Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ермолаева Наталья Александровна

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю по теме "Секреты Волшебницы-зимы" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 218 компенсирующего вида»

660005, Россия, Красноярский край, город Красноярск,  ул. Краснодарская, д. 3А, тел. 224-75-30,

e-mail: mdou218@list.ru ОКПО 41069145, ОГРН 1022402484092, ИНН 2465041229, КПП 246501001

     ______________________________________________________________________________

«Комплексно-тематическое планирование

образовательной деятельности на неделю»

по теме «Секреты Волшебницы – Зимы»

                                                                                       

                                     Автор: Ермолаева Наталья Александровна

                                         

г. Красноярск

2017 г.

Аннотация.

В методической разработке «комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю» представлена собственная педагогическая практика, которая используется  в работе с детьми.

Методическая разработка раскрывает функциональность использования тематической недели при организации  образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, логопедам, узким специалистам и родителям. Совместная деятельность педагога с детьми отражает все виды детской деятельности с указанием цели. В содержание включены разнообразные формы организации образовательного процесса педагога с детьми. 

Суть тематического планирования состоит в том, что  выбирается тема недели, именно она может сделать содержание дошкольного образования целостным, объединив информацию из разных областей действительности, способы и средства различных видов деятельности детей, общения и адекватного поведения, набор определенных личностных качеств тех, что входят в понятие «содержание образования». Чтобы познакомить детей с выбранной темой, подбираю разные виды деятельности: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение наблюдений, исследование свойств предметов. Таким образом, детям предоставляется возможность по разному «проживать» (осваивать) новую информацию, видеть её с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями. К концу недели происходит кульминация - итоговое событие, в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали, что сделали.

Для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по выполнению домашних заданий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

                             

Ермолаева Наталья Александровна МБДОУ № 218

Воспитатель высшей квалификационной категории

Контактный телефон: 8950-991-31-08

                                               

Пояснительная записка
        Актуальность

                                               «Будущее должно быть заложено в настоящем. 

                                                 Это называется планом. 
                                          Без него ничто в мире  не может быть хорошим»

                                                                               Георг Кристоф Лихтенберг

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения образовательной программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей  к: 

  • Явлениям нравственной жизни ребенка.
  • Окружающей природе.
  • Миру искусства и литературы.
  • Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям.
  • Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
  • Сезонным явлениям.
  • Народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет  дошкольного учреждения.

Построения всего образовательного процесса вокруг одного центрального события даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.

Построение образовательного процесса с учётом комплексно-тематического принципа позволяет формировать и развивать детскую самостоятельность и инициативу. Благодаря грамотной организации развивающей среды, дети сами выбирают ту область, которая им более интересна и привлекательна.  

Данное планирование охватывает все виды деятельности и индивидуальную работу. Последовательность хода организационных моментов, создание предметно-развивающей среды.

Оно позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

Работа основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной и творческой.

Тематическое планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение всей недели, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки, помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря этому воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

                                 Ожидаемые результаты планирования

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении,  познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Способны выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.

Дети проявляют любознательность,  интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно объяснять явления природы, наблюдают, экспериментируют.

Сформировались  представления детей о зимних явлениях в природе,  о свойствах воды. Активизировалось отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях.

Познакомились с техникой безопасности при проведении опытов.

Осуществили интерес родителей к жизни детского сада.

Повысили уровень развития детей к данной теме. 

Новизна комплексно-тематического планирования заключается на основе  темообразующих  факторов  и  соединение образовательных областей в единое целое. В данной разработке  главной задачей является сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью, привлечь родителей, поставить цель, которая захватила бы всех участников процесса.

Заключение

         Наблюдение за детьми группы подтверждает  наличие у всех детей устойчивой  мотивации к деятельности при использовании метода тематической недели.

         Практика доказала, что реальные события, происходящие в группе, вызвали интерес у детей.

Чтение художественных произведений вызвали воображаемые события. События  специально "смоделированные".(Внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, вызвали  неподдельный интерес и исследовательскую  активность: "Что это такое?" "Что с этим делать?" "Как это действует?")

Результаты работы выявили, что  все события, происходящие в жизни  группы, "заражающие" детей  привели к сохранению интереса до конца недели. Родители приняли активное участие в подготовке и проведении игрового развлечения.

       

Содержание  методической разработки.

1.Аннотация.

2.Основная часть. 

