Познавательно – исследовательский проект «Школа для дошколят»
проект (старшая группа) на тему

 Крашениникова Марина Михайловна

Формирование у дошкольников первичных знаний  о профессии учителя, воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором предстоит ребенку жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.Проект школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ  Детский сад « Метелица»

ЯНАО   г. Новый Уренгой

Познавательно – исследовательский проект «Школа для дошколят»

по формированию позитивных установок к профессии учителя у детей дошкольного возраста.

Руководители проекта:  Крашениникова М.М.,

                                                            Участники проекта: Дети и родители старшей группы Д\с «Метелица»

Актуальность темы: вопрос  трудового воспитания  и образования детей становится более актуальным в настоящее время. Формирование у дошкольников первичных знаний  о профессии учителя, воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором предстоит ребенку жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.Проект школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Вид проекта: Познавательно – исследовательский

Срок реализации: долгосрочный

Цель проекта:  Расширять представление детей о профессии учителя(окружающий мир, природоведение).Развивать интерес к исследовательской деятельности, основ экологической культуры, осознанного ценностного отношения к природе  у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Прививать  положительное отношение к школе, к учителю у детей подготовительной к школе группы;

– Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
– Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

– Обогащать словарь  и активизировать речевую активность детей;

-Создавать развивающую предметно– пространственную среду для ознакомления детей со школой;

- Повысить заинтересованность родителей проблемой формирования знаний о профессии учителя.

Материально – техническое обеспечение:

Цифровые ресурсы:

Фотоаппарат,

Видеокамера,

Ноутбук и мультимедиа для показа презентаций.

Реализация проекта «Школа для дошколят» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

 -единства содержания форм и методов работы;

-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе, к учителю

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-доступности;

-системности и последовательности.

Ожидаемый результат:

-повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе;

-использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе, учителю у детей подготовительной к школе группы.

План мероприятий реализации проекта

1этап    - Подготовительный

1. Проведение беседы с целью выявлению знаний о профессии учителя.

2. Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы и  дидактических игр.

3. Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

4. Подбор информационного материала для родителей (законных представителей).

5. Разработка конспектов НОД, развлечений.

6. Создание альбома по профессии.

7. Организация развивающей предметно – пространственной  среды в группе.

II этап - Основной

Формы и методы реализации проекта.

1. Рассказ воспитателя о профессии учителя.

2. Экскурсии в школу: знакомство с учителем начальных классов.

3. Беседа  «Растения нашего города », «Комнатные растения» с целью ознакомления детей с местной флорой.

4. Сюжетно – ролевая игра: «Школа».

5. Заучивание стихотворений, пословиц о профессии учитель.

6. Опытно-экспериментальная деятельность («Огород на окне», «Фильтрование воды», «Испарение влаги с листьев растений» и др.)

7. Театрализованная деятельность «Посиделки у Мудрены»

8. Создание продуктов детской деятельности:

- Рисование « Учитель в классе», «Школьные принадлежности»;

- Лепка из соленого теста «Глобус»;

- Создание книжек – самоделок;

- Конструирование из природного материала.

9. Итоговое развлечение « Школа для дошколят»

III этап - Заключительный

Подведение итогов проекта и определение перспектив его развития.

Дети:

- Презентация проекта (театрализованное представление) « Школа для дошколят».

- Альбом, созданныйпедагогом, совместно с детьми и их родителями (законными представителями)  «Профессия - учитель»

- Награждение самых активных детей и родителей (законных представителей)

Педагоги:

- Представление проекта и его реализации педагогическому сообществу: Педсовет ДОУ № 3

- Публикация проекта в профессиональных сообществах педагогов в сети интернет.

- Публикация проекта на сайте детского сада

Дальнейшее развитие проекта

  • Разработка   мультимедийных презентаций«Озеленение участка детского сада»
  • Пополнение развивающей предметно – пространственной среды «Опытно – экспериментальная лаборатория  «Юные исследователи»
  • Создание экологической тропы
  • Разработка информационных буклетов для родителей о психологической готовности детей к школе.

Экскурсии в школу: знакомство с учителем начальных классов

F:\КАРСАК\20160213_120450.jpgF:\КАРСАК\20160213_120308.jpgF:\КАРСАК\20160213_123555.jpg

Рисование « Учитель в классе»

E:\DCIM\102D3100\DSC08317.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08365.JPG

                                                   Лепка из соленого теста «Глобус»

E:\DCIM\102D3100\DSC08326.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08328.JPG

Опытно-экспериментальная деятельность «Огород на окне»

E:\DCIM\102D3100\DSC08337.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08342.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08348.JPG

          Рассматривание семян                                        Посадка семян                                              Полив лука

E:\DCIM\102D3100\DSC08332.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08329.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08331.JPG

                        Полив цветов                                    Огород  на окне                                Цветник                                                  

Опыты с водой и воздухом

E:\DCIM\102D3100\DSC08368.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08371.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08373.JPG

Рассматривание  гербария

E:\DCIM\102D3100\DSC08378.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08374.JPGE:\DCIM\102D3100\DSC08380.JPG

Опытно - исследовательская деятельность.

ОПЫТ № 1

«Свойства  воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

ОПЫТ № 2

«Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

ОПЫТ №3

«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

ОПЫТ №4

«Воздух сжимается»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

ОПЫТ №5

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

ОПЫТ № 6

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

ОПЫТ №7

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха  к корням. Наблюдают за изменениями проростков  (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

ОПЫТ № 8

«Что выделяет растение?»

Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу  так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Итоги. Растения выделяют кислород.

ОПЫТ №9

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.

Материалы. Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Итоги. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

ОПЫТ № 10

«На свету и в темноте»

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

ОПЫТ №11

«Кому лучше?»

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

ОПЫТ № 12

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

                                                                      Список литературы:

1.  Абашина, В. В.  Шайбакова  С. Г. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом»

2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-3 3. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

 3.Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

4.Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ .

5. Данилина, Т. А. Лагода Т. С., М. Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2005

 6.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка - Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы

 7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.

 8.А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: 9.Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы –

 9.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание  дошкольников детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

10. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

 11. Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа.                                                                                                      

 12. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2010

13.  Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»

14  Н. В. Краснощекова « Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Ростов н/Д. : Феникс, 2007

15.  Шорыгина Т. А. «Беседы о профессиях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творчеческий проект «Школа безопасности для дошколят» Для детей младшего дошкольного возраста

Познавательно-творчеческий проект«Школа безопасности для дошколят»Для детей младшего дошкольного возраста...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе "Соль-волшебница"

Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе № 7 "Соль-волшебница"...

Познавательно-исследовательский проект "Школа волшебников. Мир Камней" 2021

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....

Познавательно-исследовательский проект Школа Волшебников

Цель проекта:Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.Задачи:1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.2. Развиват...

Познавательно-исследовательский проект «Школа волшебников» в младшей группе .

Познавательно-исследовательский проект «Школа волшебников» в младшей  группе...