Главные вкладки

    Роль синтеза искусств в эмоционально-речевом развитии дошкольника.
    статья (подготовительная группа) на тему

    РОЛЬ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ЭМОЦИОНАЛЬНО - РЕЧЕВОМ

    РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.

    Феномен отождествления музыкального и цветового восприятия.

    То, что без музыки наша жизнь была бы гораздо бледней в эмоциональном плане совершенно очевидно. Представьте себе фильм, в котором нет ни музыки, ни шумовых эффектов и через некоторое время вы почувствуете себя очень неуютно. Так почему же нам так необходимы звуки? Какая связь между нашим эмоциональным благополучием и звуками? Какова изначальная роль музыки и звуков вообще? Почему именно синтез искусств (музыка, слово, живопись) является наиболее развивающей средой для детей? На эти вопросы нам поможет ответить небольшой экскурс в историю возникновения человека.

    Считается, что музыкальные звуки возникли 50 ООО лет назад с появлением человека разумного. Предполагается, что первыми появились разного рода ритмические звуки: удары, хлопки и т.п. Затем крик, который путём вариации тембра и высоты голоса приобрёл нечто подобие пения. Музыка была связана с религией, магией, этикой, терапией, политикой, играми и удовольствиями, являлась главной составляющей культуры древних цивилизаций. Однако появление и предназначение музыки и при том её связи с цветом остаётся лишь в наших предположениях.

    С некоторого времени человека стали интересовать такие феномены, как музыкальные гении, так и паранормальные способности у художников, которых также относят к категории гениев. Было замечено, что все они страдают психическими отклонениями, что и стало основой для исследований. А именно: в экспериментах учавствовали ясновидящие и обычные люди, так называемые «опиумоеды», которые, слушая музыку - видели цвета и наоборот. Наиболее интересные сообщения о цветомузыкальных феноменах опубликованы в журналах «La Paris» (№620, April 18? 1885/, № 226, May 30, 1885), автор которой, А. де Роше, проводил эксперименты, результатами которых были ассоциации цвета со звуком. Каждый звук имел свой цвет, э - белый, а - темно красный, о - жёлтый и т.д. Таким образом, речь представлялась многоцветной лентой, Причём, цвета этой ленты определялись главным образом гласными. А пение, как известно - это прежде всего гласные. Отдельные языки так же имеют свои цвета. Например, немецкий - темно серый, испанский - «весьма цветистый, где превалирует жёлтый и красный», итальянский - жёлтый с примесью карминового и чёрного.

    Низкий грудной голос казался тёмно-красным, переходящий в шоколадный, тогда как звонкий окрашивался в светло синий цвет. Голоса инструментов тоже имели свой цвет: пианино и флейта - синие и голубые; скрипка - чёрные; гитара - серебристо серые. Вот выдержки из книги Гальтона « Исследования человеческих способностей и их развитие», в «Лондонских медицинских отчётах»: «... Как только я услышу звуки гитары, я вижу вибрирующие струны, от которых исходит цветное марево»,, Тот же эффект производит пианино. «... над клавишами начинают виться цветные образы, всякий раз, когда поёт хор из нескольких голосов я чувствую , как над головами поющих летает множество цветных точек.

    Я именно чувствую их, потому что взгляд мой не улавливает ничего подобного. Когда я пытаюсь их разглядеть, то сразу перестаю их замечать...»

    И напротив, есть ясновидящие, которые, глядя на цвета, начинают слышать звуки. Современная наука изучает подобные феномены, констатирует их, но объяснить не может. Однако, с точки зрения оккультизма, начинается циклический процесс возвращения человеческого организма к своей первоначальной структуре, присущей третьей и даже четвёртой расы, жившей в так называемое «допотопное» время в цивилизации атлантов.

    Опираясь на сведения Е. Блаватской из книги «Тайная Доктрина» о прошлых цивилизациях, первые музыкальные предпосылки встречаются у ранних лемурийцев. Это третья цивилизация, жившая в районе нынешней Австралии. Лемурийцы были огромного роста (около 20 метров) , четверорукие и двуликие, очень пластичные и гибкие. У них почти не было памяти, речь напоминала нечто похожее на пение, общались в основном путём « чтения мыслей», а главное внимание они уделяли развитию волевых способностей. Встречаются сведения и в древних Ведах, где отождествляются такие понятия, как «Свет и звук», «слышать и видеть». В Гимне X, 71, стих 4 читаем: «Один, хотя и смотрит, не видит речи; а другой, хотя и видит, не слышит её». И опять же в 7 стихе, где говориться о компании друзей, соревнующихся в певческом искусстве, употреблены в непосредственном соседстве друг с другом два характеризующих их эпитета: акшаванта и карнаванта, что значит «наделённые зрением» и «наделённые слухом». Понятно, что певец должен быть наделён хорошим слухом, но почему он должен иметь ещё и хорошее зрение? Вероятнее всего, гимн этот был написан с то время, когда зрение и слух являлись синонимичными понятиями.