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Секреты Волшебницы – Зимы» (старшая группа)

3.Пояснительная записка.

4.Заключение

5.Список литературы.

Список литературы.

1.Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

          2.ФГОС ДО

          3.ОП ДО

4.Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации.  А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.

5.Рекомендации по составлению планирования.

                                               


Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по теме «Секреты Волшебницы – Зимы»

(старшая группа)

Цель: Формирование  представлений детей старшего возраста  о зимних явлениях в природе,  о свойствах воды, льда и снега в процессе экспериментальной деятельности.

 

Задачи:

Обучающие

- Активизировать у детей проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, в познании  зимних явлений природы.

-Закрепить и упорядочить знания детей о свойствах воды, выстраивать причинно-следственные связи.

-Экспериментальным путём познакомить со свойствами льда и снега.

-Продолжать учить технике безопасности при проведении опытов.

Развивающие

-Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы, самостоятельно искать решение предложенной задачи

-Развивать умение игрового общения, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

-Развивать интерес родителей к жизни детского сада.

Воспитывающие

-Воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность.

Итоговое мероприятие: «Игровое развлечение с родителями в снежном  дворце»

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная   деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

ПОНЕДЕЛЬНИК

Познавательная деятельность 

Программное содержание:

Освоение действий звукового анализа слов («сани»). Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука «и». Развитие слухового внимания.  

Игра «Живые звуки»

Словесные  игры

«Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.)

Загадки о различных зимних явлениях.

Физ.мин. «Все мы дружные ребята»

Планируемые результаты: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют уважительное отношение и эмоциональную отзывчивость к сверстникам и самому себе.

Предметно-практическая среда:

Иллюстрации «Зимние природные явления».

В лаборатории ведерко со снегом.

Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Двигательная деятельность по плану педагога.

Художественно- эстетическая деятельность:

Программное содержание: развивать творческую активность, чувство композиции, познакомить с понятием «симметрия».

Рисование «Снежный дворец»

- Д/и «Отыщи снежинки»

Планируемые результаты: проявляет творческие способности, фантазию, воображение, развита мелкая моторика, доводим до конца начатое дело.

Предметно-практическая среда: материал для рисования, атрибуты для д/игры. Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в микрогруппах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Прием: Вводная беседа

Дети  находят в группе снежинку с условным обозначение -  лужа. Проблемная ситуация «откуда она», «как появилась в группе», «что обозначает знак». В беседе воспитатель подводит детей к тому, что  зиму называют Волшебницей  – потому, что она имеет свои секреты и владеет волшебством (экспериментальная деятельность). О своих секретах зима будет рассказывать всю неделю. Воспитатель обращает внимание детей на лабораторию, либо дети сами заметят ведерко со снегом. Наблюдаем за снегом, что происходит, дети высказывают свои предположения, делаем выводы. Раскрываем первый секрет Зимы, который обозначен на снежинке. Фиксируем секрет в блокноте.  

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

 Утренняя гимнастика

Прогулка:

Экспериментальная деятельность: на прогулке проводим опыт, выносим стаканчики с водой и ставим на улице. В течении прогулки наблюдаем, что происходит.

Наблюдение за снежинками, рассматриваем их, где быстрее тают на ладони, или на рукавичке? Обсуждаем ответы детей.

Предложить детям – подумать, как и чем мы можем порадовать Волшебницу – Зиму, которая решила поделиться с нами секретами (задумываем строительство снежного дворца для Зимушки).

Определяем место для снежного дворца и начинаем сгребать снег.

 п/и «Снежинки и ветер»

Цель: повышение двигательной активности, развивать умение быстро действовать по сигналу воспитателя

Вторая половина дня:

Гимнастика после сна

Наблюдение во что превратился снег в ведерке, делают выводы.

Чтение произведения «На горке»

Изготовление снежинок.

Вечерняя процедура: КРУГ, СБОР информации

Внесение в среду иллюстраций для рассматривания по теме

оформлено верхнее пространство – «зимующие птички», «деревья зимой», «зимние забавы», «зимние пейзажи».

Художественная литература «На горке», стихи о зиме. Загадки о различных зимних явлениях.

Иллюстрации «Зимние природные явления».

 В лаборатории ведерко со снегом.

В приемной вывешиваем афишу с темой  «К нам пришла Волшебница – Зима». На афише записаны вопросы детей, что их интересует в этой теме, что бы мы хотели узнать.

