Главные вкладки

    Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности с младшими дошкольниками
    методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

    Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

    Главная цель , задачи, классификация материалов, используемых в работе, методы и приемы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл materialy_112.docx18.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

    Ребенку четвертого года жизни необходимо предоставление большей самостоятельности и обогащение его деятельности новым содержанием.

    В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

    Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использование сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

    Вместе с детьми, воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, простейшему экспериментированию с предметами и материалами.

    У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В художественной деятельности, играх воспитатель помогает детям принимать цель и связывает результат с поставленной целью. Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность.

    Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной, разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

    Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, использование стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации, недостаточно для развития творческих способностей. Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

    Целенаправленную работу в этом направлении мы начали с младшими дошкольниками, используя различные материалы.

    Классификация материалов:

    1. Бумага и картон (разные по фактуре и свойствам).

    2. Материалы различного происхождения: природные материалы (семена, скорлупа, соль, листья, ветки, шишки и т.п.); дерево (опилки, стружка, шпон, спички); проволока; пластмасса (трубочки, футляры от «киндер-сюрпризов», бисер, пуговицы, бусинки и т.п.); крупы и макаронные изделия различной конфигурации; пластилин; соленое тесто.

    3. Волокнистые материалы: натуральные (вата, нитки, ткань); синтетические (поролон, синтепон).

    Поставили следующие задачи:

    1. Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности.

    2. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с разными по качеству и свойствам материалами.

    3. Вызвать у детей желание передавать характерные признаки объектов, использовать материалы в сочетании друг с другом для создания более выразительных образов.

    4. Развивать мелкую моторику.

    5. Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.

    При решении задач использовали разнообразные методы и приемы: наблюдение за окружающими объектами, явлениями в природе, рассматривание игрушек, картинок, иллюстраций; чтение потешек, стихов, сказок; музыкальное сопровождение; просмотр мультфильмов и видеофильмов; игровые приемы, беседы с детьми (и от лица персонажа); упражнения и игры:

    - способствующие освоению свойств изобразительных материалов (их обследования, освоение предметных действий, игровое экспериментирование с материалами);

    - способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые игры), на развитие умений создавать простые формы (например, «Закрути нитки в клубок»);

    - способствующие формированию сенсорного опыта: тактильное и зрительное обследование, называние эталонов цвета, формы, показ действий для создания образа;

    - приемы сотворчества и создания коллективных композиций.

    Содержание способов работы:

    1. Создание образов на основе силуэта в совместной деятельности. Воспитатель рисует контур будущего рисунка, по готовому силуэту наносится клей ПВА, а затем выкладывается изображение различными материалами (дополнение: нос и глаза – бусинки, бисер и т.п.). Например, «Мышонок проголодался» (рисовая крупа, семечки); «Поросенок» (манная крупа, подкрашенная розовой краской); «Веселый китенок» (бумажные шарики, скатанные из салфеток); «Лягушонок Квак» и «Пятачок» (соль для ванн соответствующего цвета); «Винни-Пух» (опилки); «Чебурашка» (карандашная стружка); «Белочка в пушистой шубке» (нитки разных оттенков); «Зайчик с морковкой» (шарики из пенопласта, нитки); «Солнышко лучистое» (бисер) – коллективная работа и др.

    2. Создание аппликативных картинок детьми из нескольких элементов: составление композиции из готовых форм на фоне, поочередное наклеивание деталей, дополнений для выразительности. Например, «Вот цыпленок в желтой шубке появился из скорлупки» (нитки, яичная скорлупа); «К нам спешит веселый гном» (нитки); «Плывет, плывет кораблик» (море – техникой обрывной аппликации); «Небо в облаках» (вата) и др.

    3. Способ изготовления из готовых полосок (петелька), наклеивание на готовую основу. Например, «В лесу родилась елочка», «Букет для мамы» - коллективная.

    4. Лепка объемных изображений объектов. Например, «Цыплята на прогулке» (раскатывание двух шаров разной величины, соединение, вытягивание хвостика, клюва, гребешок из картона, глазки - бисер); «Сороконожки» (раскатывание удлиненных цилиндров и видоизменение формы – изгибание, ножки – шарики из пенопласта, глазки - бусинки); «Мышка - норушка» (лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заостренная мордочка, ушки – арбузные семечки, хвостик – веревочка, глаза – мелкие бусинки); «Черепашки» (туловище – скорлупа грецкого ореха, головка из пластилина округлой формы, лапки вытянутой формы) и др.

    5. Нанесение на силуэт (из плотного картона) слоя пластилина и подбор необходимого материала для завершения работы. Например, «Волшебные снежинки» (мелкие бусинки, бисер); «Зверюшки - игрушки» (нитки, вата, крупы, бусинки); «Теремок» (спички, крыша из шпона); картинки «Машины на дороге», «На море» (макаронные изделия: машинки, самолеты, кораблики) и др.

    Использование разнообразных материалов в изобразительной деятельности доставляет детям большое удовольствие. Работы становятся более яркими и выразительными. Дети охотно, с интересом рассказывают, что у них получилось. В дальнейшем детские работы украшают интерьер не только группы, но и детского сада.

    Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности.

    Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение разнообразных изобразительных техник и материалов позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

    Занимаясь изобразительным искусством и художественным трудом, ребенок овладевает не только практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ручной труд. Использование нетрадиционных материалов в совместной деятельности с детьми. Развитие творческих способностей.

    Методическая разработка для совместной продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.                           ...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЗПР ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Предлагаю опыт  моей  работы по развитию творческих  способностей детей  дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.Использова...

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

    Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

    Использование нетрадиционных материалов в формировании художественно-эстетического восприятия дошкольников

    Использование нетрадиционных материалов, таких как: ткани, бутылки, салфетки,  и тд. в сочетании в нетрадиционными техниками творчества (декупаж, лепка по бутылкам) позволяет расширить художестве...

    Проект «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

    «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности»....

    Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средство развития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средстворазвития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста....

    Проект Тема: «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

         Проект.  Тема: «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятель...