«Летняя радуга детских игр…»
методическая разработка на тему

Герт Наталья Викторовна

Практикум для педагогов

«Летняя радуга детских игр…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Практикум для педагогов

«Летняя радуга детских игр…»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагога в  организации игровой деятельности с детьми в летний период времени.

Задачи:  

1. Познакомить педагогов  с разнообразием игр для детей в летний период.

2.Создать коллектив единомышленников по применению практических знаний и умений  в работе с детьми   в организации  игр.

3. Ознакомить методикой проведения в различных играх в летний период.  

 

Список литературы:

1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда  детского сада. Учебное пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 208 с.

2.  Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.

3. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. Играю – значит интересно живу: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 302, (2) с.: ил. – (Дошкольник. Давайте поиграем!).

4. Интернет ресурсы.

Подготовила и реализовала:

                                                                                                             Герт Н.В, воспитатель

28 июля  2016г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов организации игровой деятельности с детьми в летний период времени.

Задачи:  

1. Познакомить педагогов  с разнообразием игр для детей в летний период.

2.Создать коллектив единомышленников по применению практических знаний и умений  в работе с детьми   в организации  игр.

3. Ознакомить методикой проведения в различных играх в летний период.  

Состав участников: воспитатели ДОУ.

План проведения:

1. Теоретическая часть для педагогов.

2. Практическая часть:

Презентация практического материала: ««Летняя радуга детских игр…»

3. Итог семинара. Рефлексия «Закончи фразу»

        Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

     И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

     Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения

       Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также  навыков безопасного поведения  в природе.

      Основными задачами работы ДОУ в летний период:

- создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;

- реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;

- осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

     Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и дошкольных учреждениях.

     Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы старшие дошкольники научились играть в подвижные игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Старших ребят надо приучать к совместным играм с малышами, оказывать им помощь в выборе игр, участвовать в играх в качестве водящего, следить за ходом игры, подсказывать порядок игровых действий, напоминать правила и т. д.

     Чаще всего подвижные игры используют в целях двигательной активизации детей.      Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, к увеличению работоспособности.

   

Ход практикума:

« Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» -

А Фромм

Теоретическая часть

Значение игры для ребенка. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия « работает» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом все, что составляет богатство человеческой личности».

       Сейчас летом особенно хочется играть с детьми в такие игры-забавы, которые будут, не только интересны, но и веселые, шумные. Так как игры проводятся на участках , то здесь предоставляется больше свободы в движении.

Еще хотелось бы отметить, что как расширяет словесный багаж такое словесное пространство  игры: говорилки, дразнилки, леталки, мочилки, бродилки, приговорки, заклички, издевки, пеестушки, потешки, прибаутки, страшилки, молчанки, голосянки, поддевки, сечки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки.

        Летом, когда жарко не очень-то получится очень подвижные игры, а вот с применением нетрадиционных пособий, несложной атрибутики  у детей будет возможность получить удовольствие  и вдоволь позабавиться.

       Дорогие воспитатели, беря игру как заготовку, думайте сами, какому возрасту детей она подходит, усложняйте или облегчайте правила и всю « технологию» той или иной игровой миниатюры.

       При организации игр можно руководствоваться такими рекомендациями:

- игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание осознанно исправить возможную ошибку, а воспитатель – помочь ему в этом;

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды;

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей деятельностью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять задание, поощрять детскую инициативу;

- в процессе игры воспитатель принимает непосредственное участие: по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

2. Практическая часть

- А теперь предлагаю вам проиграть, чтобы вы сами могли почувствовать,  как играть и как участвовать совместно с детьми в процессе игры

Игры - «Жужа» (для детей с 6 лет)

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Замечание: Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

«Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

Замечание: Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Забавы с воздушными шарами

Чей шар больше?

 Состязание предельно просто: участники получают воздушные шарики и по команде начинают их надувать ртом. Тот, у кого шар лопнет, выбывает из игры. Побеждает тот, кто надует самый большой по объему шарик.

Психолог – Дорогие педагоги Мы можем применить очень разные и интересные  игры, только не забывать особенность детского интереса –игры не должны быть утомительные и скучны для детей.

Презентация практического материала

 Примерный перечень игр

«Бумажные мячики»

Цель: эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющие две команды.

Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует, его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию (2-3мин).

«Ритмические хлопки»

Цель: это потрясающая игра хорошо подходит для больших групп. Дети могут выразить в ней свое беспокойство, фрустрацию, скуку, усталость или чувство одиночества. В начале игры неизбежен звуковой хаос. Однако постепенно из этого хаоса может возникнуть ритмическая структура, объединяющая всех участников. Некоторые группы находящийся ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

Встаньте широким кругом и закрой глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать  ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок.  Если вам это удастся, откройте глаза и обращайтесь друг с другом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута, и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: «Стоп!»

Бег с « капканом»

 Участники делятся на две команды. К правой и левой ногам каждого бегуна привязывают по два надутых шара. Это и будут « капканы»

По команде ведущего члены команд бегут наперегонки до установленного рубежа. Каждый следующий член команды начинает бег тогда, когда его партнер достиг рубежа.

За каждый лопнувший шар команда получает штрафное очко. Расстояние лучше взять не более 20 метров

«Цапля»

Цель: игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность к концентрации внимания, а так же всегда смешит детей.

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты, необходимо продержаться в таком положении как можно больше. Дети, у кого это получилось, становятся водящим в подвижной игре «Лягушки и цапли

«Мишень»
Рисуете на асфальте мишень (например, в виде круга) и кидаете в нее разные предметы (камушки, веточки, желуди).

Ножки - ладошки
Прикладываете к асфальту ладошку (ступню) малыша или свою и обводите разноцветными мелками.

Белочка.
Рисуете разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предлагаете крохе прыгать, как белочка, из дупла в дупло, называя цвета.

  Конкурс рисунков.
Если на площадке много ребятишек, можно провести конкурс рисунков, объединив их одной темой (например: цветы, герои мультфильмов...).

Сбей бутылку!
На возвышение поставьте пластиковую бутылку и с некоторого расстояния пытайтесь сбить ее мячом.
Покатились с горки!
Ребенок берет мяч в руки и залезает с ним на горку. После чего скатывает мяч с горки, затем катится сам, догоняя мяч.
Попади в цель!
Возьмите детское ведерко и старайтесь попасть в него мячом. Постепенно отходите чуть назад, увеличивая расстояние между игроком и ведерком.

Мой веселый, звонкий мяч!
Бросайте мяч о землю так, чтобы он отскочил как можно выше. Во время игры можно рассказывать стихотворение С. Маршака "Мяч".

  Два мяча.
Возьмите два мяча, большой и маленький; положите их на небольшом расстоянии друг от друга (чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Пиная маленький мяч ногой, старайтесь попасть в большой мяч, чтобы последний покатился.

Кто знает больше?
Игроки встают напротив и, бросая друг другу мячик, по очереди перечисляют наименования игрушек (животных, растений, предметов бытовой техники и пр.).

Хитрый мячик!
Положите два камушка (две палочки или мелкие игрушки) на дорожке и попытайтесь прокатить мяч между ними.

Попади в цель!
На стене нарисуйте большой круг - это цель. Отойдите на 5-10 шагов назад (в зависимости от возраста и умений ребенка) и кидайте мяч в цель!

Я люблю...
Если ваш малыш уже хорошо говорит, можно поиграть следующим образом. Все игроки встают в круг и передают мяч соседу со словами "Я люблю...". Например:
- Я люблю играть с куклой.
- Я люблю кушать конфеты.
- Я люблю кататься на качелях.
И так далее.
Игры с мячом развивают координацию движений, ловкость, глазомер, а активные занятия на свежем воздухе укрепляют здоровье ребенка.

Игры  со спичками

Спичка- копье

Забава очень проста: начертите на  земле мелом чертуи, не переступая ее, бросать на дальность обыкновенную спичку, как копье. Победителем можно определить по трем броскам.