Обращаем внимание родителей на тему, предлагаем принять участие.

ВТОРНИК

Речевая деятельность:

Программное содержание: совершенствовать речь, как средство общения, развивать у детей коммуникативные навыки, фантазию, упражнять в самостоятельном проговаривании сложных слов и четком произношении звуков в нем..

- Разговор «О жизни животных в зимнем лесу»

- Д/и «Кто внимательный?»

- Работа по картинке, составление вопроса со словом кто? Задайте вопрос со словом что?

- Д/и «Найди отличие»

- Работа над предложением (составление предложения и схемы).

Планируемые результаты:  проявляют творческие способности в придумывании предложений, могут фантазировать вслух, играть словами, хорошо понимают устную речь.

Предметно-практическая среда:

сюжетные картинки, д/и.

Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия. «Взрослый - ребенок»: ситуативно-деловая познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия. «Ребенок - ребенок»: деятельность индивидуально-групповая.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Художественно- эстетическая деятельность:

Программное содержание: умение передавать в лепке характерные черты животных.

 Закрепление навыков лепки, используя разные приемы, умение работать в коллективе.

Коллективная лепка по сюжету русской народной сказки «Зимовье зверей»  

- Д/и «Хорошо-плохо»

Цель:  умение оценивать явления зимней природы с противоположных позиций. Как можно играть зимой?   

- Д/и «Загадки и отгадки» (о зиме)

Цель: развитие логического мышления, воображения.

Планируемые результаты: проявляют творческие способности в лепке, воплощают разнообразные замыслы, ребята способны выбирать участников совместной деятельности.

Предметно-практическая среда: иллюстрации животных в лесу, индивидуальные доски для лепки, пластелин, стеки, салфетки.

Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия. «Взрослый - ребенок» внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия. «Ребенок ребенок» деятельность в микрогруппах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: ыражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Музыкальная деятельность по плану педагога.

Прием: 

Дети находят в группе еще одну необычную снежинку -разноцветную. Проблемная ситуация «что может обозначать эта снежинка», «о чем она может нам рассказать». Вспоминаем, что вчера мы заморозили воду в стаканчиках, в результате получили льдинку - бесцветную, а что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски)

Утренняя гимнастика

Прогулка:

Экспериментальная деятельность: выносим стаканчики и формочки с окрашенной водой. Обсуждаем как можем использовать этот секрет для  украшения снежного дворца 

Расчищаем дорожки от снега.

Беседа о постройки снежного дворца.

П\и «Кто дальше бросит снежок» Цель: упражнять детей в метании снежков вдаль, развивать координацию движений.

Вторая половина дня:

Гимнастика после сна.

Рассматриваем зимние пейзажи. Составление описательных рассказов по картине. Цель: активизация словарного запаса, развитие связной речи, внимания, наблюдательности.  

«Мастерская самоделок» Изготовление снежинок, фонариков, гирлянд для украшения дворца 

Вечерняя процедура: КРУГ, СБОР информации

Журналы, фотографии, иллюстрации с различными изображениями снежных, ледяных построек.

В лаборатории – стаканчики, различные формочки, краски, кисти.

Внесение атрибутов для подвижных игр.

Пополнение центров группы играми  по желанию детей.

Конструирование из снега.

Крепим на афишу «снежинки». Дети рассказывают родителям о «снежинках».

СРЕДА

Познавательная деятельность (ФЭМП - как самостоятельная единица)

Программное содержание: упражнять в счете до десяти, учить сравнивать группы предметов, учить описывать предмет не видя его.

- Сравнение предметов по длине путем складывания пополам и с помощью мерки.

- Задание: количество не зависит от величины предмета и цвета.

- Д/и «Чудесный мешочек»

Планируемые результаты: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют любознательность, задают вопросы, обладают элементарными представлениями в области математики.

Предметно-практическая среда:

предметы разной длины, отрезы бумаги разной длины, карандаши.

Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия «Взрослый-ребенок»  ситуативно-личностная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в микрогруппах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Художественно- эстетическая деятельность:

Программное содержание: способствовать овладению навыками составления композиции, учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций, закреплять умение пользоваться ножницами.

Аппликация

«Зима в моем окошке» (аппликация из фольги и фантиков)

- Д/и «Времена года»

- Чтение рассказа «Два мороза»

Планируемые результаты: проявляют творческие способности, воплощают разнообразные замыслы.

