Главные вкладки

    Проект Тема: «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».
    проект по рисованию на тему

    Петровец Виталина Викторовна

        

       Проект.

     

     

    Тема: «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo.doc662.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект.

    Тема: «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Подготовил: воспитатель

     Петровец Виталина Викторовна

     

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....

    1. Основная часть. Теоретическое обоснование проекта «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности»…………………………

    1.1. Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников..……………………………………………………………….

    2. Практическая часть……………………………………………………...

    2.1.Цель, задачи, объект, предмет…………………………………………

    2.2.Этапы работы над проектом…………………………………………..

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

    ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

         Проблема художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста - одна из основных проблем педагогики, которой в современных федеральных государственных требованиях уделяется  большое внимание.

        Ознакомление  детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, развитие их творческой деятельности особенно актуально сегодня, в период перехода на личностно-развивающую  модель взаимодействия взрослого и ребенка. Актуальность проблемы обусловлена ролью искусства в приобщении детей к духовным ценностям и значением его в нравственно- эстетическом воспитании дошкольников.

      Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и играет большую роль в жизни общества. Оно предстает перед человечеством в виде огромного количества художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами- всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Но если красота созданных человеком вещей, самих людей и явлений природы со временем исчезает, то искусство относительно устойчиво, художественные произведения сохраняются обществом, а поэтому воспринимаются людьми, оказывают на них  воздействие. Искусство сохраняется людьми, потому что оно является важным средством воспитания, формирования развитой, гармоничной личности.

     

     Тема проекта «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности  по ФГОС относится к образовательной области художественно-эстетического развития, включает в себя интеграцию областей познавательного, социально-коммуникативного,  речевого  и физического развития.  Целевые ориентиры проекта направлены на смысловое восприятие и понимание произведений искусства, развитие сенсорной культуры, обогащение художественной деятельности детей и побуждение к творчеству, развитие речевого творчества, владение речью как средством общения и культуры.

    I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретическое обоснование проекта «роль искусства в социально–личностном развитие дошкольника с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности

       Культура и искусство – это средства воспитания, основа художественного воспитания и развития детей. Приобщение к ним является частью формирования эстетической культуры личности.

      Культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы  художественных образов. Каждый вид искусства имеет свои  специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию детьми окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребёнка ярко представляется через услышанные им художественные произведения, увиденные им произведения живописи. В процессе освоения искусства развиваются социально-личностные свойства и качества, ребёнок учится жить по законам красоты. Произведения искусства  несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни и служит одной из основ духовного развития личности.

         Социально-личностные качества дошкольника эффективно развиваются благодаря особенностям различных видов творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, которые способствуют динамике развития социально – личностных качеств дошкольника.

       Ценность культуры состоит в том, что она  содействует ребёнку в открытии внутреннего мира человека, вхождении в социальный мир, приобщении к нормам и правилам жизнедеятельности в обществе, развитию «Собственного человеческого начала в человеке».

       Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстает перед воспринимающими его дошкольниками в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами- всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Также способствует познанию окружающего мира через художественные образы живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения детей возрастает просветительская роль искусства.

       Приобщение к культурным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций». А освоение языка эмоций наиболее полно происходит средствами искусства.

      «Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного  мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения».

      Воспитательная сила искусства «дает возможность войти внутрь жизни, пережив кусок  жизни,  отраженный в свете определенного мировоззрения,- говорил видный советский психолог Б.М. Теплов – и самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что нравится, затем они приобретают характер суждений с точки зрения определенного идеала.

       Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.  Искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольника, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.

    Актуальность исследования видна в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это определило тему исследования: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом».

    II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    2.1. ЦЕЛЬ - раскрыть роль искусства в формировании социально-личностной позиции дошкольников. Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

    Цель, предмет и объект проекта обусловили постановку следующих задач.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

    1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

    2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

    3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    4. Развивать творческое мышление.

    5. Формировать практические навыки работы с бумагой и цветом.

    Новизна: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

    Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возра

    .

    Этапы реализации проекта:

    I этап – Организационный - средняя группа (2016-2017 учебный год).

    II этап – Практический – средняя группа(2017-2018 учебный год).

    III этап – Обобщающий –средняя группа (2017-2018 учебный год).

    На первом этапе проекта была поставлена задача знакомства с такими приемами нетрадиционного рисования:

    • Умение делать фон (тонирование листа).
    • Техника печатания (обвести трафарет по контуру).
    • Техника «тычка» кисточкой («Котенок играет»)
    • Техника рисования пальчиками («Разноцветные цветы», «салют»).
    • Техника рисования восковыми мелками («Весна идет!»).
    • Техника рисования восковыми мелками («Цветы для мамы»).

    На втором этапе проекта запланированы такие задачи:

    1. Закреплять знакомые приемы нетрадиционного рисования.

    2. Знакомство с новыми приемами рисования:

    • Техника томпонирования
    • Техника рисование «по-мокрому»
    • Техника рисование ладошкой
    • Техника рисования ватными палочками
    • Техника набрызгивания
    • Техника рисования углем.

    На третьем этапе планируются такие задачи:

    1. Продолжать закреплять нетрадиционные приемы рисования.

    2. Учить одновременно, использовать самостоятельно несколько техник нетрадиционного рисования (коллаж).