    Более того, филолог и востоковед Д.Н.Овсяннико - Куликовский, автор « Очерка вакхических культов...» сообщает нам, что по представлениям древних, речь можно было увидеть.

    А что же говорит об это «Тайная Доктрина»? Человеческая речь в известной нам форме, появилась во времена атлантической расы, в самом её начале. Одновременно с ней развилось зрение. Слух же у человека развился гораздо позже. Поэтому, изначальная человеческая речь звучала тише самого неслышного шёпота и представляла собой скорее ментальную артикуляцию. «Звук должен быть увиден до того, как он будет услышан», - сказано в книге «Киу- те». Вспышка молнии всегда предшествует раскату грома. С течением столетия человечество всё больше погружалось в материю; духовное начало всё сильнее подавлялось физическим, пока совокупность человеческих чувств, составлявшая на протяжении трёх первых коренных рас единое и нераздельное Чувство, не разделилось на обособленные ощущения, которых нам теперь известно пять.

    Мы так и не пришли к точному ответу на вопрос «Для чего нам дана музыка, и почему именно в нашей, пятой цивилизации, она так развилась и приобрела столь разнообразные формы звучания? Почему она нам так необходима, хотя мы этого до конца не понимаем?». Скорее всего, музыка является подсказкой Космического Информационного поля в пути возрождения истинной духовности. Из выше сказанного видно, что чем глубже человечество опускалось в материю, тем интенсивнее развивалась музыка. Отсутствие духовности создало пустоту, которую заполнили зломыслие и сквернословие. Современное поколение не умеет ни правильно мыслить, ни грамотно говорить. Расцветом классической музыки считается период с 15 по 20 век. Наше время - время начала возрождения духовности. Поэтому развитие эмоциональной речи через синтез искусств очень своевременно. Чем человек становится умнее (а не образованней), тем больше усложняется его душевная жизнь. Иногда неумело или необдуманно проронённое слово может навсегда причинить боль другому человеку. Очень много стрессов в душе накапливается оттого, что дети не умеют выразить себя так, что бы другой понял его правильно. Боятся не понять другого, так как знают, что сами принимают всё сказанное буквально. И не спроста у Татьяны Масловой в её учебно - наглядном пособии «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи» первой эмоцией стоит эмоция «страха», причём в двух видах. Именно страх является первопричиной стрессов, накопление которых определяет определённый стереотип мышления, которое в свою очередь ведёт к болезни. Поэтому дети должны уметь управлять этим чувством в первую очередь.

    Наша задача научить детей говорить, спорить, размышлять и не бояться выражать свои мысли. И в данном случае музыка выступает не как вспомогательное средство, но является необходимым компонентом, усиливающим эмоциональные наслаждения и стимулирующим ребёнка к развитию и усовершенствованию своей речи.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Plain text icon rol.txt0 байтов

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль синтеза искусств в развитии музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

    У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимоде...

    Эссе "Роль культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольника"

    В эссе раскрывается роль культуры и    искусства в социально-личностном     развитии дошкольника , показан опыт д/с №3 "Незабудка" г. Протвино в использовании этнокультурног...

    Презентация: "Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников"

    В данном проекте раскрыта роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников. Какое значение имеет в жизни ребенка  искусство и как помогает ему адаптироваться в социуме, его влиянии на ...

    Роль театра, как синтеза искусств, в художественно - эстетическом воспитании дошкольников

    В статье отражается роль театра в художественно - эстетическом воспитании дошкольников. Приводится примерная программа театрального кружка, цели, задачи. Показаны методы и приемы работы в работе над с...

    Проект «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

    «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности»....

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РОЛЬ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    В презентации раскрывается особенность работы в разных возрастных группах...

    Проект Тема: «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

         Проект.  Тема: «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятель...