Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
материал на тему

Инжуватова Анастасия Евгеньевна

Сообщения для педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты

«1 №-а прогимназия»  муниципальнöй   сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                           Инжуватова А.Е.

                                                                                                                      (базовая)

                                                                         г. Воркута

                                                                          2016 год

Экологическое образование населения – один из путей решения экологической проблемы. Экологическое образование дошкольников  - первое звено система непрерывного экологического образования.

  

Дошкольный возраст — самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально - нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

В необходимости формирования  основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике  же не редко случается так, что дети усваивают определенный объём экологических понятий и знаний о природе механически, не используя  их в практической деятельности. Приоритетной же должна  быть задача воспитания гуманитарного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей – вот основа экологической воспитанности. Основной целью занятий в детском саду является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных "Программой воспитания и обучения в детском саду". Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Таким образом, задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам. Природа не только храм  здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.  Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы  сами должны научиться  любить её. 

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения.

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

Это позволит прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы».

 

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Во время игр, направленных на воспитание экологической культуры у дошкольников основываются следующие показатели сформированности экологической культуры, это: 

  • создавать условия для воспитания бережного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
  • способствовать развитию умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы;
  • способствовать формированию у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности; умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  • воспитывать чувство переживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.