры со стихами («Карусель», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Кот Васька» и др.).

Совместная деятельность («Кто знает больше считалок», «Мирилки», «Сундучок стихотворений», «Загадай мы отгадаем», «Мешочек с чистоговорками» и др.).

Драматизация в лицах песенок и потешек.

Заучивание колыбельных песен.

Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.

Индивидуальная работа с детьми:

- по звуковой культуре речи

- по формированию грамматического строя речи

- по обогащению словаря.

Консультация для родителей «Игры со словами».

Проведение мероприятий согласно плану проекта.

Создание картотеки «Малые формы фольклора» совместно с родителями.

Подбор материала для подведения итогов проекта.

Заключительный

1 неделя

очная

Проведение диагностики по звуковой культуры речи.

Проведение открытого мероприятия

 для участников проекта по авторской сказке «Теремок».

Создание книжек:

- «Говорушки»

- «Загадки и отгадки»

Подведение итогов реализации проекта на родительском собрании. Награждение самых активных родителей.

Результаты диагностики детей.

Презентация итогового продукта созданного детьми вместе с родителями на страничке группы в интернете.



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности, актуальность, гипотеза: 

        В начале года предложили родителям анкету по речевому развитию детей. Из анкеты выяснили, что родители недостаточно уделяют внимание звуковой культуре речи своих детей, дома недостаточно игр способствующих формированию звуковой культуры речи.

   Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее  решения. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое и «своеобразное», которое включает собственно произносительные качества (звукопроизношение, дикция), формирование средств звуковой выразительности (интонация, темп, сила, высота голоса), двигательные средства выразительности (жесты, мимика), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки). Составными речевыми компонентами звуковой культуры речи являются слух и речевое дыхание. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4 – 5 годам, но иногда этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем  детей речь которых малопонятна, некоторые дети не произносят правильно отдельные звуки, пропускают звук или заменяют его другими звуками. Опасаясь насмешек дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

    Учитывая важность проблемы и результаты мониторинга в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством малых форм фольклора.

1. Организационно-подготовительный этап:

- Изучение и подбор методической и художественной  литературы по теме проекта.

- Проведение диагностики детей по звуковой культуре речи.

- Составление плана проекта.

- Подбор и систематизация  игр по развитию речи.

- Оформление в группе речевого уголка

- Проведение «Круглого стола»:

 «Презентация проекта»  на котором дети разыгрывают сценку «Лягушки -  говорушки» с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.

Родители:

- Участвуют в анкетировании.

- Присутствуют на презентации проекта.

2. Основной этап:

Реализация основных видов деятельности по плану проекта.

- НОД по звуковой культуре речи.

- НОД по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

- Дидактические игры, игровые упражнения.

- Чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, сказки, загадки на определенный звук).

- Игры на развитие речевого дыхания.

- Музыкальные народные игры, игры – хороводы.

- Подвижные игры.

- Игры – драматизации.

- Индивидуальная работа по развитию речи.

- Консультации для родителей: «Особенности речевого развития детей», «Игры со словами», «Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей».

Родители:

- Заучивают дома стихи, считалки, скороговорки по рекомендациям воспитателей.

- Играют с детьми в словесные игры.

- Оформляют картотеку «Малые формы фольклора» (считалки, скороговорки, потешки).

3. Заключительный этап:

Воспитатели:

- Проводят диагностику детей по звуковой культуре речи.

- Сбор и обработка методических и практических материалов, которые получены в ходе реализации проекта.

- Проводят открытое мероприятие для участников проекта по авторской сказке «Теремок».

-Проводят подведение итогов проекта на родительском собрании. Презентация готового продукта – книжек «Говорушки» и «Загадки и отгадки». Награждение самых активных участников проекта.

Родители:

Изготовление авторских книжек совместно с детьми.

4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:

Незаинтересованность родителей (подробно объяснить родителям проблему проекта, вызвать интерес).

Недостаточно методической литературы по теме проекта (обратиться к методисту, интернету).

Критерии оценки успешности проекта:

- Большинство детей правильно произнося гласные и согласные звуки.

- Дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

-  Отчетливо произносят слова и фразы.

- Пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.


5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

        Участие в проекте способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей. Дети стали более свободными, уверенными в себе. Научились культуре речевого общения, умеют владеть голосом, телом, следят за своим звукопроизношением. Они научились сочувствовать и сопереживать, стали дружными, умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

    У Родителей появился интерес к занятиям с детьми по развитию речи, развитию творчества.

    В ходе проекта было создано:

- Анкета для родителей: Опрос

- Картотека «Веселые звуки фольклора».

- Сценарий открытого мероприятия по авторской сказке «Теремок».

- Презентации книжек изготовленных детьми вместе с родителями.

- Фотоальбом проекта: Фотоальбом


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. А.В. Никитина «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром». Издательство КАРО. Санкт -Петербург 2011 г.

2. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи средняя группа». Центр педагогического образования. Москва 2009 г.

3. О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий). «ТЦ Сфера» 2003 г.

4. Т.В. Калинина и др. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет». Издательство «Учитель» Волгоград 2011 г.

5. Н.А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ». «Центр педагогического образования» 2008 г.

6. Т.Д. Пашкевич «Социально — эмоциональное развитие детей 3-7 лет» (совместная деятельность, развивающие занятия). Издательство «Учитель» 2012 г.