Дунь в коробок

Освободите коробок от спичек. Выдвиньте его наполовину и, приставив ко рту, сильно дуньте. Коробок может улететь довольно далеко. Проведите соревнование « воздушных стрелков»

Можно предложить такие задания

- постараться попасть в небольшой очерченный мелом круг;

- сбить легкую , бумажную мишень;

 - попасть коробочкой в установленную на полу корзинку;

 - попробовать установить рекорд, т.е. «передунуть» коробочку через какую-то планку.

Рисование мелками.

 Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

Игры с обручем и скакалкой. 

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

 

 Надувание мыльных пузырей.

 Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и в воде.

 Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.

Водолазы

 Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.

Карлики – Великаны

 Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Пятнашки

 Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя.

Попади в круг

 Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу. В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2 – 3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.

Игра с камешками

 Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

- Много интересных игр и забав можно найти в интернете

Давайте играть с детьми, пока они доверяют нам. Мы можем научить их мыслить, запечатлевать образы мира и находить их место в человеческой культуре. Желаю удачи на поприще развлечения ( раз-влечение, - влечение к разному, разнообразному).

3. Подведение итогов практикума

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам семинара-практикума предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось…  Хотелось бы добавить…

     Вывод: В ходе практикума воспитатели  приобрели   навыки организации и проведения игровой деятельности с детьми дошкольным возрастом.  Педагоги познакомились с разнообразием игр для детей в летний период. В практической части семинара каждый из педагогов поупражняется  в проведении народных и подвижных игр с мячом, скакалкой, обручем, прищепками, шарами и т.д.  

28.07.2016.

Анализ практикума для педагогов

«Летняя радуга детских игр….»

        С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в организации игровой деятельности с детьми в летний период времени. 28 июля был проведен круглый стол практикум для педагогов «Летняя радуга детских игр….».

         Исходя из целей были поставлены задачи: 

1. Познакомить педагогов  с разнообразием игр для детей в летний период.

2.Создать коллектив единомышленников по применению практических знаний и умений  в работе с детьми   в организации  игр.

3. Ознакомить методикой проведения в различных играх в летний период.  

          В ходе проведения практикума педагогов ознакомила с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста в летний период. В мероприятия  педагоги  просмотрели презентацию: «Летняя радуга детских игр…», где педагогам было предложено много интересных игр и забав, в которые могут поиграть  с детьми: Игры - «Жужа» (для детей 6 лет), «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет), «Бумажные мячики», «Ритмические хлопки», Бег с « капканом», «Цапля», «Мишень», Ножки – ладошки, «Белочка»,
Сбей бутылку!, Мой веселый, звонкий мяч!, Хитрый мячик!, Попади в цель!,
Игры  со спичками: «Спичка- копье», «Дунь в коробок»; Забавы с воздушными шарами «Чей шар больше?», Рисование мелками, Надувание мыльных пузырей, Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и в воде, Игра с камешками, игры с песком. Рефлексия «Закончи фразу». Эти игры развивают воображение, мышление, творчество.

         Педагоги были вовлечены в игровую деятельность, где педагоги  приобрели   навыки организации и проведения игровой деятельности с детьми дошкольным возрастом.  В практической части практикума каждый из педагогов поупражнялся  в проведении народных и подвижных игр с мячом, скакалкой, обручем, прищепками, шарами и т.д.  

         Данное мероприятие дала возможность педагогам прикоснуться к самобытному миру  ребёнка, повысил педагогическую компетентность педагогов в организации игровой деятельности с детьми в летний период времени.

 

        «Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву… В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других…»

                                                                                                                                 Н.К. Крупская

         «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

                                                                                                                         В.А. Сухомлинский

                                                                                                                                                                                                                Воспитатель:

Герт Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ «Летняя радуга детства»

Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ«Летняя радуга детства»АктуальностьСегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую баз...

Проект «Путешествие по летней радуге».

Создание в дошкольном учреждении эффективных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы и   развития познавательного интереса воспитанников в летний период....

«Летняя радуга детства»

Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ...

Отчёт летней – оздоровительной работы «Путешествие по летней радуге».

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий....

Проект летне-оздоровительной работы «Летняя радуга детства».

Сегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую базу по здоровому образу жизни нации. Формирование представлений о здоровом обр...