«Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Босикова  Юлия Сергеевна

   Цель: Актуализировать знания педагогов о  возрастных психологических особенностях  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vozrastnye_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 7

Семинар для педагогов ДОУ

по теме «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Подготовил педагог-психолог

                                                                                  Шенцева Юлия Сергеевна

г. Калач 2017 год

   Цель: Актуализировать знания педагогов о  возрастных психологических особенностях  детей.

                         

План

I Часть. Теоретическая.

  1. Актуальность темы в связи с введением ФГОС ДОО,
  2. Возрастная периодизация по Эриксону. Доклад.

II Часть. Практическая.

     3. Практическое задание. Работа над понятиями (кризис, новообразование;

      - работа по подгруппам  с таблицей;

      - решение педагогических ситуаций. Обмен опытом работы.

       4. Рефлексия. Анкета  для воспитателей.

I часть. Теоретическая.

   1. - В связи с принятием с 1 января 2014 года Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования, знание педагогами  возрастных  психологических особенностей детей становится еще более значимым, так как Стандарт обязывает нас строить образовательную деятельность, опираясь на следующее: «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду»; в Стандарте учитывается: «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Таким образом можно сделать вывод, что ин индивидуальный подход в воспитании ребенка невозможно осуществить  без знания возрастных психологических особенностей.

2.   - Сейчас подробнее остановимся на возрастной периодизации Эриксона. Как вы наверно помните из курса возрастной психологии, Эриксон представил  модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом. 

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни. 

1 стадия.  Доверие или недоверие.
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия. 

2 стадия. Автономия или стыд и сомнение. 
Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

3 стадия. Инициатива или чувство вины.
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. 

4 стадия. Трудолюбие или чувство неполноценности. 
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими. 

5 стадия. Идентичность или смешение ролей.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности. 

6 стадия. Близость или изоляция. 
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. 

7 стадия.  Генеративность или стагнация.
Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п. 

8 стадия. Целостность эго или отчаяние. 
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих        конфликтов. 

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние. 

II Часть. Практическая .

3. Работа над понятиями.

- Вы знаете, что вопросами периодизации занимались многие ученые Выготский, Эльконин, Эриксон, студентами вы изучали их возрастные периодизации, и знаете, что у каждого из них была своя опора на ведущую деятельность , либо ведущий психический процесс,  а мы с вами попробуем на основе их учения создать свою универсальную , узкую периодизацию, охватывающую именно возраст детей, с которыми мы работаем. Но прежде чем мы приступим к работе, мне бы хотелось раскрыть некоторые понятия, которые нам необходимы.

- Итак, что такое возрастной кризис? (Размышляем)

Возрастной кризис - переходный этап от одного возрастного периода к другому.

Совершенно верно, научное понятие:

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими Новообразованиями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Что такое новообразование? – изменение

Новообразования (возрастные) (Выготский)

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те физические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени впервые и которые определяют в самом главном и основном  сознание ребенка в его отношении к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь и весь ход его развития в данный период.

- Какие кризисы мы знаем из возрастной психологии? Вернее, какие кризисы переживают дети, с которыми мы работаем? (3лет,  7 лет).

- Коротко их опишите, в чем заключаются, как проявляются? ( Кризис трех лет-ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я  и т.д., семи лет- переход из мира детей в мир взрослых, смена игровой деятельности на учебную и т.д.)

- работа по подгруппам с таблицей.

Участники семинара делятся на три подгруппы соответственно возрастам: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст и старший (подготовительный) дошкольный возраст. На столах, за которыми сидят участники семинара,  заранее расставлены таблички: «Капризульки», «Почемучки», «Всезнайки», соответственно этим названиям подгруппы отгадывают, кому какой возраст достался, на каждую подгруппу раздается таблица с семью графами: (Приложение 1 к семинару)

Возраст

ребенка

Ведущая

деятельность

Ведущая игра

Мышление

Речь

Противоречия или социальная ситуация развития

Новообразование

Кризис, проявления

Младший дошкольник

Средний дошкольник

Старший (подготовит.) дошкольник

 

Каждой подгруппе  дается задание заполнить графы -  деятельность, игру, мышление, речь и т.д. соответствующие   «своему» возрасту.

Далее, если наблюдаете, что испытывают трудности, то:

- Я вижу что вы испытываете затруднения, я раздам вам новые  таблички,

уже заполненные, но неверно, не соответственно возрастам. Нужно верно расставить , каждое новообразование, психический процесс,  деятельность соответственно  возрасту. 15-20 мин.

- Итак, кто готов защитить свою работу? – Выступления.

- Замечательно, справились. Каждая подгруппа заполняла графы своего возраста, а я вам раздам вот такие  полностью заполненные таблички, которые вы возьмете с собой и надеюсь они пригодятся для построения  успешной работы с детьми.

- педагогические ситуации. Обмен опытом.

А теперь на практике воспользуемся припомненными знаниями, каждой подгруппе раздам по педагогической ситуации, решаете вместе, защищает один (10 мин.) Педситуации выбрать по любым проблемам, встречающимся в практике дошкольников.

Обсуждение.

Очень хорошо, а теперь может быть есть желающие поделиться сложными ситуациями и путями их разрешения из собственного опыта? (Делимся).

4.  Для обобщения опыта проведения семинаров и планов на будущее, прошу вас заполнить анкеты (Приложение 2, раздаем каждому).

- Спасибо за внимание, надеюсь , что вы провели время не только с пользой , но и с удовольствием , общаясь с коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление  и способы решения проблем, п...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образоваельной работе

Консультация для педагогов. Памятка для педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста". Памятка для педагогов "Психологические особенности типов темперамента"....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей дошкольного возраста...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...