Предметно-практическая среда: материалы для аппликации

Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок» внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок» деятельность в микрогруппах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Двигательная деятельность по плану педагога.

Прием:

Дети находят следующую снежинку с условным обозначением – следы на снегу. Беседа «что может обозначать эта снежинка», «о чем она может нам рассказать». (на снегу можно оставлять разные следы). Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки.

Утренняя гимнастика

Прогулка: Наблюдение за снежным покровом  и следами на снегу. Рассматриваем свои следы, в чем сходство, различие. Ищем на участке другие следы. Следы появляются от разных предметов.

Обсуждаем, как это может нам помочь

при строительстве и украшении снежного дворца.

п\и «След в след»

Рисуем на снегу картину

П/и « Догони»

Вторая половина дня:

Гимнастика после сна.

Заучивание стихотворения  «Гололедица»

Беседа «Какие опасности нас подстерегают зимой на улице»

Вечерняя процедура: КРУГ,

СБОР информации

Альбом с изображением различных зверей и птиц.

Энциклопедии, детские познавательные журналы.

Внесение в зону творчества необходимых материалов.

Придумать и изготовить дома различные печатки для оставления следов и украшения дворца.

                                                                                                      ЧЕТВЕРГ

Познавательная деятельность

Программное содержание:

Освоение построения модели классификационных отношений между понятиями; закрепление классификаций живой, неживой природы с использованием условных обозначений

- Д/и «Живое, неживое».

Предметы, сделанные руками человека, объекты живой и неживой природы в трех мешочках.

- Чтение  сказки «Морозко»

 - Физ. мин. «Собирайтесь, дети, в круг» (дети берутся за руки и становятся в круг с педагогом).

Планируемые результаты: у детей сформировано представление о живой неживой природе. 

Предметно-практическая среда:

Иллюстрации живой и неживой природы, модели условных обозначений

Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Музыкальная деятельность по плану педагога.

Прием:   

Беседа.  Почему снег греет?

 Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая.

Утренняя гимнастика

Прогулка:

На участке дети одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его.

Наблюдение за солнцем выше, ниже.

П/и «Снежинки» «Метелица»,

Труд на участке чистка дорожек.

К концу прогулки обе бутылки ставим рядом и сравниваем, в какой вода остыла больше, выясняем, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Выводы, рассуждения.

Вторая половина дня:

Гимнастика после сна.

Литературный досуг

«Знатоки сказок»

Цель: Умение различать волшебные сказки, знать их особенности, авторов. Умение узнавать сказку по отрывку, знать сказки разных народов. Драматизация сказки «Морозко»

Вечерняя процедура: КРУГ, СБОР информации.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Морозко»

С/р «Ждем гостей»

Помощь в постройке дворца для зимы

                                                                                                      ПЯТНИЦА

Речевая деятельность:

Программное содержание: совершенствовать речь, как средство общения, развивать у детей коммуникативные навыки, фантазию, упражнять в самостоятельном проговаривании сложных слов и четком произношении звуков в нем.

- Упражнение в определении количества слов в предложении.

- Составление схемы предложения.

- Составление предложения с заданным словом и сосчитать количество слов в нем.

- Физ. мин. «Делай как я»

Планируемые результаты: проявляеют творческие способности в придумывании рассказов, могут фантазировать вслух, играть словами, хорошо понимают устную речь.

Предметно-практическая среда:  набор сюжетных картинок.

Блокнот для записей секретов.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-личностная  познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Двигательная деятельность по плану педагога.

 

Прием: 

Загадка «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Утренняя гимнастика

Прогулка:

Итоговое мероприятие  «Игровое развлечение с родителями в снежном  дворце»  

Выставка поделок в «снежном дворце» Приглашение детей из других групп (совместные хороводы, игры).

 Вторая половина дня:

Гимнастика после сна.

Рисование «Волшебница-зима» Цель: Формирование умения воспринимать и передавать образ зимы, рисовать пейзаж, используя в рисунке нетрадиционные техники рисования. Беседа о развлечении, подведение итогов. Что понравилось? Что узнали? На какую тему хотели бы, поговорить на следующей недели?

Вечерняя процедура: КРУГ, подведение итогов.

Рассматривание поделок для снежного дворца, обсуждение.

Информация для родителей в «Уголке Здоровья»

«Свежий воздух малышам нужен и полезен»

Участие в мероприятии

 Информация по теме  следующей недели.