        


Приложение

Открытое мероприятие для участников проекта по авторской сказке «Теремок».

Цель: развивать социально — эмоциональную сферу ребенка через театрализованную деятельность.

Задачи: учить подбирать рифмующиеся слова, развивать познавательную активность детей, развивать речь, память, мышление. Воспитывать доброе отношение к героям сказки, учить сопереживать.

Атрибуты: игрушки (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь), домик — теремок, елочки, костюмы персонажей сказки (мышка, лягушка, зайчик, волк, петушок), замок, ключик, ворота изготовленные из картона для игры «Золотые ворота».

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказки с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности, русские народные игры и хороводы.

Ход:

Ведущий: Здравствуйте ребята.

 Если вы отгадайте и доскажите последнее слово в стишках то на лесной полянке у домика появится этот зверь.

 Если ты в лесу шумишь,

 Не увидишь крошку …(мышь)

Приходите к нам подружки

«Ква — ква — ква!» - поют...(лягушки)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай - ка

Кто же это...(зайка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост — краса

Кто же это...(Лиса)

Гам лесной внезапно смолк,

На охоту вышел …(волк)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А, проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной...(медведь).

   

Ведущий: посмотрите на полянку у домика и догадайтесь эти герои из какой сказки?

Давайте сейчас порадуем наших гостей и покажем им сказку «Теремок», но не русскую народную, а ту которую мы с вами придумали и в этом нам поможет наш язычок и наши пальчики.

Все дети вместе:

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы девочки и мальчики  (Ритмично сгибают пальчики обеих рук)

У нас на ручках пальчики  (Показывают пальчики, вытянув руки вперёд)

Вот какие пальчики- мальчики,  (Мальчики поднимают руки вверх)

Вот какие пальчики- девочки,  (Девочки поднимают руки вверх)

Наши пальчики- друзья  (Складывают руки в замок)

Друг без друга нам нельзя. ( Пальчиковая игра)

Они весело и дружно живут и сейчас помогут нам показать вам сказку « Теремок».

1.Ведущий:

В синем небе облака

Под горой бежит река

На пригорке теремок,

На дверях висит замок

Прибежала мышка-норушка.

Захотела в нём жить, а открыть не может.

Ребенок (МЫШКА) - Расскажу - ка я стишок и открою теремок.

(Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)

. Этот пальчик - дедушка  (Загибает все пальцы по порядку, начиная с большого)

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья. (Показывает все пальцы на руке)                                                 (Пальчиковая игра)

Ведущий:

Теремок не открывается.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри. (Мышка убежала)

Ведущий:

Теремок не открывается.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри. (Мышка убежала)

2. Ведущий:

В чистом поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Шла лягушка из болота

                                Прыг-скок        

Смотит заперты ворота

                                Прыг-скок.                                                

Эй, замочек, отопрись, отопрись

Теремочек, отворись, отворись!

Не открывается?

Ребенок (Лягушка): Расскажу - ка  я стишок и открою теремок.

(Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)

Этот пальчик – в лес пошёл (Загибает все пальцы по порядку, начиная с мизинца)

Этот пальчик – гриб нашёл

Этот пальчик – гриб сорвал

Этот -  замариновал

Этот пальчик – съел, от того и потолстел.  (Показывает большой палец вверх)                                         ( Пальчиковая игра)

Ведущий:  Не открывается?

Ты за ключиком иди и замочек отопри. ( Ускакала)

3. Ведущий:

Стоит домик теремок

На двери висит замок

Прискакал зайчишка.

Хочет зайка в теремок

Не открыть ему замок.

 Ребенок (Зайчик):  Расскажу – ка я стишок и открою теремок.

(Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)

Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть.  (Гладит тыльную сторону ладони)

Лапки вверх, лапки вниз, (Поднимает руки вверх, опускает вниз, ставит на пояс)

Лапки ставим на бочёк

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на двух ногах)                          (Пальчиковая игра)

Ведущий: Не открыть ни как.

Ты за ключиком иди и замочек отопри. (Ускакал)

4. Ведущий:

Стоит в поле теремок

На двери висит замок

Прибежал волчок

Захотел зайти  в теремок.

Отворяет волк замок

Ребенок (Волк) выполняет движения со словами:

Дёрг, дёрг, дёрг, дёрг  (Руки в замочек)

Стук - стук-стук-стук.  (Стучит кулак о кулак)

Не получается.

Ведущий:

Пришёл Петя-петушок                                                   

Позвал  зверей и научил их открывать замок.

Ребенок (Петушок):

(Выполняет вместе с детьми движения в соответствии с текстом)

Стоит домик теремок (Руки складывает в виде крыши)

На дверях висит замок (Руки в замочек)

Я его открыть бы мог.

Потянули, покрутили, (Руки в замочке, сначала тянет в разные, затем ладошки потирает друг о друга)

Постучали и открыли.        (Постукивание ладонями и пальцы расцепляются)                (Пальчиковая игра)                        

Ведущий:

Дверь тихонечко открылась

Звери очень удивились.

Закричали все: «Ура! »

Посмотрите, здесь игра!

Поиграем с наслажденьем

И пойдём пить чай с печеньем.

Игра: «Золотые ворота».

Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей (можно предложить родителям эту роль).

Дети играют в игру. Далее следует чайная пауза, дети с родителями пьют чай со сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».

Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта:  «Сказка о веселом язычке»....

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...