Родительское собрание
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «98»
 
 
 
 
 
 
 
Конспект родительского собрания
 Семинар – практикум «Обучение ребенка грамоте в детском саду»
 
 
 
 
 
 
Составил: 
Басина Н.Ю.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Братск - 2016
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению
грамоте.
 
Оборудование: предметные картинки; сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных и гласных звуков; графические схемы предложений; буклеты для родителей.
 
Участники родительского собрания: воспитатель, родители.
 
План семинара:
1.Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.
2.Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.
3.Практическая часть.
 
Ход
1.Вступительное слово
Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Игра «Да – нет»
Цель: активизировать внимание родителей.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет"; если не согласны.
Скажите громко и хором, уважаемые родители
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю...
Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ 
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
 Активными все будем? (да)
2.Выступление воспитателя
 
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.
Грамота - это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированности звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров)
-  сформированности фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.
       Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложения? Предложения - это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
       Звуки бывают - гласные, согласные. - Какие гласные звуки знаете Вы? (вопрос для родителей)
       В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.
       Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию.       Гласные звуки обозначают красным цветом.
      Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.   Согласные звуки обозначают, синим цветом.
 
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р1], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа', например: [р'].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука  [р!] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что: звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;
-  показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
- запоминание образа буквы можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе;печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ; вырывать, вырезать из бумаги образ буквы; вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: 
- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
 
      Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.
Условные обозначения:
Гласный звук (красный квадрат)
Согласный твёрдый глухой звук (синий квадрат)
Согласный мягкий глухой звук (зеленый квадрат)
Звуковая схема слова
3.Практическая часть
Задание - разминка «Обобщающие слова».
Цель: активизировать словарь, развивать умение классифицировать предметы по группам, развивать способность к логическому мышлению, воспитывать внимание, сосредоточенность.
Ход игры : надо назвать предметы одним обобщающим словом.
Родителям:
Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)
День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)
Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)
Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)
Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)
Дидактическая игра «Динь - дон».
Цель: развивать фонематический слух, расширять словарный запас, развивать воображение. Познакомить с символами согласных звуков мягкие и твердые.
Ход игры: живут в одной сказочной стране два гномика : Дин и Дон. Дин любит все мягкие звуки, а Дон - твердые. Живут они в одном доме, комната Дина зеленая, и он выбирает предметы, которые начинаются с мягких звуков, комната Дона синяя, он выбирает предметы, которые начинаются с твердого звука. Помогите им разложить предметы по комнатам - 1 команда помогают Дону, а 2 команда Дину, (выполняют задания с карточками)
Задание - «Найди слова с нужным звуком в тексте».
Цель: совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.
Ход игры: найти слова со звуком «с». Зачитывается текст.
Семья Синицыных.
Жили- были старик и старуха. И было у них семеро сыновей: Степан, Семен, Савелий, Станислав, Сергей, Спиридон и Саша. Степан был старшим следователем. Семен состоял в секции стариков. Сергей считался самым сильным. Он был самбистом. Савелий был способным скрипачом. Станислав служил на крейсере - «Стремительный». Спиридон был сыщиком. Саша- студент.
5. Заключительный этап.
Не забывайте, что детство - это удивительное время в жизни каждого человека - не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и нужны ребенку больше всего.
Желаем успехов вам и вашим детям!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «98»

Конспект родительского собрания

 Семинар – практикум «Обучение ребенка грамоте в детском саду»

Составил:

Басина Н.Ю.

Братск - 2016

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению

грамоте.

Оборудование: предметные картинки; сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных и гласных звуков; графические схемы предложений; буклеты для родителей.

Участники родительского собрания: воспитатель, родители.

План семинара:

1.Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.

2.Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

3.Практическая часть.

Ход

1.Вступительное слово

Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Игра «Да – нет»

Цель: активизировать внимание родителей.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет"; если не согласны.

Скажите громко и хором, уважаемые родители

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю...

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

 Активными все будем? (да)

2.Выступление воспитателя

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

- Сформированности звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров)

-  сформированности фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

- умение работать со схемой слова, предложения.

       Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложения? Предложения - это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.

       Звуки бывают - гласные, согласные. - Какие гласные звуки знаете Вы? (вопрос для родителей)

       В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.

       Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию.       Гласные звуки обозначают красным цветом.

      Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.   Согласные звуки обозначают, синим цветом.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р1], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа', например: [р'].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука  [р!] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что: звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;

-  показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

- запоминание образа буквы можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе;печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ; вырывать, вырезать из бумаги образ буквы; вылепить из пластилина, теста;

написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

 

      Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

Условные обозначения:

Гласный звук (красный квадрат)

Согласный твёрдый глухой звук (синий квадрат)

Согласный мягкий глухой звук (зеленый квадрат)

Звуковая схема слова

3.Практическая часть

Задание - разминка «Обобщающие слова».

Цель: активизировать словарь, развивать умение классифицировать предметы по группам, развивать способность к логическому мышлению, воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры : надо назвать предметы одним обобщающим словом.

Родителям:

Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)

День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)

Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)

Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)

Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)

Дидактическая игра «Динь - дон».

Цель: развивать фонематический слух, расширять словарный запас, развивать воображение. Познакомить с символами согласных звуков мягкие и твердые.

Ход игры: живут в одной сказочной стране два гномика : Дин и Дон. Дин любит все мягкие звуки, а Дон - твердые. Живут они в одном доме, комната Дина зеленая, и он выбирает предметы, которые начинаются с мягких звуков, комната Дона синяя, он выбирает предметы, которые начинаются с твердого звука. Помогите им разложить предметы по комнатам - 1 команда помогают Дону, а 2 команда Дину, (выполняют задания с карточками)

Задание - «Найди слова с нужным звуком в тексте».

Цель: совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.

Ход игры: найти слова со звуком «с». Зачитывается текст.

Семья Синицыных.

Жили- были старик и старуха. И было у них семеро сыновей: Степан, Семен, Савелий, Станислав, Сергей, Спиридон и Саша. Степан был старшим следователем. Семен состоял в секции стариков. Сергей считался самым сильным. Он был самбистом. Савелий был способным скрипачом. Станислав служил на крейсере - «Стремительный». Спиридон был сыщиком. Саша- студент.

5. Заключительный этап.

Не забывайте, что детство - это удивительное время в жизни каждого человека - не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и нужны ребенку больше всего.

Желаем успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...