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Научить детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

    2. Помочь развить у детей, творческое воображения, композиционное умения цветовосприятие и зрительно-двигательной координацию.

    3. Сформировать практических навыков работы с бумагой и цветом.

    4. Научить быть отзывчивыми и уметь приходить на помощь друг другу в работе.

     

    Модель взаимодействия участников проекта

    Модель интеграции образовательных областей

    Технология работы

       Развивающие технологии направлены на детей дошкольного возраста в рамках проекта «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности»  целью влияния искусства на социально-личностное развитие дошкольников.

       

     Взаимодействие с родителями:

    • Консультация «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников»
    • Размещение информации для родителей «Искусство- детям»
    • Привлекать внимание родителей к различным формам совместной художественной деятельности в детском саду и дома.
    • Оформить выставку художественного творчества детей.
    • Совместная работа детей, педагогов и родителей по созданию условий по теме проекта.

    Предусматривается проведение непосредственной образовательной деятельности.

    Формы проведения  НОД различны. Предусмотрены как теоретический – рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, наблюдения, ,  показ воспитателем способов действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу, осваивают технику рисования.

     

    Целевые ориентиры

    • выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, художественного вкуса;
    •   смысловое восприятие и понимание  произведений искусства;  
    • развитие речевого творчества, владение речью как средством общения и культуры при восприятии произведений живописи;
    •   овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей, и приобретение навыков работы в коллективе;      
    • реализация самостоятельной творческой деятельности;                                                    
    • овладение первоначальными представлениями социального характера.

    Вид проекта: творческий, долгосрочный.

    Адресация:

    Проект   реализуется в рамках программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в направлении «Художественно-эстетическое развитие» с интеграцией областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

      Участники реализации проекта, стали:

    • Дети.
    • Родители.
    • Педагоги

    Возраст участников:4-5 лет.

    Срок  реализации программы: сентябрь-май 2013-2014 года.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Знакомство с различными жанрами изобразительного искусства способствует  психическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.

               Познавательный мир искусства ребенка приобщает его к истории, овладению средствами  выразительности, умению воспринимать жанры искусства, овладевать профессиональными понятиями, терминами, используя их в самостоятельной деятельности.

              Необходимо отметить, что искусство благотворно влияет на эмоциональный комфорт в условиях социального окружения и положительно влияет на социально-личностное развитие дошкольников.

          В Федеральных Государственных образовательных стандартах большое значение уделяется социально-личностному развитию детей.  Социализация детей сегодня- это процесс, направленный на вхождение ребенка в социально-культурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, сохранить и созидать, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному совершенствованию.

       

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Выготский, Л.С., Психология развития ребенка. [Текст]/Л.С. Выготский.  -М., 2010.
    2. Данилина, Т.А., Степина, Н.М., Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст]/Т.А. Данилина, Н.М. Степина.  – М., 2011.
    3. Коломийченко, Л.В., Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.В. Коломийченко.- Пермь, 2009.
    4. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. [Текст]/А.В. Мудрик.–М., 2009.
    5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст]/Т.С. Комарова. -М.: Мозаика – Синтез, 2009-2010.

       

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Тема: «Жанры изобразительного искусства»

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие».

    Речевое развитие: активизировать в речи детей понятия: пейзаж, натюрморт, портрет, развивать диалогическую речь детей.

    Познавательное развитие: закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.

    Физическое развитие: побуждать детей рационально использовать двигательные и эмоционально-психические разгрузки в ходе занятия.

    Занятие по рисованию «Салют»

    Цель: Учить детей рисовать красами при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

    Материал: Разведенная гуашь или акварель; лист бумаги; вода; тряпочка, салфетка.

    Техника: Рисование пальцами.

    Ход занятия: На занятии используются 2-4 краски разных цветов, например, синяя, зеленая, красная.

    До начала занятия подготовьте краски: разведите их до густоты сметаны и налейте в отдельные блюдца или чашечки. Приготовьте баночку с водой, ребёнок сможет ополаскивать пальчики.

    DSC_2888.JPG

    - Помните, мы с вами  видели салют? Там было много маленьких разноцветных огоньков.

    - Их  было очень-очень много. Они были похожи на маленькие кружочки.

    Можно прочитать стихотворение, например, такое:

                                           

                                       «САЛЮТ»

    В небе черном три фонтана,

    Ярких, огненных тюльпана.

    Как цветы, раскрылись искры,

    А растаяли так быстро!

    Снова «Бам!» -светло как днем,

    Небо светится огнем.

    Красный, желтый, белый, синий-

    Сотня звезд и сотня линий.

    Я салют смотреть готов

    Сто минут и сто часов.

    Вот бы каждый день салют-

    Сто часов и сто минут.

    Воспитатель :

    - Давайте мы с вами нарисуем салют!

    Положите на стол лист бумаги и покажите, как  можно рисовать пальцами:

    Окунуть кончик пальца в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т.д. когда малышу надоест рисовать краской одного цвета, объясните, что надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой.

    Дайте ребёнку возможность рисовать самостоятельно.

    - Вот какой красивый салют у нас получился! Молодцы!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по изобразительной деятельности для дошкольников (с использованием нетрадиционных методов рисования).

    Занятие по изобразительной деятельности для дошкольников             ( с использовани...

    Проект «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

    «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности»....

    Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

    Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

    Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

    статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

    Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет

    Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...

    Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2018-2019 учебный год

    Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...